• Главная
  • Архив журнала
  • Оглавление - 4(22)2015
  • Наши собеседники
  • Новосибирские художники об искусстве акварели...
  • Новосибирские художники об искусстве акварели

    А.И. Беляев, В.И. Беляев, А.В. Жуков, М.С. Омбыш-Кузнецов, Ю.И. Третьяков

    504
  • В ноябре 2015 года в Новосибирском государственном художественном музее состоялась межрегиональная выставка «Акварель. Традиции и современность». Проект, инициированный Новосибирским региональным отделением ВТОО «Союз художников России», был посвящен теме развития акварельной живописи в Сибири с 1950-х годов до наших дней, вопросам преемственности мастерства и новаторства в творчестве современных акварелистов. Экспозиция представила работы художников Новосибирска, Омска, Красноярска, Новокузнецка и Бишкека (Республика Кыргызстан) – участников всесоюзных и всероссийских выставок акварели. Ретроспективный раздел проекта составили произведения новосибирских авторов из собрания Новосибирского государственного художественного музея, опубликованные в альбоме, изданном к открытию выставки.

    Работа над выставкой дала возможность художникам, участвующим в ней, поделиться своими воспоминаниями о передвижных группах акварелистов Союза художников СССР, размышлениями о свойствах акварельной техники, о роли акварельной живописи в их собственном творческом становлении и в развитии изобразительного искусства Новосибирска второй половины ХХ – начала XXI века.1

    А.И. Беляев:

    Работа в передвижной творческой группе - это совершенно другое, отличное от работы в мастерской состояние.

    Художнику неподготовленному часто бывает сложно вписаться во вновь создаваемый коллектив и непривычный быт, а самое главное - в сумасшедший темп работы. Молодые художники после поездок иногда коренным образом меняли свое отношение к творчеству. Передвижная группа акварелистов - это не выездной пленэр, не писание этюдов с натуры, а напряженный творческий процесс, ориентированный на создание завершенных произведений. За сорок дней художник выдает от тридцати до пятидесяти законченных работ в различных жанрах - отсюда и своеобразие творческих методов.

    Прокатный стан. 1984. Из серии «Магнитка. Сталь и люди»
    Прокатный стан. 1984. Из серии «Магнитка. Сталь и люди»
    А.И. Беляев
    Собственность автора

    В 1984 году, благодаря В. Бухарову, я впервые попал в группу, которая должна была работать в Магнитогорске на металлургическом комбинате. В этой группе из двадцати семи акварелистов со всего Советского Союза были известные мастера: Гайрат Байматов (Ташкент), Виктор Бухаров (Новосибирск), Всеволод Видякин (Архангельск), Иван Фартуков (Уфа). Это очень разные по творческой специальности художники - графики, живописцы, монументалисты. Но все они систематически, серьезно и много работали в технике акварели.

    Для меня было своеобразным подарком познакомиться с ними, а также - увидеть процесс создания произведения от начала и до конца. Каждый работал по-своему. Общим было то, что все они делали очень много рисунков и этюдов с натуры, перерабатывали их, пытаясь найти знаковый момент в новой рождающейся серии. Даже из этого подготовительного материала можно было сделать полноценную художественную выставку.

    Магнитогорский металлургический комбинат поражал уникальностью интерьеров, многообразием форм, ритмов, цветовыми сочетаниями, разнообразием производственных процессов. Наблюдение промышленного созидания подвигало художников к интенсивной и плодотворной творческой работе, к поискам новых композиционных решений и образов.

    Выставка открылась ровно через месяц со дня нашего приезда и насчитывала около ста произведений. Она занимала всю отведенную экспозиционную площадь. На ней были представлены все возможные жанры акварели: пейзажи, натюрморты, портреты, производственные сцены.

    Юбилейная плавка. 1985
    Юбилейная плавка. 1985
    А.И. Беляев
    Собственность автора

    Первым ощущением от выставки была легкость, виртуозность выполнения акварелей. Создавалось впечатление, что художники писали свои работы играючи, без напряжения, как в шутку у нас говорят - «одной левой». За кадром остался изнурительный, достаточно нервный подготовительный период, который на самом деле и определил качество выставки.

    В последующие годы я неоднократно выезжал в составе акварельных групп в разные регионы страны. Общим для всех поездок было то, что художники много работали с натуры, рисовали, писали, старались как можно быстрее соприкоснуться с новой для них средой, сделать для себя открытия, способные разрушить накопившиеся стереотипы и обновить изобразительный язык.

    С первой поездки я сделал для себя определенные выводы, которым старался следовать всю жизнь: упорно работай и терпи, пока не увидишь достойный результат; постарайся взглянуть на натуру другими глазами, выявляя в ней новые закономерности, и не цепляйся за старое знание.

    В настоящее время интерес к акварели несколько угас. Возможно, вследствие природной лени или изменившегося образа жизни художники стали меньше двигаться, меньше рисовать с натуры. Поэтому не стало пищи для творчества, и результатом оказалось неизбежное падение качества акварельной живописи.

    А что касается самой акварели, то это техника, на первый взгляд простая и почти детская, таит в себе много неожиданных сюрпризов. Во-первых, при создании произведения художник должен просчитывать и держать в голове все этапы работы. Во-вторых, акварель как техника, позволяющая в короткий промежуток времени создать законченное произведение, в то же время максимально ограничивает возможности художника. В-третьих, находясь на границе живописи и графики, акварель требует от художника навыков и рисовальщика, и живописца.

    Чтобы начать понимать все эти вещи, стоит только смоченной в воде кистью коснуться кюветки с краской, а затем листа бумаги...

    Петроглифы Пегтымеля. 1991. Из серии «По Чукотке»
    Петроглифы Пегтымеля. 1991. Из серии «По Чукотке»
    В.И. Беляев
    Собственность автора

    В.И. Беляев:

    Еще обучаясь в институте, нам, студентам, в течение года пришлось осваивать технику акварели, выполняя серию постановок. Мне понравилось! Может, это произошло еще и потому, что меня похвалили и взяли в фонд факультета несколько работ, что тогда было престижно. Но так или иначе, это сыграло свою роль.

    В то же время большое влияние на меня оказали наши новосибирские художники-акварелисты, а в дальнейшем и магаданские: там мне пришлось некоторое время жить и работать.

    Что меня всегда привлекало в акварели? Думаю, прежде всего, ее неограниченные возможности, разнообразие технических приемов, мобильность, а также невозможность жесткой схемы в повторяющемся сюжете. Привлекает ее загадочность, в которой заложена неуправляемость и непокорность.

    Творческие командировки и пленэры в Магаданской области, на Чукотке и Алтае требовали и особого материала, который позволял бы легко и точно фиксировать непосредственные наблюдения. Этим материалом в основном и была акварель.

    В своих акварелях мне всегда хотелось, осмыслив и переработав натурный материал, создать обобщенный образ, передать впечатление от увиденного, сохраняя при этом две тенденции: верность натурному видению и преобразование его в условно-декоративное состояние.

    Три подруги. 1986
    Три подруги. 1986
    А.В. Жуков
    Собственность автора

    А.В. Жуков:

    Акварель – казалось бы, очень простая техника: лист бумага, краска, вода и кисточка... Но в действительности это тончайший инструмент выражения внутренних чувств художника, наблюдающего окружающий мир. Сложность и изысканность акварели заключается в тончайшей живописной пластике отражения цветовых нюансов. В этом ансамбле важнейшую роль играет бумага. Она подобна камертону, задающему чистоту звука. И пронести на протяжении всей работы эту легкость, едва прикасаясь кисточкой к белоснежной бумаге и стараясь не засушить ее, - это задача, очень сложная и технически, и психологически; она требует огромного труда и колоссального опыта художника. Но результат этого стоит.

    Решающую роль в познании этого непростого материала играет личность художника, находящегося рядом с молодым, начинающим свой творческий путь автором. В моей жизни такими авторитетами всегда были и остаются до сих пор А.И. Беляев, В.С. Бухаров, а также выдающийся новосибирский художник, которого я знаю только заочно, феноменально владевший акварелью в создании игры цвета и формы, – Н.Д. Грицюк. Работы этих мастеров до настоящего времени являются для меня питательной средой и вдохновением.

    Акварельная живопись в нашем городе в настоящее время замедлила свое развитие. На мой взгляд, одной из причин этого является агрессивное и неизбежное внедрение цифровой техники в нашу жизнь, а также и чрезмерное увлечение молодых людей компьютерами. С помощью нажатия нескольких клавиш и клика мышки можно создать некоторое подобие художественного произведения. Это занимает меньше времени и сил. Но опасность заключатся в том, что в этих работах нет души, эмоций и переживаний художника. Холодный техницизм мало способствует развитию человеческой эмоциональности. Думаю, что это путь в никуда...

    Хотелось бы надеяться, что выставка акварельной живописи вызовет интерес у молодых, начинающих свой творческий путь сибирских художников. И они откроют новые грани этого замечательного материала.

    Гулянка. 2012
    Гулянка. 2012
    Ю.И. Третьяков
    Собственность автора

    Ю.И. Третьяков:

    Акварель - это та техника, которая дала мне путевку в художественную жизнь.

    Первые опыты были, как и у многих, в детстве, а к 1986 году у меня оформился первый цикл акварелей «Работа животноводов». Годом позже - серия «Работа механизаторов». Жил в это время в селе Соколово, натура была рядом, работал «запоем». Ходил даже ночью с фонариком на ферму – смотреть, как идет ночная дойка. В это время увлекался творчеством художников группы «Тринадцать», таких как В. Милашевский, Р. Семашкевич, Н. Кашина, Н. Кузьмин. Подкупала их легкость и кажущаяся простота в изображении натуры. В очерке, посвященном творчеству художника Даниила Дарана, В. Милашевский пишет: «В современном художественном произведении можно и должно любоваться самим темпом изображения <…> «Тринадцать» на этом темпе настаивают. Никаких калек, никаких подготовительных работ. Рисунок должен напомнить оживленный рассказ приятеля, а не заявление просителя».

    В то же время меня тянуло делать большие, сложносочиненные композиции. Недаром до сих пор у меня сохранилась любовь к большим форматам: есть где разгуляться.

    Считаю очень важным для себя присутствие в Новосибирске таких замечательных мастеров-современников как В. Бухаров, И. Курков, А. Беляев, В. Иванкин. Это большая учеба, большой опыт.

    Время идет, все потихоньку меняется. Из моих акварелей последних лет стали исчезать люди. Последний всплеск – серия акварелей под условным названием «Гулянки». Одни названия чего стоят: «Шумел камыш», «Хорошо тебе, котик!». Это и хорошо, что не знаешь, что будет дальше.

    Поживем- порисуем!

    Рига. Площадь Домского собора. 1975
    Рига. Площадь Домского собора. 1975
    М.С. Омбыш-Кузнецов
    Собственность автора

    М.С. Омбыш-Кузнецов:

    На всесоюзных, а потом на всероссийских выставках акварели новосибирские художники начали участвовать, как теперь любят говорить, еще в прошлом веке. Тогда нам казалось, что мы такие смелые новаторы, но то, что мы считали серьезным достижением, стало обычной практикой. Задачи, которые стояли перед художниками, усложнялись в связи с раскрепощением всего изобразительного искусства, знакомством с мировой художественной культурой, стремлением к повышенной образности. Чего только стоила прошедшая в Москве выставка американского художника Эндрю Уайета, выставки прибалтийских художников, которые быстрее входили в мировой художественный процесс, знакомились с современными тенденциями в акварельной живописи.

    Акварель, основывающаяся на конкретном восприятии бытовых сюжетов, натюрмортов и пейзажей, постепенно обогащалась новыми темами, новыми выразительными средствами. Самые эмоциональные произведения на выставках представляли новосибирцы, проявлявшие особую творческую активность и впоследствии занявшие прочное место в советском изобразительном искусстве, - Николай Демьянович Грицюк, порой с трагическими сюжетами, и Виктор Бухаров, с особенной красочностью своих произведений.

    Акварельная живопись активно поддерживалась и творчеством старшего поколения новосибирских художников: А. Бертика, О. Гинзбург, Л. Огибенина, И. Попова, К. Тимофеевой, И. Титкова, А. Юзенаса. Более молодые Л. Серков, И. Наседкин, А. Кузьмин, В. Николаев также внесли свой вклад в развитие новосибирской акварели.

    Влияние новосибирской школы было столь сильно, что приехавший сюда уже сложившимся графиком Евгений Коньков активно вошел в среду акварелистов. Игорь Курков - ростовчанин, некоторое время проживавший в нашем городе, акварелист со стажем - тоже многое переосмыслил и перенял от новосибирской акварели.

    Благодаря Н.Д. Грицюку новосибирская акварель в большей степени стала городским, индустриальным пейзажем. Наше поколение, воспитанное на творчестве Грицюка, начинало свой творческий путь с пейзажей города, индустриальных объектов. Речной порт был излюбленной темой многих начинающих художников. На берег Оби выходили многие - и В. Бухаров, и А. Беляев, и В. Иванкин. Чуть в стороне стоял со своей деревенской темой Ю. Третьяков, всегда неожиданным был А. Жуков. Оттолкнувшись от общих идей, все они разбрелись по своим жанрам, обогащая сюжетные линии, стремясь усилить эмоциональное воздействие своих работ, развивая свои творческие задачи.

    Не будем сбрасывать со счетов и систему новосибирского образования: архитекторы - в акварель, худграф - в акварель; НГАХА отчасти тоже способствует этому пути летними акварельными практиками.

    Отметим одну любопытную деталь - практически все мэтры новосибирской акварели не получили систематического художественного образования, но испытывая магнетизм личности и творчества Грицюка и в силу собственных профессиональных устремлений и творческой свободы, они создали свою художественную индивидуальность, став заметным явлением среди акварелистов страны, да и зарубежья.

    Сегодня на всероссийских выставках акварели в Кургане появились и новые имена новосибирцев: М. Лямкин, Е. Шадрина, Н. Ожогина, И. Платунова и другие. И сегодняшняя выставка «Акварель. Традиции и современность» не подводит итоги, а демонстрирует наши возможности, помогает определить свое место в «рабочем строю».

    А вообще-то, я думаю, что бывших акварелистов не бывает. Художник есть художник. И есть запасы акварельной бумаги и акварельных красок...

    Примечание

    1.

    Приведенные ниже заметки опубликованы в издании: Акварель. Традиции и современность. Межрегиональная художественная выставка-конференция : альбом / авт.-сост. В. В. Иванкин / НРО ВТОО «Союз художников России». – Новосибирск, 2015. – С. 6-7, 19.