• Главная
  • Архив журнала
  • Оглавление - 4(22)2015
  • Личность
  • Художник, ставший коллекционером...
  • Художник, ставший коллекционером

    В.А. Варнек

    1255
  • Портрет Н.Д. Быкова. Около 1884
    Портрет Н.Д. Быкова. Около 1884
    В.А. Бобров
    Челябинский музей искусств

    В популярном ныне справочнике «Единый художественный рейтинг» Николай Дмитриевич Быков (28.11.1812 – 06.03.1884) причислен к категории состоявшихся профессиональных художников, востребованных художественным рынком [6, с. 68]. Однако такая оценка характеризует скорее потенциальные возможности выпускника Академии художеств, окончившего ее в 1835 году. В действительности художником-практиком Быков, по существу, не стал, а всю свою любовь к искусству, которой он был одарен от природы, выразил в коллекционировании художественных произведений. Годы учебы в Академии художеств и в особенности - общение со своим педагогом, профессором Александром Григорьевичем Варнеком (1782 – 1843), обладавшим большим опытом знатока русской и западноевропейской живописи [12, с. 72], позволили Николаю Дмитриевичу стать высококлассным экспертом в данной области и заслужить исключительно высокий авторитет среди художников и у руководства Академии. Создание Быковым в 1850-е годы галереи живописных произведений в Санкт-Петербурге стало важным событием в культурной жизни северной столицы.

    Автор настоящей статьи хотел бы рассказать в ней о некоторых эпизодах жизни знаменитого коллекционера, в частности, о том, как он, малоимущий художник, через несколько лет после окончания Академии смог стать обладателем солидного живописного собрания, меценатом и человеком, оставившим яркий след в истории русской культуры.

    Некоторые любопытные факты из биографии Николая Дмитриевича, упоминаемые здесь, заимствованы из книги В.А. Парнес, посвященной знаменитому ботанику, академику Михаилу Степановичу Воронину (1838 - 1903), который был женат на дочери коллекционера Елене Дмитриевне [9, с. 21-24]. Имя Н.Д. Быкова, в собрании которого находились произведения многих русских художников, приводится в Каталоге Государственной Третьяковской галереи [7, c. 420], в монографиях Э.А. Ацаркиной [1, с. 514] и В.С. Турчина [12, с. 164]. Биографические сведения о Николае Дмитриевиче можно также найти в ряде публикаций, включенных в список литературы к данной статье [2, с. 77; 3; 5, c. 110; 8, c. 400; 11, c. 119; 12, c. 102].

    Родился Н.Д. Быков во время Отечественной войны 1812 года (10 декабря по новому стилю) в Вышнем Волочке Тверской губернии в семье чиновника и происходил из обедневшего старинного дворянского рода. Еще в детские годы он полюбил рисование и однажды узнал, что на художника учат в Петербурге – в Академии художеств. От Вышнего Волочка до Петербурга по прямой линии свыше трехсот километров, а если плыть по разным рекам, которые текут в этой местности, и каналам, прорытым еще во времена Петра I, то будет и за четыреста. Однако это не испугало двенадцатилетнего мальчика. Летом 1825 года, без разрешения родителей и без денег, он убежал из дома и водным путем на барках, зарабатывая себе на пропитание, направился в сторону Петербурга.

    Автопортрет. Начало 1830-х
    Автопортрет. Начало 1830-х
    Н.Д. Быков
    ГРМ

    О том, как закончилось это путешествие, написал мне из Санкт-Петербурга в начале 2010 года профессор В.В. Мелентьев, один из потомков Н.Д. Быкова и хранитель семейных преданий. Процитирую фрагмент из его письма: «Передвигаясь по Мариинской системе, Н.Д. приплыл рано утром на плотах прямо к парадному входу Академии (сфинксов на спуске к Неве тогда еще не было). Внутрь здания его, конечно, не пустили, и тут (о, воля случая!) из «розового» академического дома на 3-ей линии идет к парадному входу Ваш пра-пра-прадед Александр Григорьевич Варнек. Он расспросил и пожалел мальчишку, забрал его к себе домой, воспитывал среди своих детей; сделал из него в дальнейшем художника и человека. Помнил об этом Николай Дмитриевич всю свою жизнь и многое сделал впоследствии, чтобы не только картины, но и имя художника Варнека осталось в истории искусства. Своего учителя он считал не только удивительным художником, но и человеком большого сердца и доброй души».

    В 1835 году Н.Д. Быков окончил Академию художеств со званием неклассного художника портретной живописи, однако еще в 1830-ом стал преподавать рисование и черчение в Андреевском четырехклассном училище в Петербурге (оно располагалось в доме № 20 на 7-ой линии Васильевского острова [8, c.218]), занимая временами должности канцелярского служащего, гувернера и архивариуса при Академии художеств. Возможно, по этим причинам молодому художнику не хватало времени для творческой работы, из-за чего в его скупой официальной биографии практически и нет сведений о написанных им картинах.

    Известны лишь автопортрет художника начала 1830-х годов, хранящийся в Русском музее [5, с. 111], да еще один портрет, который Быков написал в 1838 году. И хотя портрет этот, изображавший знаменитого русского поэта В.А. Жуковского, был только копией с оригинала К.П. Брюллова, он получил весьма высокую оценку как в художественном, так и материальном отношении. Вместе с оригиналом эта копия была разыграна в лотерею, а вырученные деньги пошли на благотворительную цель – выкуп из крепостной зависимости молодого талантливого украинского поэта Тараса Шевченко. Примечательно, что выбор Быкова в качестве копииста портрета Жуковского был сделан «самим Карлом». Впоследствии этот портрет поступил в Третьяковскую галерею, и там его авторство первоначально приписывалось К.П. Брюллову [3; 1, c. 508].

    После окончания Академии Быков остался в ней архивариусом, однако средств для жизни это не давало и вынуждало к поиску дополнительных заработков. Поэтому, узнав о заказе на роспись церкви в Сибири, куда не было желающих ехать, художник решил взяться за эту работу. Была ли в итоге церковь расписана, неизвестно, но хорошо известно, что в Сибири Быков в конце 1830-х годов попал на золотые прииски. Атмосфера золотой лихорадки охватила в то время как Западную, так и Восточную Сибирь. Золотоносные месторождения были открыты в десятках сибирских округов, что привело, по существу, к массовой добыче золота в тех краях. Поддавшись ажиотажу, Быков все свои деньги вложил в покупку золотоносного участка, но начав разработку, увидел, что его обманули: участок был уже кем-то использован. Однако денег больше не было, он упорно продолжал рыть на старом месте, напал на новую золотую жилу и быстро разбогател.

    Портрет конференц-секретаря Академии художеств В.И. Григоровича. 1818
    Портрет конференц-секретаря Академии художеств В.И. Григоровича. 1818
    А.Г. Варнек
    ГРМ; ранее - собрание Н.Д. Быкова

    Сделавшись обладателем большого состояния, Быков вернулся в 1840 году из Сибири в Петербург и приступил к осуществлению своих новых планов. Однако, прежде всего, он обзавелся семьей, женившись на дочери видного чиновника Министерства государственных имуществ Ивана Федоровича Штукенберга (1788 – 1856), который являлся действительным членом Русского географического общества и автором ряда работ в области географии, топографии, этнографии и статистики. Жена Н.Д. Быкова, Клара Ивановна (1819 – 1882), родом была, как и он сам, из Вышнего Волочка, а семьи их родителей были давно и хорошо знакомы. У супругов родилось восемь детей – три дочери и пять сыновей.

    В начале 1840-х годов Быков деятельно начал приобретать произведения искусства, проявляя в их выборе большой художественный вкус и знания. Постепенно он создал целую картинную галерею, в которой были полотна самого разнообразного характера – портреты и пейзажи, жанровые и исторические картины. Коллекционер приобрел немало прекрасных произведений Левицкого, Боровиковского, Лосенко, Шебуева, Егорова, Венецианова, Кипренского, Брюллова, Басина, Сильвестра Щедрина, Шишкина, Лебедева, Штернберга и других русских художников. Но особенно много работ в его коллекции (не один десяток) принадлежало кисти А.Г. Варнека. [12, с. 6]. Кроме того, Быков собрал большое количество рисунков различных художников, гравюр, а также рукописных и иных материалов (писем художников, карикатур на них и даже скульптур).

    Создавая свою коллекцию, Николай Дмитриевич не оставил работы педагога и гражданского служащего как в Андреевском училище, так и в Академии художеств и дослужился до чина действительного статского советника. А еще он уделял много внимания молодым начинающим художникам, открывая среди них таланты и материально поддерживая их своими заказами. Так, из его переписки с Шишкиным, находившемся в 1860-е годы в Германии, следует, что картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», исполненную пейзажистом в 1865 году по заказу Быкова, коллекционер по своей личной инициативе представил на рассмотрение Совета Академии художеств и убедил всех членов Совета, что за эту работу художник заслуживает звания академика. Формальное утверждение этого звания произошло как только Шишкин вернулся из Германии в Петербург [10]. Большую поддержку Быков оказывал молодому талантливому пейзажисту Ф.А. Васильеву, а также уехавшим в Италию М.И. Лебедеву и В.И. Штернбергу.

    В 1850-х годах семья Быковых поселилась в каменном двухэтажном особняке № 48/27 на Среднем проспекте Васильевского острова, который в 1849 году возвел известный петербургский архитектор К.А. Тон. [8, c. 400]. Дом был убран с большим вкусом. Старинная мебель, хрустальные люстры, роскошная отделка – на это не скупились. Но главным украшением и сокровищем дома была большая коллекция картин, которую Быков собрал за прошедшие годы. Хозяин дома очень любил гостей, для приема которых служил двухсветный зал, где бывал «весь художественный Петербург».

    Трубадур. Портрет В.В. Баранова. 1812
    Трубадур. Портрет В.В. Баранова. 1812
    А.Г. Варнек
    Киевский национальный музей русского искусства; ранее - собрание Н.Д. Быкова

    Семья Быковых по тем временам была весьма развита. Быковы подписывались на все лучшие журналы, у них собиралась петербургская интеллигенция, обсуждались волнующие проблемы. Николай Дмитриевич был колоритной фигурой и слыл оригиналом. В обществе много говорили о его чудачествах. Например, в «царские дни» требовалось вывешивать флаги, а он и не думал выполнять распоряжения полиции. Однажды околоточный предупредил, что возьмет за это штраф. Быков тут же вынул деньги: «Вот тебе штраф, а чтоб мне указывали, как и что праздновать, – не позволю!».

    С годами общественный статус Быкова только упрочнялся. Он состоял действительным членом Общества поощрения художников, а в 1870 году стал Почетным вольным общником Академии художеств. Являлся гласным петербургской городской думы и пользовался среди товарищей уважением и влиянием.

    В 1881 году Николай Дмитриевич предпринял попытку организовать персональную выставку работ А.Г. Варнека в связи с приближавшимся столетием со дня его рождения. Однако его намерение не увенчалось успехом, так как большая часть произведений художника находилась в это время в различных частных собраниях. Тем не менее, эта инициатива привлекла внимание многих ценителей русской живописи к имени портретиста, которое к концу ХIХ века стало забываться, [12, с. 6].

    К концу жизни Н.Д. Быкова его картинная галерея насчитывала 250 произведений и была одним из самых замечательных по своим художественным достоинствам частных собраний. Умер знаменитый коллекционер в Санкт-Петербурге 6 марта 1884 года, пережив свою супругу на два года. Похоронили его на Смоленском православном кладбище рядом с женой и дочерью Ольгой Николаевной Бендер (1841 – 1875). Имя Н.Д. Быкова отсутствует в справочнике «Исторические кладбища Петербурга», поэтому не исключено, что могила его в настоящее время утеряна. В справочнике «Знаменитые люди Санкт-Петербурга» его имени тоже нет. Незаметно прошла и круглая дата – 200 лет со дня рождения этого неординарного человека, немало сделавшего для русского искусства (10 декабря 2012 года). Настоящая статья, отправленная в один из петербургских журналов в связи с этой памятной датой, к сожалению, не была опубликована, пролежав в редакции более трех лет.

    В заключение следует сказать несколько слов о судьбе коллекции Н.Д. Быкова. В 1884 году наследники Николая Дмитриевича выставили ее на аукцион, и она разошлась по разным владельцам. Основная ее часть попала, к счастью, в Третьяковскую галерею.

    ЛИТЕРАТУРА

    1.

    Ацаркина Э.Н. К.П. Брюллов. - М.: Искусство, 1963.

    2.

    Банников А.П., Сапожников С.А. Собиратели и хранители прекрасного : энциклопедический словарь русских коллекционеров от Петра I до Николая II. - М.: Центрополиграф, 2007.

    3.

    Быков Николай Дмитриевич. Биографическая энциклопедия

    4.

    Быков Н.Д. Заметка о Т.Г. Шевченко // Русская старина. - 1904. - Кн. 7, июль.

    5.

    Государственный Русский музей. Генеральный каталог музейного собрания. Живопись. В 15 т. – СПб.: Palace Editions, 2002. – Т. 2. Первая половина XIX века. (А-И).

    6.

    Единый художественный рейтинг : справочник. - М.: АЛЕВ-В, 2006. - Вып. 12.

    7.

    Каталог собрания Государственной Третьяковской галереи. Серия «Живопись XVIII – ХХ веков.» - М.: Гос. Третьяковская галерея, 2005 - Т. 3. Живопись первой половины XIX века.

    8.

    Никитенко Г.Ю., Соболь В.Д. Василеостровский район. Энциклопедия улиц Санкт-Петербурга. - СПб.: Белое и Черное, 1999.

    9.

    Парнес В.А. Михаил Степанович Воронин. 1838 - 1903. - М.: Наука, 1976.

    10.

    Письмо Н.Д. Быкова к И.И. Шишкину. 09.09.1865

    11.

    Трифонова Г.С. Портрет в русском и западноевропейском искусстве : каталог собрания Челябинской областной картинной галереи. - Челябинск, 1995.

    12.

    Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек, 1782–1843. - М.: Искусство, 1985.