• Главная
  • Архив журнала
  • Оглавление - 1(15)2014
  • Музей – детям
  • Смотрим, играем, творим...
  • Смотрим, играем, творим

    О.Г. Куржукова

    310
  • Смотрим, играем, творим

    Основополагающим фактором для художественного развития человека являются не столько знания, сколько богатая эмоциональная сфера и качества, способствующие восприятию искусства - воображение, образное и ассоциативное мышление, эмоциональное сопереживание, наблюдательность, сенсорные способности. Формирование и развитие этих качеств стало приоритетом при выборе форм работы на занятиях абонементов «Музейные путешествия» и «Музейные тайны», которые проходят в Новосибирском художественном музее с 2010 года. Нам хотелось отойти от привычных и ожидаемых экскурсий и сделать каждую встречу разнообразной, динамичной, насыщенной эмоциями и живыми реакциями. 

    На первом занятии абонемента «Музейные путешествия» вместо стандартной обзорной экскурсии проводится программа «Здравствуй, музей!», в рамках которой мы рассуждаем о том, как появляются на свет произведения искусства, как они попадают в музей и как здесь живут, что происходит, когда они «устают» или «заболевают». Ребята узнают о поддержании в залах особого температурного и влажностного режима, о том, зачем нужны смотрители и кто такой хранитель, о реставрации картин и работе художников-реставраторов. Беседуя у полотен в рамках занятий «О чем рассказывает картина, или О жанрах живописи», «Тайна сатира», «Таинственные горы, залитые голубым», мы вместе стараемся не только смотреть, но и видеть, анализировать увиденное, понимать произведение и то, какими методами и приемами художник воздействует на зрителя. Зрительный ряд на таких занятиях ограничен небольшим количеством экспонатов, причем часто контрастных по композиции и живописной манере. Приобретаемый детьми опыт спокойного, неторопливого, вдумчивого разглядывания представляется особо ценным в эпоху так называемого «клипового сознания».

    Более глубокому восприятию искусства служит и включение элементов музейных игр. На занятиях абонемента они применяются очень широко. Это не только раскрепощает ребят и взрослых, но и способствует налаживанию межличностных взаимоотношений в группе. При знакомстве с живописью, играя в «Звучащие полотна», ребята подбирают к картине звуковой ряд, пытаются определить самый тихий и самый громкий звук на полотне. Они восторженно «слушают» марины А.П. Боголюбова и И.К. Айвазовского, жанровые сцены С. Вранкса и И.М. Прянишникова, аллегорию В.Я. Родчева. В залах народного декоративного творчества для развития художественной наблюдательности и интуиции проводится игра в «перевоплощения». Дети «превращаются» то в изящную гжельскую шкатулочку, то в крепкий скопинский подсвечник, то в нарядную дымковскую красавицу. Они представляют, как будут двигаться, говорить ожившие вещи. При этом незаметно для самих участников на первый план выступает художественный образ, его зависимость от материала, цвета, способа обработки изделия. Те же задачи решаются и в играх «Скульптор и произведение», проводимой на занятии «О скульптуре: как дерево и камень стали искусством» и «Слово и знак», включенной в тему «Раз квадратик, два квадратик. Такое загадочное абстрактное искусство».

    Смотрим, играем, творим

    Значительная часть занятий отводится знакомству с техниками искусства. Мы узнаем, как в прошлом готовились материалы и орудия для художественного творчества, виртуально посещаем мастерские художников разных эпох и встречаемся с ними на автопортретах. Эта часть абонемента проходит в специально оборудованном кабинете, где все - мольберты, палитры, подрамники, холсты, разбавители и краски - можно трогать руками, исследовать, даже нюхать. Тактильные ощущения помогают лучше почувствовать разницу между пастозной живописью и лессировками, холодным мрамором и теплым деревом, офортом и линогравюрой, глазурованной и просто обожженной глиняной поверхностью. Такая возможность всестороннего исследования объектов направлена на повышение уровня заинтересованности посетителей.

    Важной составляющей абонемента выходного дня является собственное творчество детей в стенах музея. Большинство занятий абонементов сопровождается мастер-классами, на которых ребята, часто совместно с родителями, создают пусть небольшой, но собственный шедевр и покидают музей не с пустыми руками. При разработке мастер-классов необходимо было учитывать ограниченность во времени, отсутствие специально оборудованного помещения, разный уровень художественной подготовки детей. Выбирались такие творческие техники и приемы, которые позволяли получить впечатляющий результат быстро и всеми без исключения. Темы мастер-классов связаны с тематикой занятий и продолжают их, иногда напрямую, иногда опосредованно. Так, на занятии, рассказывающем о живописи, создается «картина» с применением монотипии масляными красками. В ходе встречи, посвященной «Тайнам Рождества», ребята в технике бумажной пластики создают легкую и изящную фигурку ангела. Занятие, знакомящее с произведениями Н. К. Рериха из собрания нашего музея, дополняет интерактивная часть, на которой дети с помощью художественной пастели создают свои горные пейзажи. В «Путешествие в античность», кроме работы в зале слепков и мультимедийного путешествия в Древнюю Грецию, включен мастер-класс «Украшаем амфору», где можно применить полученные знания о чернофигурной и краснофигурной вазописи. «Волшебница-линия, или Путешествие в страну графики» заканчивается созданием черно-белой «Картофельной рыбы» или граттажа. На занятии в залах декоративно-прикладного искусства «Чудеса, созданные добрыми руками» дети плетут из разноцветных шерстяных ниток «Пояс доброты», названный так потому, что создать его можно только с помощью друга, и украшают росписями изображения глиняных игрушек. Интересным представляется мастер-класс «Рисуем, как первобытные люди». Он включен в мультимедийное занятие «Истории, рассказанные угольком, камнем и цветными стеклышками», знакомящее с зарождением искусства и с видами монументальной живописи. Небольшой лист картона светло-коричневого цвета («стена пещеры») мысленно делится по вертикали на две части. В нижней углем делается изображение древнего животного, которого бы дети хотели «приручить» - бизона, мамонта, льва, лошади. При этом вначале рассказывается о том, что работать угольком можно двумя приемами: линией или, положив кусочек угля боком, - пятном, растушевывая его. Затем с помощью ступки и пестика дети растирают кусочки белой глины и соединяют ее с медом. Получается «древняя краска», густая и вкусно пахнущая, а, самое главное, сделанная самостоятельно. Обмакнув в нее ладошки, ребята оставляют свои отпечатки в верхней части листа, над рисунком, обретая таким образом «магическую власть» над изображенным животным. Дети охотно включаются в игру, с увлечением фантазируют, выбирая животное, старательно трут глину, с упоением возятся в медовой краске. Занятие проходит эмоционально, и образ, сформированный на нем, надолго остается в детской памяти.

    Работая с детьми, постоянно стараешься придумать что-то особое, новое, интересное. Ведь наша главная цель - сделать художественный музей для ребят и их родителей знакомым, уютным домом, куда хочется возвращаться снова и снова.