• Главная
  • Архив журнала
  • Оглавление - 1(19)2015
  • Поиски и открытия
  • Кто написал портрет Н.П. Резанова ?...
  • Кто написал портрет Н.П. Резанова ?

    В.А. Варнек

    562
  • Опубликовав в предыдущем номере журнала заметку о портрете И.Ф. Крузенштерна, хранящемся в Красноярском краевом краеведческом музее [1], я заинтересовался портретом его спутника по кругосветному плаванию 1803 - 1806 годов – действительного статского советника Николая Петровича Резанова (1764 - 1807), государственного деятеля и дипломата. 

    Нужно сказать, что в 2014 году, в связи с 250-летием со дня рождения Н.П. Резанова, в Красноярске был выпущен библиографический указатель работ, посвященных жизни и деятельности командора, жизнь которого оборвалась 1 марта 1807 года в этом городе [2]. В указателе представлен солидный перечень публикаций по данной теме (186 наименований, 135 из которых вышли в местной печати). Эти материалы дают заинтересованному читателю возможность не только подробнее узнать о биографии Резанова, но и составить собственное суждение о неоднозначной роли этого незаурядного человека как в экспедиции Крузенштерна, так и в истории российского мореплавания и дипломатии.

    Живописный портрет Н.П. Резанова кисти неизвестного художника находится в экспозиции Государственного исторического музея и многократно воспроизводится в различных электронных источниках. Сведений об его авторе, хотя бы предположительных, мне не удалось обнаружить. Литография с этого оригинала помещена в изданной в 2002 году в серии ЖЗЛ книге И.И. Фирсова, посвященной Ю.Ф. Лисянскому – помощнику И.Ф. Крузенштерна по экспедиции и командиру «Невы» [7]. Вероятнее всего, она исполнена Павлом Ивановичем Смирновым, известным рисовальщиком и литографом XIX века [4, с. 281]. Тот же литографированный портрет Н.П. Резанова в мундире камергера с двумя наградами: орденом Св. Иоанна Иерусалимского и звездой ордена Св. Анны 1-й степени с лентой – репродуцирован в книге «Утраченная империя» американского писателя и историка Гектора Шевиньи, переведенной на русский язык красноярской журналисткой Натальей Серафимовной Ольховой [8], одной из авторов книги «Командор», изданной в Красноярске в 1995 году [3]. Под этой иллюстрацией воспроизведена личная подпись портретируемого и указан 1803 год, который является, очевидно, датой исполнения живописного оригинала.

    Хранящееся в Российском государственном архиве военно-морского флота письмо Лисянского Крузенштерну от 21 июля 1802 года, в котором он сообщал своему другу о его портрете, выполненном учеником «5-го класу» Императорской академии художеств Александром Варнеком и выставленном в Академии [1], явилось основанием для вопроса: а не мог ли молодой художник написать до ухода Резанова в плавание и его портрет? Зная, что А.Г. Варнек незадолго до этого исполнил портрет И.Ф. Крузенштерна, Н.П. Резанов мог обратиться именно к нему со своим заказом, когда до отправления экспедиции в плавание оставалось совсем немного времени. Можно думать, что портрет был завершен после того, как 10 июля 1803 года Александр I пожаловал Резанову чин действительного камергера двора и наградил его орденом Св. Анны 1-ой степени. В это время Варнек все еще оставался учеником пятого возраста, но уже 1 сентября 1803 года был выпущен из Академии с чином художника 14 класса и Большой золотой медалью, дававшей ему право стать пенсионером при Академии и возможность поехать в Италию, куда он направился 20 июня 1804 года [6, с. 14]. Следует сказать, что к этому времени Варнек уже написал ряд портретов молодых людей, ставших впоследствии известными. И если Николай Резанов действительно обратился с заказом на свой портрет к Александру Варнеку, то этим он внес вклад в создание его портретной галереи выдающихся личностей первой половины XIX века.

    Портрет действительного статского советника Н.П. Резанова. 1803
    Портрет действительного статского советника Н.П. Резанова. 1803
    Неизвестный художник
    ГИМ
    Портрет графа С.О. Потоцкого
    Портрет графа С.О. Потоцкого. Около 1802
    А.Г. Варнек
    НИМ РАХ

    Основной аргумент, подтверждающий гипотезу об авторстве А.Г. Варнека, заключается, на мой взгляд, в большом стилистическом сходстве портрета Н.П. Резанова и портрета действительного тайного советника и сенатора, графа Северина Осиповича Потоцкого (1762 - 1829), написанного Александром Варнеком около 1802 года (находится в собрании НИМ РАХ). Портрет этот экспонировался на выставке, посвященной 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга, и воспроизведен в ее каталоге [5, с. 34]. В композиции портретов Резанова и Потоцкого, в поворотах голов моделей, в их взглядах, в особенностях изображения мундиров и наградных лент мы видим столько сходства, что есть, по крайней мере, полное основание провести технико-технологическое исследование портретов и подтвердить или опровергнуть предложенную гипотезу.

    Замечу, что независимо от того, кем был завершен в период с 10 по 26 июля 1803 года портрет Н.П. Резанова, художнику пришлось очень торопиться, поскольку помимо самого портрета он должен был сделать его повторение (а скорее всего и не одно), взятое Резановым с собой в дорогу. Думаю, что заказал он эти повторения, будучи уверенным в успехе своей посольской миссии в Японию и намереваясь подарить хотя бы один из портретов принимающей стороне. Основание для предположения о существовании портретов-«двойников» дают воспоминания Лангсдорфа, ученого-натуралиста и врача в экспедиции Крузенштерна. В 1826 году он служил генеральным консулом России в Рио-де-Жанейро, куда в это время на военном шлюпе «Предприятие» прибыла русская исследовательская экспедиция, возглавляемая капитаном Отто Евстафьевичем Коцебу (1787 - 1846), который, будучи еще кадетом, являлся участником экспедиции Крузенштерна. Беседуя со старым знакомым, Лангсдорф вспомнил о Резанове и о дарах для школы, которую тот основал в бухте Святого Павла на острове Кадьяк. Поддерживая разговор, Коцебу, побывавший в тех краях, рассмеялся и рассказал: «Там нет сейчас никаких признаков поселения. Все разрушено и разбросано по всему берегу. Мы встретили там одного путешественника, он сказал, что видел, как один из портретов (курсив мой – В.В.) государственного советника Резанова приспособили по святую икону. Это он (путешественник) видел в одной из заброшенных стоянок в проливе Кука. Даже лампаду перед ним повесили» [8, с. 338]. Нет особой необходимости комментировать фрагмент этого разговора, свидетельствующий о существовании повторений портрета.

    Портрет Н.П. Резанова. Иллюстрация книги «Удивительные сведения об окружающих землю морях»
    Портрет Н.П. Резанова. Иллюстрация книги «Удивительные сведения об окружающих землю морях»
    Неизвестный художник

    В заключение приведу два замечания, косвенно связанных с темой этой статьи. Известно, что 26 июня 1803 года Н.П. Резанова избрали почетным членом Петербургской Академии наук. Однако на сайте РАН, где имеется перечень почетных членов Академии с 1724 года с их изображениями, на страничке Н.П. Резанова, к сожалению, ошибочно помещен портрет первого главного правителя русских поселений в Северной Америке Александра Андреевича Баранова (1746–1819), воспроизведенный во многих публикациях о Российско-Американской компании.

    Несколько слов можно сказать об одном «японском» портрете Н.П. Резанова. В марте 1805 года, прибыв на «Надежде» к берегам этой страны, Резанов привез с собой нескольких японцев, потерпевших в 1793 году кораблекрушение, спасшихся и оказавшихся в России. При подготовке первого российского кругосветного плавания Александр I предложил японцам в качестве акта доброй воли вернуться на родину, и четверо из них согласились, а двое – нет. Но когда Резанов передал привезенных японцев в руки властей, их первым делом посадили в тюрьму. Когда же, после освобождения, они стали рассказывать землякам о России, то на основе этих рассказов в Японии издали книгу «Удивительные сведения об окружающих землю морях» с картинками, нарисованными со слов вернувшихся. Среди иллюстраций в книге наряду с портретами императорской четы представлен и портрет Н.П. Резанова в костюме камергера с орденской лентой и саблей, который также воспроизведен в настоящей статье.

    ЛИТЕРАТУРА

    1.

    Варнек В.А. Красноярский портрет Крузенштерна

    2.

    Командор Резанов (к 250-летию со дня рождения Николая Петровича Резанова) : библиографический указатель. Центральная городская библиотека им. Горького / сост. Н. Н. Кирпиченко, Т. В. Владыкина. - Красноярск, 2014.

    3.

    Командор: страницы жизни и деятельности двора его императорского величества, действительного камергера, руководителя первой русской кругосветной экспедиции Н.П. Резанова / cост.: Ю. П. Авдюков, Н. С. Ольхова, А. П. Сурник. – Красноярск: ПИК «Офсет», 1995.

    4.

    Миролюбова Г.А. Русская литография. 1810-е --1890-е годы. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2006.

    5.

    Русское и западноевропейское искусство XVII - начала XX века из собрания НИМ РАХ : каталог выставки. - М., 2002.

    6.

    Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек, 1782 - 1843. - М.: Искусство, 1985.

    7.

    Фирсов И.И. Лисянский. - М.: Молодая гвардия. 2002.

    8.

    Шевиньи Гектор. Утраченная империя: Жизнь и приключения Николая Петровича Резанова/ пер. с английского Н.С. Ольховой. - Красноярск: ООО «Поликор», 2008.