• Главная
  • Архив журнала
  • Оглавление - 1(19)2015
  • Записки путешественника
  • Из заметок коллекционера...
  • Из заметок коллекционера

    Ю.Н. Щепочкин

    378
  • Из заметок коллекционера

    Города Словении интересны для всякого человека, любящего искусство и считающего себя завсегдатаем музеев и галерей, но особенно привлекательны они для коллекционера. Многочисленные «starinaric» - антикварные магазинчики – таят здесь в себе возможности ценных, подчас уникальных находок. 

    В центре Любляны есть небольшая антикварная лавка, в которой я нередко бываю. Прошедшей весной мне предложили там серебряный складень с клеймом И.П. Хлебникова, с эмалевыми изображениями Христа и двух апостолов на створках – вещь, прямо сказать, замечательную. К большому моему сожалению, приобрести складень сразу не удалось, а через месяц он ушел к другому покупателю. Видя мое огорчение, хозяйка магазина обещала найти для меня другое ювелирное произведение, отвечающее моему вкусу, - и вот в конце лета я получил от нее сообщение о том, что в антикварной лавке появилось прекрасное старинное русское изделие из серебра. Приехав туда, мы с женой увидели стоящий на витрине ковш удивительной красоты и изящества – работу Ф.И. Рюккерта, сотрудничавшего с К. Фаберже и прославившегося ювелирными изделиями в «русском стиле», опирающимися на традиции национальной истории и быта.

    Знаменитый эмальер Федор Иванович Рюккерт (1840 – 1917) родился в Германии и не имел российского подданства, но вся его профессиональная жизнь связана с нашей страной, с русской художественной культурой. Создав собственную мастерскую, а затем - фабрику серебряных изделий в Москве, Рюккерт с 1887 года работал с Фаберже, будучи главным изготовителем эмалей этой известнейшей ювелирной фирмы.

    Расцвет творческой деятельности Ф.И. Рюккерта приходится на время высокого подъема стиля модерн в русском изобразительном искусстве, одним из ярких проявлений которого стал особенный интерес художников к национальным декоративным мотивам. В прикладном искусстве рубежа XIX – ХХ веков этот стиль произвел подлинный переворот. Трудно назвать кого-либо из известных живописцев и графиков того времени, кто не был бы в той или иной степени причастен к созданию проектов мебели, тканей, утвари в «русском стиле». Разнообразные примеры глубокого увлечения национальной художественной традицией можно увидеть в творчестве В.М. Васнецова и И.П. Ропета, М.А. Врубеля и Н.И. Фешина, в изделиях художественно-промышленной мастерской М.К. Тенишевой в Талашкино и в «билибинском стиле» в графике. В ювелирном деле также появляются выдающиеся мастера, работающие в этом направлении. В этом ряду произведения Ф.И. Рюккерта выделяются особой художественной цельностью и привлекательностью.

    В изделиях известных мастеров, работавших с серебром и эмалями, - И.П. Хлебникова или П.А. Овчинникова – видны приемы традиционной русской перегородчатой эмали с плотным декоративным рисунком. Работы Рюккерта отличаются европейской элегантностью и пластичностью линий при сохранении национальных особенностей в формах предметов, цветовых сочетаниях полихромной эмали, стиле орнамента. Его изделиям присущ своеобразный способ декорирования: использование мелких золотых «горошин», рассеянных по всей поверхности предмета и придающих его фактуре особое богатство и праздничность.

    Характерные особенности манеры этого мастера ясно видны и в ковше, обнаруженном нами. Этот изысканный миниатюрный предмет, форма которого восходит к древнерусской деревянной или металлической посуде для питья, не имеет утилитарного предназначения. Наружные стенки ковша украшены цветочным орнаментом с присущей традиционному русскому стилю сказочностью мотивов. Очень интересно цветовое решение эмалевой росписи в виде подсолнуха с голубыми лепестками и листьями мягкого зеленого оттенка. Великолепна ручка ковша, стилизующая голову птицы и декорированная солярными элементами и сказочными цветами на белом фоне. Клеймо на позолоченном донышке изделия «Ф.Р.» удостоверяет авторство Ф.И. Рюккерта.

    Судьба многих отечественных ювелирных изделий была определена революционными событиями: с волной эмиграции 1918 года они попадали в Европу и оставались здесь в частных собраниях. Поэтому на европейском антикварном рынке время от времени встречаются находки, подобные ковшу Ф.И. Рюккерта. В музеях России такие произведения единичны – и это позволяет считать приобретение столь замечательной работы мастера удивительной удачей коллекционера.