Зарубежное искусство

Небольшой коллекции зарубежного искусства предоставлен отдельный зал в экспозиции музея. В основном здесь демонстрируются произведения старой европейской живописи.

Эпоха Возрождения представлена картиной XVI века «Поклонение пастухов» мастерской итальянского художника Якопо Бассано, а также полотном «Иродиада», связанным с творчеством Ганса фон Аахена, видного немецкого мастера позднего маньеризма.

Искусство Европы XVII столетия – наиболее интересная и полная часть зарубежной коллекции в музее. С барочным направлением в итальянском искусстве можно познакомиться на примере мраморного бюста, созданного в конце XVII века и изображающего дожа Венеции Франческо Морозини.

Жак Стелл «Танец вокруг золотого тельца»
Ж. Стелла. Танец вокруг золотого тельца
Я. Мейтенс. Женский портрет
Я. Мейтенс
Женский портрет

Среди французских работ первое место принадлежит большому полотну «Танец вокруг золотого тельца», написанному Жаком Стелла, другом выдающегося художника Никола Пуссена. Это типичное произведение барочного классицизма с прекрасными фигурами на переднем плане и эмоционально исполненным пейзажным фоном.

В разделе фламандской школы следует отметить картину «Лес на берегу пруда». Как было принято в то время, она является совместной работой двух живописцев: Лукаса ван Юдена, писавшего пейзаж, и Давида Тенирса Младшего, исполнившего фигуры. Рассказ о крестьянах и цыганках, предсказывающих им судьбу, происходит на фоне лесного пейзажа с открывающимися в просвете холмами, увенчанными виселицей. В экспозиции имеется также старинная копия с картины Питера Пауля Рубенса «Отдых Святого семейства на пути в Египет».

Всеми жанрами представлены мастера голландской школы. В этой части коллекции есть картины религиозной тематики («Христос среди ученых» Леонарта Брамера). Образ женщины в виде Флоры на полотне, исполненном Яном Мейтенсом, создан в традициях идеализированного портрета с введением мифологического содержания. Подписной «Пейзаж с хижиной» Алларта ван Эвердингена - несомненно, одно из любопытных произведений музея. Возможно, он выполнен художником во время его пребывания в Швеции в 1640-е годы и является одним из многочисленных рабочих этюдов, которые впоследствии служили для него исходным материалом при создании больших картин. Жемчужиной голландского раздела можно считать «Город на берегу. Вид Праги» редкого мастера Дирка Верхарта, картин которого сохранилось немного. Имеется интересный образец интерьерной живописи – «Интерьер католической церкви», исполнение которого, возможно, связано с мастерской Хендрика Корнелиса ван дер Влита. Прекрасный «Натюрморт с крабом» написан Яном Янсом ван Эйлом и относится к жанру «завтраков». Вместо подписи художник помещал на своих картинах разнообразные изображения совы (в переводе с голландского его фамилия означает «сова»). На донышке опрокинутого бокала можно увидеть эту криптограмму (часть клюва птицы и ее круглый глаз). Обращает на себя внимание небольшая картина «Веселая пара» (1725) Яна ван Дейка (1690 – 1769), который был не только художником и писателем, но и одним из первых в мире профессиональных реставраторов.

Л. ван Юден, Д. Тенирс Младший. Лес на берегу пруда. Около 1640
Л. ван Юден, Д. Тенирс Младший
Лес на берегу пруда. Около 1640

К таким же к редкостям можно отнести полотно Карела Шкреты, чешского художника, чьи работы в основном хранятся в Праге. В новосибирском собрании он представлен портретом Бернарда де Витте (около 1670), который был приором Мальтийской конгрегации в Праге и давним другом живописца.

XVIII столетие, век Просвещения и господствующего стиля рококо, также представлено рядом интересных работ. Привлекает внимание полотно «Мост Риальто около палаццо деи Камерленги» (около 1741), которое исполнил венецианский мастер городского пейзажа (ведуты) Микеле Мариески.

Французские художники Жан-Батист Патер и Гюбер Робер являют своими произведениями характерные достижения французской живописи XVIII века. Кисти первого принадлежит типичная картина в рокайльном стиле «Игра в жмурки». Вторым исполнен небольшой пейзаж «Пантеон и колоннада Бернини» (1772), который служит наглядным примером его творчества. В нем художник удачно совместил в духе археологического историзма сцены повседневной жизни с великолепной архитектурой прошлого, как всегда сводя на одном полотне постройки, находящиеся в разных местах.

Д. Верхарт «Город на берегу. Вид Праги»
Д. Верхарт
Город на берегу. Вид Праги
Й.Е. Шеффер фон Леонхардскофф. «Рафаэль и Форнарина». 1821
Й.Е. Шеффер фон Леонхардскофф
Рафаэль и Форнарина. 1821

XVIII век для Германии – это время нового расцвета ее культуры. Небольшая композиция «Цирцея» (около 1780) работавшего в Баварии Януариуса Цика позволяет судить о мастерстве немецких художников той эпохи. Картина «Сельский пейзаж» принадлежит к новому направлению классицизма, которое активно формировалось в то время именно в Германии. Наше полотно имеет сходство с ранними произведениями выдающегося пейзажиста того времени Якоба Филиппа Хаккерта.

Большой популярностью пользовались в то время уменьшенные бронзовые отливы с известных оригиналов греческого и римского искусства. К ним относится, в частности, бронзовая группа «Силен с младенцем Дионисом» с мраморной копии римского времени с оригинала знаменитого греческого скульптора Лисиппа (IV в. до н. э.). По всей видимости, она сделана во Франции в конце XVIII столетия.

Среди немногочисленных работ XIX века обращает на себя внимание репрезентативное и датированное полотно «Рафаэль и Форнарина» (1821), которое исполнено рано умершим австрийским живописцем Йоханом Шеффером фон Леонхардскофом, работавшим в русле ранних немецких художников-романтиков. Они искали вдохновение в великом искусстве Италии, в Риме.

О европейском реализме в живописи XIX века можно судить по трем произведениям. Бельгийские художники Якоб Жозеф Экхаут с картиной «Сцена на берегу», изображающей встречу рыбачьего судна семьей рыбака, и анималист Шарль Филожен Тсхаггени с очаровательной работой «Мальчик, кормящий лошадей» (1845), а также довольно известный в свое время немецкий живописец Вальтер Виттинг с большим полотном «Цветочницы» (1889) одинаково заботливо пекутся о своих клиентах, создавая привлекательные и чувствительные сюжеты в своих произведениях.

«Портрет великого князя Николая Николаевича старшего» (середина 1840-х) кисти Франца Крюгера (1797 – 1857), немецкого художника, много работавшего для русского императорского двора, придает этой части собрания бóльшую цельность и является примером сотрудничества западноевропейских мастеров с русскими заказчиками, в частности, с императорским двором.

Гюбер Робер «Пантеон и колоннада Бернини». 1772
Гюбер Робер
Пантеон и колоннада Бернини. 1772