«На Руси не все караси – есть и ерши» (Из наследия Е.М. Бём)

11 июля 2014
С.А. Савченко
«На Руси не все караси – есть и ерши»

Русская художница Елизавета Меркурьевна Бём (урожденная Эндаурова) родилась в Санкт-Петербурге 12 февраля 1843 года и ушла из жизни 100 лет назад, 25 июля 1914 года, в первые дни мировой войны - настоящего, по словам Анны Ахматовой, начала ХХ века. 

Елизавета Меркурьевна закончила Рисовальную школу Императорского Общества поощрения художеств. Ученица И.Н. Крамского в последний год учебы и в начале творческого пути. Неповторимый стиль художницы с 1872 года (даты издания первой иллюстрированной ею книги) пользовался все возрастающей популярностью. Силуэтная графика и тончайшие акварельные работы восхищали современников, а темы ее произведений были близки и понятны сердцу каждого человека: это был мир детства, мир русской классики (иллюстрации к Н.А. Некрасову, И.С. Тургеневу, Л.Н. Толстому, басням Крылова и др.), мир любви и согласия. Многочисленные награды на разнообразных выставках не заставили себя ждать.

Стиль модерн, набравший силу к концу XIX века, не стал художнице чужим. Творческим осмыслением нового искусства стали изменившиеся композиции ее произведений и, особенно, работы в области прикладного искусства. Творчество Е.М. Бём было очень популярно в Сибири, и Томское Общество Акварелистов избрало ее своим почетным председателем.

Начавшийся мировой войной ХХ век был жесток к Елизавете Меркурьевне, ее обвинили в пошлости, мещанстве и пацифизме, она была забыта официальной историей искусства. Ее второе пришествие в конце ХХ века и все возрастающий интерес к ее работам в веке XXI - это свидетельство того, что и сегодня высшей ценностью для нас остаются годы собственного детства, годы воспитания своих детей и тепло человеческих отношений.

Елизавета Бём, невероятная труженица, создала за свою жизнь огромное количество произведений. Большевики к ее творчеству были равнодушны, и ныне в государственных собраниях она представлена слабо, но работы не утеряны, а разбросаны по многочисленным частным коллекциям России, Европы и Америки. Первая, и очень удачная, попытка масштабно представить искусство художницы сделана Софьей Чапкиной-Руге в монографии «Русский стиль Елизаветы Бём», но и она, конечно, не полна. Свою небольшую лепту в изучение и осмысление творчества Е.М. Бём вносит и выставка «На Руси не все караси – есть и ерши», открывшаяся в Новосибирском государственном художественном музее в конце июня 2014 года.

Экспонируемая коллекция собиралась четверть века. Как и большинство начинающих собирателей (а я, профессиональный книжник, так и не стал настоящим филокартистом), я не мог пройти мимо неповторимых карточек Елизаветы Меркурьевны, а их количество и доступность только подогревали азарт. На выставке представлены практически все открытки по известному каталогу В. Загорского (2009). Позже стали приходить ее книги, папки с силуэтами, графика и акварели. Попалось и несколько автографов художницы.