• Главная
  • Архив журнала
  • Оглавление - 1(01)2010
  • Выставочные залы
  • Музей открывает фонды...
  • Музей открывает фонды

    О.А. Черепенина

    358
  • Лист из сюиты «Парижские студенты»
    Лист из сюиты «Парижские студенты»
    П. Гаварни

    Собрание любого музея делится на две неравномерные части – произведения, которые выставлены в экспозиции, и те, которые находятся в хранилищах, так называемые «фонды». Количество шедевров, доступных посетителям в постоянной экспозиции, зависит от размеров площадей, но в любом случае оно во много раз меньше общего числа экспонатов музея. В мировой музейной практике 3-5% выставленных произведений от общего числа экспонатов считаются вполне приемлемыми. В Новосибирском государственном художественном музее это соотношение складывается более благоприятно для публики: из более 10500 единиц хранения постоянно демонстрируются 1500 произведений. Экспонаты из фондов нашего музея регулярно показываются на различных тематических выставках. Но все же, есть множество достойных всеобщего внимания картин, графических листов, скульптур, которые никогда не выставлялись по причинам плохой сохранности, отсутствия рам и другим.

    В юбилейном для Новосибирского художественного музея 2008 году мы открыли выставочный проект «Музей открывает фонды», включающий в себя целый ряд небольших выставок из произведений, ранее не известных новосибирскому зрителю. Больше всего таких работ в фонде графики. Обычно это самый многочисленный раздел в любом художественном музее, но из-за хрупкости основы, бумаги, разрушающейся на свету, листы выставляют редко. За 50 лет существования музея любители искусства так и не увидели целый ряд рисунков и гравюр старых мастеров и известных художников ХХ века. Теперь такая возможность появилась. В рамках проекта уже прошли две выставки графики.

    Выставка «Испанские и французские типы» – третья часть проекта – представила ранее не экспонировавшиеся литографии известных французских художников - Поля Гаварни (1804 – 1866), Никола-Туссена Шарле (1792 – 1845) и Адольфа-Жана-Батиста Байо (1810 - ?).

    Изобретенный в 1790-х годах немцем А. Зенефельдером простой и дешевый способ плоской печати, формой для которой служит плита из известняка, получает широкое распространение в Европе в первой половине XIX века. Рисунок литографским карандашом или пером давал большие технические возможности для сохранения почерка автора, воплощения его творческого замысла. Особенно импонировал свободный, непринужденный характер рисования на камне художникам нового направления в европейском искусстве – романтизма, ознаменовавшего необычайное усиление личностного, индивидуального начала.

    Священник и школьники
    Священник и школьники
    Н.-Т. Шарле

    Во Франции литография становится ведущей техникой авторского эстампа, в ней работают многие выдающиеся мастера. Н.-Т. Шарле – мастер жанровых сцен, показанных чаще всего с добродушным юмором. Он любит обстоятельный изобразительный рассказ и помещает своих героев в конкретную обстановку, вводя в композиции элементы пейзажа или интерьера. Бытовой достоверностью отмечен эпизод из жизни сельской школы в отобранном для выставки листе, запечатлевшем усталого пожилого священника, отчитывающего шалунов.

    Очень популярны были изображения порожденных современным обществом типов, жанровые карикатуры на социально-бытовые темы: они выпускались в виде отдельных листов, составляли альбомы, помещались в журналах. Именно на страницах известного журнала «Charivari» в конце 1830-х годов появились работы П. Гаварни - блестящего рисовальщика парижской жизни. Излюбленные его герои – обитатели небогатых парижских кварталов: студенты, артистическая богема, представители уличных профессий – почтальоны, грузчики, извозчики, участники карнавалов. По отношению к ним художник не выступает в роли судьи, он вносит в искусство карикатуры улыбку, грацию, изящество.

    Махос на ярмарке. С рисунка Ж. Бекура
    Махос на ярмарке. С рисунка Ж. Бекура
    А.-Ж.-Б. Байо

    Художники эпохи романтизма испытывали тяготение к странам, не затронутым, в их идеалистическом представлении, современной буржуазной цивилизацией. К таким заповедникам они относили не только страны Востока, но и Испанию. Во Франции, как и во всей Европе, сложился особый тип изданий, знакомящий с обликом и бытом различных народностей

    Сюита литографий А. Байо по рисункам Жозефа Бекура «Испанские костюмы и нравы» представляет нам жителей испанской провинции. В постоянно рискующих жизнью тореро и контрабандистах, пренебрегающих общепринятыми нормами поведения махос автор находит романтический идеал свободных людей и свободных отношений. Увлеченный самобытностью народных типов, он уделяет пристальное внимание выразительности поз и жестов, деталям одежды. Раскрашенные акварелью листы передают всю яркость национальных костюмов. Особенно колоритны участники корриды в разноцветных коротких куртках, жилетах и панталонах, с парадными красными плащами. Полны изящества туалеты прогуливающихся, взявшись под руку, спешащих на свидание, танцующих болеро и качучу испанских красавиц с их неизменными кружевными мантильями, гребнями и цветами в волосах, веерами или кастаньетами в руках.

    Экзотику и эмоциональную окраску литографий усиливает введенный в изображения пейзажный фон в виде каменистых холмов, покрытых скудной порослью; залитых солнцем пыльных городских улиц, фрагментов арены корриды.