Загадки двух женских портретов
Старуха. 1813 | |
А.Г. Варнек | |
Дальневосточный художественный музей. Хабаровск |
В портретное наследие Александра Григорьевича Варнека (1782 – 1843) входит картина, хранящаяся в Дальневосточном художественном музее (ДВХМ) под названием «Старуха». На ней изображена сидящая в кресле пожилая дама в темном платье с белым гофрированным воротником и чепце, завязанном под подбородком белыми лентами. В чертах ее серьезного лица отражены прожитые годы, а обращенный к зрителю пристальный взгляд кажется мудрым и живым.
Портрет поступил в музей в 1931 году из Третьяковской галереи и датируется, согласно авторской подписи на холсте, 1813 годом. Сведения об этой картине приведены в списке произведений
Названия произведений
Изучение списка Каменского, содержащего около ста работ, показало, что в нем имеются лишь два портрета, на которых изображены женщины преклонного возраста – возможные модели для картины «Старуха». Вот как выглядит соответствующий фрагмент этого текста: «Портреты <…> ее превосходительства госпожи К.Л. Васильчиковой, находится у дочери ее, супруги московского генерал-губернатора, княгини Татьяны Васильевны Голицыной, поясной; княгини Натальи Петровны Голицыной, находится у дочери ее, графини Софьи Владимировны Строгановой, поясной с руками <…>» [4, с. 17].
Сразу же замечу, что в инициалах госпожи Васильчиковой Каменский допустил ошибку: мать княгини Татьяны Васильевны Голицыной (урожденной Васильчиковой) звали Екатериной Илларионовной. Возможная причина этой неточности видится в том, что критик, записывая текст со слов художника, скорее всего, воспринял на слух имя Васильчиковой как Катерина Ларионовна.
Облик княгини Натальи Петровны Голицыной на портрете из собрания Государственного музея
По информации, которой любезно поделилась со мной старший научный сотрудник КХМ
Репродукция одного из названных портретов была найдена и в третьем томе известного издания «Русские портреты XVIII и XIX столетий» [7, № 208]. Детально сопоставляя фототипию с каждым из двух произведений, можно установить, что она была выполнена с портрета, на котором Екатерина Илларионовна выглядит моложе, то есть с картины из собрания Красноярского художественного музея.
Информация, содержащаяся в этом издании, позволяет проследить историю бытования портрета в течение большого интервала времени. И не исключено, что знание этой истории, как и истории картины из собрания ДВХМ, может оказаться полезным для понимания того, кем и когда был написан портрет из красноярской коллекции и какими нитями связаны между собой два произведения. Но чтобы переключиться на эти вопросы, необходимо разобраться в сложных взаимосвязях семейств Васильчиковых, Голицыных, Долгоруковых и Воейковых. Интересные сведения о многих представителях этих семей можно найти, в частности, в книге
Имя Екатерины Илларионовны Васильчиковой (1754 – 1832), урожденной Овцыной, в этой энциклопедии не встречается, но здесь приводятся имена ее мужа и четверых их сыновей [9, с. 72], названных Ф.Ф. Вигелем «благородными витязями, русскими дворянами в душе» [7, № 209].
Муж Екатерины Илларионовны, бригадир Василий Алексеевич Васильчиков (1754 – 1830), был двоюродным братом фаворита Екатерины II Александра Семеновича Васильчикова (1746 – 1813). В 1789 – 1795 годах он состоял новгородским губернским предводителем дворянства. Старший из сыновей, генерал от кавалерии, генерал-адъютант Илларион Васильевич Васильчиков (1776 – 1847) отличился в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русских войск 1813 и 1814 годов; имел множество наград. В 1838 году он стал председателем Государственного совета и Комитета министров. В 1831 году указом императора Николая I Илларион Васильевич был возведен, с нисходящим потомством, в графское достоинство, а в 1839 году - и в княжеское Российской империи достоинство.
Другой сын Екатерины Илларионовны, генерал от кавалерии Дмитрий Васильевич Васильчиков (1788 – 1859) также участвовал в Отечественной войне 1812 года, командовал кавалерийской бригадой и дивизией в походах русской армии 1813 - 1814 годов, затем находился на придворной службе, а в 1846 году стал членом Государственного совета. Второй брат, действительный камергер Алексей Васильевич Васильчиков (1780 – 1833) состоял новгородским губернатором, а с 1828 года – сенатором. Еще один сын Васильчиковых, Николай Васильевич (1782 – 1839) был генерал-майором. Кроме сыновей, в семье было две дочери – Екатерина (? - ?) и Татьяна (1783 – 1841), ставшая женой московского генерал-губернатора, светлейшего князя Дмитрия Владимировича Голицына (1771 – 1844) [9, с. 107].
Напомню, что портрет
Указанием на то, что после смерти родителей красноярский портрет
Сам портрет после смерти князя находился еще некоторое время в имении Волынщина, перешедшем по наследству его сыну Павлу Дмитриевичу (1866 – 1927), политическому деятелю. Но наступил 1918 год, коллекция князей Долгоруковых была национализирована [1, с. 173], в результате чего портрет Е.И. Васильчиковой и оказался в собрании Государственного исторического музея, а в 1960 году – в Красноярском художественном музее.
Информация о портрете
Из этих каталожных данных, а также из «Энциклопедического словаря российских коллекционеров»
Очевидно, что именно этот подписной портрет работы А.Г. Варнека оказался еще при жизни
Так или иначе, подписной портрет
Приношу благодарность заведующей отделом отечественного искусства ДВХМ Ольге Геннадьевне Коноваловой за предоставленную для публикации фотографию картины «Старуха», старшему научному сотруднику КХМ Анне Андреевне Абисовой за информацию о портрете Е.И. Васильчиковой, а также главному библиографу научной библиотеки Санкт-Петербургского Института истории РАН Елене Залковне Панченко, приславшей из Санкт-Петербурга фотокопии страниц каталога Таврической выставки 1905 года.
ЛИТЕРАТУРА
1 | Банников А.П., Сапожников С.А. Собиратели и хранители прекрасного : энциклопедический словарь российских коллекционеров от Петра I до Николая II. 1700 – 1918 гг. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. |
2 | Воскресный день: электронный ресурс. Тропинин В.А. Портрет Е.И. Васильчиковой |
3 | Государственный музей А.С. Пушкина. Москва: альбом-каталог. - М.: Белый город, 2004. |
4 | Каменский П.П. Мастерские русских художников // Отечественные записки. 1839. - Т. 2. Отд. IV. |
5 | Каталог состоящей под Высочайшим Его Императорского Величества Государя Императора покровительством историко-художественной выставки русских портретов, устраиваемой в Таврическом дворце в пользу вдов и сирот павших в бою воинов. - СПб., 1905. - Вып. 4. |
6 | Ракова М.М. Список портретных работ А.Г. Варнека // Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века. - М., 1966. |
7 | Русские портреты XVIII и XIX столетий. Издание Великого князя Николая Михайловича. |
8 | Турчин В.С. Варнек Александр Григорьевич, 1782 – 1843. - М.: Искусство, 1985. |
9 | Федорченко В.И. Дворянские роды, прославившие Отечество : энциклопедия дворянских родов. - Красноярск: Бонус; М.: Олма-Пресс, 2004. |
10 | Целищева Л.Н. История забытого портрета // Художник. 1984. №10. |