Произведения
Н.Д. Грицюка

Персональная коллекция произведений Николая Демьяновича Грицюка (1922 – 1976) принадлежит к числу тех уникальных частей музейного собрания, которые составляют его особую гордость. Эта коллекция формируется в течение многих лет, при жизни автора и после его ухода, насчитывая сейчас 77 работ. Она раскрывает перед посетителями многослойный, глубокий пласт художественной культуры нашего города, средоточием которого стала личность этого талантливого мастера, одного из самых значительных российских художников второй половины ХХ века.

Н.Д. Грицюк. Вид с Оби. 1969 Из серии «Новосибирск»
Н.Д. Грицюк. Вид с Оби. 1969
Из серии «Новосибирск»
Н.Д. Грицюк. Красное море. 1975. Из серии Крым
Н.Д. Грицюк
Красное море. 1975
Из серии «Крым»

Н.Д. Грицюк получил образование на художественном факультете Московского текстильного института. Эта профессиональная школа, во второй половине 1940-х годов сохранявшая преемственные связи с эстетическими принципами мастеров «Бубнового валета», скрепила прочными нитями будущее творчество Грицюка с традициями отечественного искусства начала ХХ столетия. Она же определила своеобразные декоративные черты его изобразительного языка, в котором столь важны выразительные ритмы линий и цветовых пятен, столь велико тяготение к абстрактному колористическому мышлению.

С 1952 года Н.Д. Грицюк работал в Новосибирске. Вся его творческая жизнь, прошедшая здесь, стала временем непрерывного развития его художественного метода, непрестанного труда в мастерской и активной экспозиционной работы. С 1953 года он постоянно участвовал во многочисленных областных, зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставках. Персональные выставки его произведений устраивались в Москве, Новосибирске, Кемерово, Рязани, Риге, Новокузнецке, Омске, Таллине, Белграде и Варшаве. Их экспонаты привлекли к творчеству Грицюка заинтересованное, неослабевающее внимание художников, искусствоведов и зрителей.

С именем Николая Демьяновича связаны благодарные воспоминания многих новосибирцев старшего поколения. В 1960 – 1970-е годы его мастерская была притягательным центром глубокого, дружественного общения художников, писателей, ученых. «Сюда всегда можно было прийти, - писала журналист З.М. Ибрагимова, - за теплом, за вдохновляющим удивлением. Людям было светло в его полутемной тогда мастерской. Его доброты, его лучистой энергии хватало на всех. И работал он, как никто. Когда бы ни заглянул, у него – новые работы. И всякий раз – новый художник, ошеломляющий, завораживающий музыкой цвета».

Н.Д. Грицюк. Во дворе. 1960. Из серии Новосибирск
Н.Д. Грицюк
Во дворе. 1960. Из серии «Новосибирск»

Сотрудники музея с признательностью помнят о роли Н.Д. Грицюка в первоначальном становлении коллекции Новосибирской картинной галереи, основанной в 1957 году. Тогда, в конце 1950-х – начале 1960-х годов, Николай Демьянович был в числе художников, деятельно включившихся в сбор экспонатов для долгожданного нового музея. По свидетельству первого научного сотрудника галереи П.Д. Муратова, при участии Грицюка в Москве «удалось приобрести для города четыре картины А. Куприна, четыре произведения А. Лентулова, великолепный натюрморт И. Машкова, пейзажи В. Рождественского. <…> Он побывал у А. Гончарова, А. Дейнеки, Б. Иогансона, С. Герасимова, Ю. Пименова, С. Чуйкова. <…> Работа для Новосибирской картинной галереи заставила Грицюка окунуться в российскую художественную жизнь конца 50-х годов, увидеть наследие русской дореволюционной и советской живописи, оказавшееся живым и действенным».

В постоянной экспозиции Новосибирского государственного художественного музея выделен зал, посвященный творчеству Н.Д. Грицюка. Небольшие выставки, которые сменяют в нем друг друга, знакомят посетителей с произведениями художника, хранящимися в музее: новосибирскими и московскими пейзажами, крымскими натюрмортами, индустриальными композициями из кузбасского цикла, листами из серий «Переславль Залесский», «Ленинград», «Таллин», «Фантазии и интерпретации». Эти работы создают яркое представление о творческой индивидуальности мастера, о глубине его дарования, неповторимости и удивительной эмоциональной насыщенности его художественного языка. Особое место среди них принадлежит акварелям из серии «Новосибирск».

В них воплощаются многоликие образы нашего города 1950 – 1960-х годов: пространство его проспектов и теснота двориков, соседство старых домов и стремительно растущих новостроек, его звучные и приглушенные краски. Напоминая о прошлом, работы Н.Д. Грицюка остаются современными – так остро и достоверно передается в них мироощущение человека в динамичной, изменчивой городской среде.

В других тематических циклах из наследия художника ясно прослеживается тот путь, который он последовательно проходил в творческом переосмыслении действительности. Его натурные наблюдения преображались в условные, экспрессивные импровизации, полные пластического напряжения, резко контрастных или утонченно гармоничных цветовых сочетаний, причудливых форм и мотивов. В зрелых работах Грицюка выразилось его сложное, неоднозначное мировосприятие, сосредоточенное на значимых образах и явлениях его времени.

Творчество Н.Д. Грицюка оказало существенное влияние на профессиональное развитие многих новосибирских художников – его сверстников и тех, кто принадлежал к следующим поколениям. Зримые черты живого присутствия этого мастера в изобразительном искусстве Новосибирска проявляются в немалом числе произведений, входящих в музейную экспозицию искусства Сибири ХХ – начала XXI века.

Н.Д. Грицюк «Таллинские ритмы». 1975. Из серии Таллин
Н.Д. Грицюк
Таллинские ритмы. 1975. Из серии «Таллин»