• Главная
  • Архив журнала
  • Оглавление - 2(16)2014
  • Выставочные залы
  • Архитектурные мотивы в творчестве Н.А. Шишловского...
  • Архитектурные мотивы в творчестве Н.А. Шишловского

    С.А. Беляева

    384
  • Улочка в Таллине. 1980
    Н.А. Шишловский

    Тридцать лет назад, 18 апреля 1984 года, впервые был отмечен Международный день памятников и исторических мест. Этот праздник был учрежден с целью напомнить обществу о необходимости сбережения всемирного культурного наследия, которое создано многими народами за всю историю человечества. Его инициатором стала Ассамблея Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест (ICOMOS) - ассоциация профессионалов: ученых, архитекторов, реставраторов, работников государственных органов охраны памятников истории и культуры, включающая более 11 тысяч членов по всему миру. 

    Международный день памятников создан для того, чтобы дать людям возможность больше узнать о многообразии мирового наследия и об усилиях, которые предпринимаются для его защиты. Он широко отмечается во многих государствах, входящих в ЮНЕСКО, в том числе и в России, где меры по охране отдельных памятников старины впервые были приняты при Петре I.

    В настоящее время в России насчитывается примерно 150 тысяч объектов культурного наследия федерального и регионального значения. Недвижимые памятники истории и культуры составляют важную часть национального культурного достояния Российской Федерации. Девизом Международного дня памятников и исторических мест стали слова: «Сохраним нашу историческую родину».

    Юбилейную дату Новосибирский государственный художественный музей встретил выставкой «Архитектурные мотивы в творчестве Н.А. Шишловского».

    Николай Александрович Шишловский (1907-1984) - член Союза художников СССР (МОССХ) с 1946 года. С 1966 года - участник выставок: московских, республиканских, всесоюзных и зарубежных. Он родился 24 июня 1907 года в Нижнем Новгороде. В 1931 году окончил Саратовское художественное училище. С 1932 года жил в Москве, где сотрудничал с различными издательствами, работая в области книжной иллюстрации. Например, только в издательстве «Художественная литература» Николай Александрович оформил около двадцати книг. Среди них - произведения А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова и других авторов. Широкую известность получили его иллюстрации к «Фронтовым стихам» А.Т. Твардовского и к «Избранному» Д.А. Фурманова. В 1949 году издательство «Детгиз» выпустило «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина с гравюрами В.А. Фаворского; автором переплета и титульного листа этой книги был Шишловский. Николай Александрович оформил много книжных переплетов, особенно тяготея к поэтическим книгам, лирике Востока. Так, иллюстрируя японскую поэзию, он изучал национальный декор тканей, лаковую роспись, мотивы украшений самурайского оружия. Интерес к Востоку во многом определился годами Великой Отечественной войны: работая во фронтовых газетах, Николай Александрович бывал на переднем крае Первого Дальневосточного фронта, знал людей и природу края. Военные заслуги Шишловского отмечены орденом Красной Звезды и шестнадцатью медалями. «Суровая военная школа, естественно, повлияла на творчество художника <…> Вероятно, в пограничном состоянии между жизнью и смертью художники особенно остро чувствуют красоту, хрупкость природы и уникальность человеческого бытия. Такое ощущение жизни, обусловленное войной, Шишловский сохранил затем во всех своих последующих творческих начинаниях, в своем отношении к труду художника»1.

    Кроме иллюстрации Николай Александрович занимался плакатом, керамикой, гобеленом, живописью. Он создавал интересные портреты, поэтические пейзажи, жанровые работы, что свидетельствует о разносторонней одаренности автора. «В своем творчестве Шишловский всегда стремился к высокопрофессиональной тщательности и мастерству во всем, что ему приходилось делать»2.

    Многократное возвращение художника к образам пережитого в военные годы, к впечатлениям творческих поездок по стране, образам детства нашло прямое отражение в станковых работах. В них можно увидеть постепенное становление образного строя, присущего Шишловскому, переход от четких линейных контуров, черно-белого силуэта к мягким, почти фресковым решениям.

    Улочка в Хиве. 1973
    Улочка в Хиве. 1973
    Н.А. Шишловский

    В Новосибирском художественном музее хранится двадцать девять графических листов художника. В экспозиции нынешней выставки представлено двадцать архитектурных пейзажей. Большинство из них создано после многочисленных путешествий по Средней Азии, Прибалтике, Крыму, городам России. «Всех, кто знал Николая Александровича, поражала его сохранившаяся до последних дней творческая и жизненная энергия. Он любил путешествовать, много рисовал в дороге; в его листах причудливая архитектура русского Севера соседствует со среднеазиатскими мотивами, камчатские сопки – с природой средней полосы России, пушкинскими местами»3. Шишловский часто работал большими сериями.

    Каждая работа художника отличается ярко выраженной индивидуальностью, своеобразием художественной трактовки, лаконичностью и изысканной красотой. Среди представленных графических произведений - гравюры на картоне, литографии, сдержанные монотипии и сочные гуаши. В каждом конкретном случае Шишловский выбирает именно ту технику и те художественные приемы, которые позволяют наиболее полно и выразительно донести до зрителя созданный образ. Художник любит экспериментировать. Один и тот же сюжет может перерабатываться им по нескольку раз.

    В показанных на выставке работах отразилось разнообразие и неповторимая, своеобразная красота архитектуры различных городов. Художнику удалось не только запечатлеть известные архитектурные памятники, но и передать в целом неповторимую атмосферу то маленьких среднеазиатских улочек с характерными постройками, то строгую прелесть прибалтийских городских пейзажей, то задушевность тихих подмосковных городов.

    Кижи. 1982
    Кижи. 1982
    Н.А. Шишловский

    Среди запечатленных памятников архитектуры – многое из того, что считается народным достоянием и неприкосновенно.

    Церковь Преображения Господня, основанная в 1714 году, расположена на острове Кижи. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб - «восьмерик» - с четырьмя двухступенчатыми прирубами, ориентированными по сторонам света. Церковь Преображения Господня увенчана двадцатью двумя главами, размещенными ярусами. Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придает своеобразный ритмический рисунок облику храма.

    Главной достопримечательностью Звенигорода по праву считается Саввино-Сторожевский монастырь, сохранивший замечательные памятники архитектуры XV-XVII веков. В Рождественском соборе XV столетия можно увидеть фрески и иконостас XVII века. Также на территории монастыря находятся палаты царя Алексея Михайловича и Царицыны палаты. Монастырь был основан в 1398 году прп. Саввой, одним из первых учеников прп. Сергия Радонежского. При царе Алексее Михайловиче он стал загородной царской резиденцией. Здесь было возведено пять храмов - Рождество-Богородицкий собор, храм Живоначальной Троицы, церковь прп. Сергия Радонежского, храм св. Алексия, человека Божия, и храм во имя Преображения Господня. При монастыре находился Саввинский скит.

    Соловки. 1973
    Соловки. 1973
    Н.А. Шишловский

    Спасо - Преображенский Соловецкий монастырь, расположенный на Соловецких островах в Белом море, возник в 1420-1430-е годы. Постройки монастыря разбросаны по четырем островам Соловецкого архипелага. При советской власти на территории монастыря действовал первый в стране лагерь особого назначения, здания планомерно разрушались. Монашеская жизнь была возобновлена здесь 25 октября 1990 года. В 1992 году комплекс памятников Соловецкого музея-заповедника был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 1995 - в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

    Архитектурный ансамбль XIV века «Три сестры» находится в историческом центре Таллина по улице Пикк, которая была одной из главных улиц средневекового Ревеля, как прежде назывался Таллин. Первое упоминание о трех домах на улице Пикк датируется 1362 годом, с тех пор известны имена всех владельцев, которыми являлись наиболее именитые горожане. Внешний вид домов во многом сохранился с XV века, хотя интерьеры не раз подвергались реконструкции.

    Генуэзская крепость. 1964
    Старуха dddddd dd. 1813
    Н.А. Шишловский

    Генуэзская крепость (город Судак, Крым) площадью почти 30 гектаров была построена генуэзцами в период с 1371 по 1469 годы, как опорный пункт колонии Солдайя. Она располагается на Крепостной горе высотой 157 метров, которая по происхождению является древним окаменевшим коралловым рифом. Благодаря своей живописности, хорошей сохранности древних строений и легкодоступности Судакская крепость часто использовалась как колоритная натура в исторических, приключенческих и сказочных фильмах: «Отелло» (1955), «Кольца Альманзора» (1977), «Пираты XX века» (1979), «Овод» (1980), «Одиночное плавание» (1985), «Русь изначальная» (1985), «Зонтик для новобрачных» (1986), «Одиссея капитана Блада» (1991), «Сократ» (1991), «Мастер и Маргарита» (2005).

    Регистан (буквально: «место, покрытое песком») - площадь в центре Самарканда. Регистаном называли главные парадные площади в городах Среднего Востока. Самаркандская площадь является самым известным регистаном благодаря расположенному на ней знаменитому архитектурному ансамблю XV-XVII веков, центром которого служат медресе Улугбека (1417-1420), медресе Шердор (1619-1636) и медресе Тилля-Кари (1646-1660). Ансамбль из трех медресе - это уникальный пример искусства градостроительства и замечательный образец архитектурного оформления главной площади города. В 2001 году этот ансамбль вместе с другими древними постройками Самарканда включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Бахчисарай. 1976
    Бахчисарай. 1976
    Н.А. Шишловский

    Старый Бахчисарай расположен у подножия крутых обветренных скал в долине реки Чурук-Су. Тавры и скифы, греки и аланы, готы и сарматы, гунны, хазары, печенеги селились здесь еще сорок тысяч лет тому назад, создавая причудливую смесь разнообразных культур. В период, когда Крымское ханство утвердилось в своей самостоятельности, резиденция его правителя была перенесена в долину реки Чурук-Су. Так был основан Бахчисарай – «Дворец-Сад» (начало XVI века), воплощавший мечту об изысканном, «райском» месте - саде с многочисленными источниками. Легкая архитектура построек, отсутствие монументальности здесь не случайны. Даже стены, разгораживающие сад и интерьер, условны: они должны были создавать прохладу в знойный летний день, но при этом «впускать» сад через окна и витражи. Поддерживая свежесть воздуха, в залах тихо журчат многочисленные мраморные фонтаны. И постепенно возникает волшебная иллюзия пребывания в саду. В 1740-1741 годах была построена соборная мечеть Биюк-хан-Джами, которая, несмотря на свою массивность, органично вписалась в дворцовый комплекс.

    Знакомство с творчеством Николая Александровича Шишловского, запечатлевшего эти выдающиеся архитектурные памятники, позволяет совершить увлекательное и разнообразное историческое путешествие.

    ПРИМЕЧАНИЯ

    1.

    Николай Шишловский. 1907-1984 : каталог выставки / авт. вступ. ст. Е.А. Короткина. - М. : Советский художник, 1985. Без указ. с.

    2.

    Там же. Без указ. с.

    3.

    Там же. Без указ. с.