• Главная
  • Архив журнала
  • Оглавление - 1(01)2010
  • Выставочные залы
  • Татьянин день...
  • Татьянин день

    С.Ю. Тиханов

    357
  • На краю земли II. 2008
    На краю земли II. 2008
    Т. Колточихина

    Выставка одного из самых ярких мастеров батика в России, известной омской художницы Татьяны Колточихиной, неоднократно передвигалась, отодвигалась, переносилась, но вот наконец 17 ноября 2009 года в Новосибирском художественном музее вдруг наступил Татьянин день: открылась выставка Татьяны «Мой дом – мой мир».

    В Омске есть замечательная традиция: провожать закат. И летом, и зимой, если позволяет погода, на Юбилейном и Комсомольском мостах через Омку, на набережных Иртыша можно видеть горожан, любующихся уходящим за реку солнцем. Они самые разные, эти люди на мостах и набережных: тинэйджеры и пенсионеры, студенты и родители с детьми. Однажды я сам наблюдал такую сцену. В самом начале апреля, вечером я случайно оказался на одном из самых красивых, самых культовых мест Омска – там, где Омка впадает в Иртыш и где стоит памятник бесстрашным основателям города. Я увидел, как на набережную одна за другой выезжают машины, причем самые разные – от битой шестерки до навороченного джипа. – Бандитская разборка? – подумал я, - но какая-то странная: машины выстраивались вдоль набережной рядом со старинной пушкой, которая охраняет просторы Иртыша. И тут я понял: люди специально приехали смотреть закат. Какой же это необыкновенный город! Какие же удивительные люди эти омичи, которые в холодный субботний вечер отрываются от телевизора, от домашних забот и едут смотреть закат, чтобы на пару минут погрузиться в свои размышления, побыть наедине с Солнцем, с вечностью, с самим собой…

    А Татьяне никуда ехать или идти не нужно. Из пяти огромных окон ее мастерской на десятом этаже дома на Иртышской набережной хорошо видно левобережье Иртыша, и Татьяна может любоваться закатом каждый день, не отрываясь от работы. А работает она очень много. Без сомнения, Татьяна - самый активный художник в Омске. Она весомо и успешно участвовала в крупных проектах общероссийского значения, связанных с Сибирью: «Сибирский миф» и «След». Приняла она участие и в последней Биеннале современной графики в Новосибирске.

    Татьяна Колтачихина

    Впервые Татьяна появилась в Новосибирском художественном музее (тогда еще картиной галерее) около десяти лет назад, и ее появление сопровождалось если не чудом, то не совсем обычными обстоятельствами. Как раз открылся первый фестиваль современного искусства «Арт-Новосибирск», и мы с искусствоведом Владимиром Назанским, усталые, но довольные, приходили в себя после бурных и непростых дней. И вдруг на пороге появилась девушка: - Я омская художница и я хочу, чтобы вы посмотрели мои работы. Назанского – если он этого не хотел – было невозможно заставить внимательно смотреть чьи-то работы, даже просто обратить на них внимание было невозможно, но тут он стал рассматривать Татьянины (а это была она) композиции, сначала бегло и небрежно, а потом все внимательнее и внимательнее… Кончился тот просмотр действительно небывалым образом: Владимир отобрал пару батиков, мы поднялись на третий этаж, он раздвинул чьи-то уже висящие шедевры современного искусства и собственноручно повесил произведения так неожиданно появившейся омской художницы. Никакие мои аргументы, что фестиваль уже открылся, что акт о передаче выставки уже подписан, не подействовали: - Так надо, – отвечал Владимир Назанский. С тех пор он ревниво следит за творчеством Татьяны, радуется ее успехам и, как мне кажется, считает себя ее крестным отцом в творчестве.

    Необходимо сказать и еще об одной грани творчества Татьяны: она ученица Вячеслава Зайцева и иногда делает шелковые галстуки – исключительно в подарок для друзей. Но однажды ей поступил важный заказ: изготовить галстуки с символикой Омска для высокого городского начальства. И нужно сказать, это высокое городское начальство часто появляется на публике в Татьянином галстуке.

    Город под деревом. 2006
    Город под деревом. 2006
    Т. Колточихина

    На выставке «Мой дом – мой мир» представлены прежде всего батики, но также и эмаль - новая для Татьяны техника, которую она успешно осваивает, – и графика. Выставка знакомит нас с тем миром, который создает художница, – нежным и одновременно сильным, светлым и добрым. Татьяна уверена, что батик сродни витражу или фреске, которые по природе своей должны быть монументальными и, следовательно, наполненными жизненно-важным содержанием, а материал - лишь средство для выражения. У Татьяны это тонкая ткань, вода и краски. Работы, представленные на выставке, посвящены основным темам творчества Татьяны. Прежде всего, это тема природы. В ее мастерской сразу бросается в глаза лист лопуха, заключенный в раму. Это образец совершенного творения природы. Во вселенной художницы главная жизнеобразующая сила именно растительная. Второй главный и любимый мотив Татьяны – дерево, которое поднимается до самого неба. И у основания древа жизни, в центре Татьяниной философии, обязательно дом - символ гармонично устроенного быта, созвучного природе бытия.