Иконопись

Экспозиция иконописи в Новосибирском государственном художественном музее начинается с произведений XVI столетия и заканчивается иконами начала ХХ века.

Искусство иконописи приходит на Русь из Византии, в эпоху принятия христианства. Сохраняя византийские каноны и традиции, на русской почве икона приобрела национальные черты, проявившиеся в особом лиризме, просветленности и простодушии образов, в разнообразии иконографии, которой не знала Византия.

Покров. Конец XVII - начало XVIII века
Покров. XVII век
Покров. XVII век

Начиная с Х века древнерусская живопись прошла огромный путь развития. В XVI столетии, с созданием централизованного государства, происходит дальнейшая канонизация русских святых, формируется новая иконография. К ранним произведениям новосибирского собрания относится икона XVI века «Чудо Димитрия Солунского», сочетающая в своей выразительности торжественность композиции, благородство пропорций, певучесть линейного ритма с изысканной красочной гаммой. Усиление догматического начала, некий «византинизм» образов можно заметить в иконе «Богоматерь с Младенцем на престоле» конца ХVI века. Прекрасна по композиции, цвету, художественному качеству икона «Страшный суд», принадлежавшая митрополиту Филиппу Колычеву, который был причислен к лику святых.

Иконы XVI - XVII веков стилистически очень разнообразны. В произведениях начала этого периода ощутимо влияние творчества Андрея Рублева, Дионисия и художников его круга, в конце – преобладают стилистические приемы «строгановской школы» Сольвычегодска. Множество икон этого стиля создавались и в царских мастерских в Москве. Для них характерны миниатюрная тонкость письма, невесомость форм, орнаментальность, повышенная декоративность и усложненность композиции. Иконы «Успение», «Покров» XVII века из новосибирской коллекции близки к этой группе памятников.

Процесс влияния западной культуры и обмирщения иконописи усиливается с конца ХVII - начала XVIII века. В собрании можно выделить особую группу икон, происходящих из Костромской области («Никола Можайский с житием», «Святая Параскева Пятница с житием», «Покров», «Успение»), в которых отражены характерные особенности иконописного искусства этого времени. Здесь, хотя и несколько условно, уже передаются объем, линейная и воздушная перспектива, многоплановость пространства, появляются элементы пейзажа и интерьера. В композициях проявляются черты исторического и национального характера, сюжетное и колористическое разнообразие.

В экспозиции музея представлены иконы уральских и сибирских мастеров XIX – начала ХХ века. Особый интерес вызывают иконы, найденные на территории Новосибирской области - в Сузунском, Колыванском, Венгеровском районах. Созданные народными мастерами, они отличаются упрощенной иконографией, декоративностью, яркостью цвета. Поэтической грустью проникнута икона «Богоматерь Утоли моя печали». Наивным простодушием привлекают образы главных заступников в композициях «Огненное восхождение пророка Илии», «Архангел Михаил», «Никола», олицетворяющие народное представление о мужестве и доброте.

Святитель Николай Можайский с житием. Конец XVII - начало XVIII века
Никола Можайский с житием
Конец XVII - начало XVIII века
Спас. Сузун. Начало ХХ века
Спас. Сузун. Начало ХХ века