• Главная
  • Архив выставок - 2015
  • Выставка проекта Юрия Холдина и Фонда «Фрески Руси» «Свет...
  • Выставка проекта Юрия Холдина и Фонда «Фрески Руси» «Свет фресок Дионисия – миру»

    13 ноября 2015 3007
  • Выставка проекта Юрия Холдина и Фонда «Фрески Руси» «Свет фресок Дионисия – миру»

    Имя Дионисия стоит в ряду с Феофаном Греком и преподобным Андреем Рублевым. Современник Микеланджело и Леонардо да Винчи, он был самым знаменитым «началохудожником» Святой Руси, очень плодовитым, но из громадного обилия его творений в целостности до нашего времени дошло только одно, да и то – в далекой российской глубинке, в маленькой деревне под Вологдой. Это фрески Ферапонтова монастыря – одна из самых загадочных и притягательных жемчужин нашей «Северной Фиваиды». Чудом кажется уже то, что 300 композиций, в такой невероятной для 500-летней истории полноте, сохранились в условиях сурового климата русского Севера почти в первозданности. Не менее поразительно, что они не поновлялись за все время своего существования, их никогда не касалась кисть другого художника: реставрация была, но очень деликатная – снимали «пыль веков», не затрагивая красочного слоя. Эти фрески, принадлежащие кисти великого художника, работавшего здесь с сыновьями – вершинное достижение искусства Золотого века иконописи на Руси второй половины XV века, в них – целая энциклопедия православной культуры времен ее наивысшего расцвета.

    Сегодня ферапонтовский цикл называют «огромной объемной иконой, матрицей для будущего России». Но доступ к древнейшему стенописному оригиналу ограничен до 15-30 минут. Не только малодоступность и удаленность этого маленького северного собора от культурных центров никогда прежде не позволяла показать зрителю все композиции Дионисия. Внимательное, осмысленное рассматривание стенописи, последовательное изучение всей ее программы – проблема, с которой никогда прежде не работали специалисты визуального искусства. Вопрос аутентичного представления перед зрителем объемного пространства со стенописными образами оказался закрытым: результат копирования и полиграфического тиражирования памятника, накопившийся за весь ХХ век, лишь подтвердил недостижимость столь важной цели. Такая возможность появилась лишь в начале XXI столетия благодаря двенадцатилетнему подвижническому труду Юрия Холдина (1954 - 2007), ставшему настоящим фотооткрытием фресок Дионисия для современной широкой публики. На сегодняшний день его подход, как любое художественное явление, единичен. Но постепенно становится все очевидней, что проект Холдина требует пристального изучения уже по той причине, что это единственно возможный путь представления уникального памятника, особо охраняемого государством объекта культурного наследия народов России, внесенного в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

    Новый изобразительный формат представления вершинного труда Дионисия – словно новый этап его жизни. Мы можем сегодня видеть воочию и воспринимать неповторимую светоносную силу русской фрески в той степени подлинности, как во многих отношениях и на малый процент не удается даже в Ферапонтово. Ведь фрески живут в сложном архитектурном и световоздушном пространстве. Их цвет постоянно меняется в зависимости от освещенности – и в разное время дня, года, мы их видим по-разному. Холдин, исследуя, как влияет свет на наше восприятие фресок, пришел к заключению, что цвет и светоносность образов раскрываются в узком диапазоне светового времени. Это освещение, которое бывает в храме в полдень солнечного дня: «Я заставлял пленку увидеть так, как человек видит это во время Литургии, когда включаются паникадила, горят свечи…» В найденном ключе Холдин решил, как показать все композиции Дионисия, чтобы у человека, приходящего на его выставку, равно как и листающего его альбомы, создавалось впечатление одномоментного погружения в единое световое и цвето-колористическое пространство собора.

    С точки зрения новаторских подходов Холдин многое осуществил впервые в мировой практике. Помимо съемки фресок с адекватной цветопередачей при условиях переменчивого дневного света, уникальность его подхода неразрывна с эксклюзивными авторскими решениями допечатного процесса, позволившими без минимальных погрешностей добиться предельной степени соответствия оригиналу в полиграфии и фотопечати. Экспозиционный материал – вершина технологических возможностей пленочного фотоискусства и лазерной светопечати не только для России, но и для мировой культуры. В условиях прагматично развивающегося фотобизнеса сам отпечатанный в едином колористическом ключе выставочный цикл стал уже достоянием истории. Удивителен и не сразу понятен вопрос неповторимости качества фотопечати, при стандартном взгляде на то, что все в искусстве можно повторить, а уж особенно если речь идет о фотографии. Тем не менее, по утверждению специалистов ФотоПро – лаборатории, где около 10 лет шла печать полного цикла проекта, смена технологических процессов в фотографии уже не позволит повторить печать на таком же качественном уровне.

    Более полная информация о выставке представлена в статье Е.В. Даниловой «Вечный полдень Дионисия»