Загадки двух женских портретов

05 апреля 2016
В.А. Варнек
Старуха. 1813
  Старуха. 1813
  А.Г. Варнек
  Дальневосточный художественный музей. Хабаровск
 
 
 

В портретное наследие Александра Григорьевича Варнека (1782 – 1843) входит картина, хранящаяся в Дальневосточном художественном музее (ДВХМ) под названием «Старуха». На ней изображена сидящая в кресле пожилая дама в темном платье с белым гофрированным воротником и чепце, завязанном под подбородком белыми лентами. В чертах ее серьезного лица отражены прожитые годы, а обращенный к зрителю пристальный взгляд кажется мудрым и живым.

Портрет поступил в музей в 1931 году из Третьяковской галереи и датируется, согласно авторской подписи на холсте, 1813 годом. Сведения об этой картине приведены в списке произведений А.Г. Варнека,ставленном М.М. Раковой [6, с. 321], а также в монографии В.С. Турчина [8, с. 153].

Названия произведений А.Г. Варнека, данные самим художником, как правило, сообщают имена портретируемых. Это можно видеть, например, знакомясь со списком его работ в статье обозревателя журнала «Отечественные записки» П.П. Каменского [4], который был надиктован Варнеком [10, с. 57]. Называя имена и регалии запечатленных им людей, Александр Григорьевич указывал и местонахождение портретов (на 1839 год), а также приводил и другие сведения о них. Лишь немногие работы художника из этого перечня имеют наименования, подобные таким: «Портрет молодой итальянки», «Портрет мужика смеющегося со штофом», «Портрет молодого пленного турка». А картины «Старуха» в нем вообще нет. Поэтому можно предположить, что ее название не является авторским. Принимая во внимание историю бытования портрета, о которой будет рассказано ниже, можно думать, что возникло оно, скорее всего, в начале XX века, когда картина поступила в Третьяковскую галерею.

Изучение списка Каменского, содержащего около ста работ, показало, что в нем имеются лишь два портрета, на которых изображены женщины преклонного возраста – возможные модели для картины «Старуха». Вот как выглядит соответствующий фрагмент этого текста: «Портреты <…> ее превосходительства госпожи К.Л. Васильчиковой, находится у дочери ее, супруги московского генерал-губернатора, княгини Татьяны Васильевны Голицыной, поясной; княгини Натальи Петровны Голицыной, находится у дочери ее, графини Софьи Владимировны Строгановой, поясной с руками <…>» [4, с. 17].

Сразу же замечу, что в инициалах госпожи Васильчиковой Каменский допустил ошибку: мать княгини Татьяны Васильевны Голицыной (урожденной Васильчиковой) звали Екатериной Илларионовной. Возможная причина этой неточности видится в том, что критик, записывая текст со слов художника, скорее всего, воспринял на слух имя Васильчиковой как Катерина Ларионовна.

М.М. Ракова и В.С. Турчин включают в свои списки работ А.Г. Варнека портреты Н.П. Голицыной и Е.И. Васильчиковой, считая их местонахождение неизвестным [6, с. 324; 8, с. 143]. Возможно ли отождествить какое-либо из этих произведений с картиной «Старуха» из хабаровской коллекции?

Облик княгини Натальи Петровны Голицыной на портрете из собрания Государственного музея А.С. Пушкина, исполненном в 1810-е годы французским художником Б.Ш. Митуаром [3, c. 22], убеждает в том, что на полотне Варнека представлена не она. А вот поиск достоверных изображений Е.И. Васильчиковой завершился находкой портрета из коллекции Красноярского художественного музея (КХМ) имени В.И. Сурикова [2], авторство которого приписывается В.А. Тропинину. Сходство этого произведения с картиной из ДВХМ таково, что два портрета могут восприниматься как оригинал и копия или повторение. Дама, изображенная на красноярском портрете, выглядит моложе; можно увидеть небольшие различия в том, как написаны зубцы воротника, складки одежды, но несомненным оказывается то, что на обоих холстах запечатлена одна и та же модель - Екатерина Илларионовна Васильчикова.

По информации, которой любезно поделилась со мной старший научный сотрудник КХМ А.А. Абисова, портрет Е.И. Васильчиковой «поступил в собрание музея в 1960 году из Государственного исторического музея. Подписи и надписей на лицевой стороне не обнаружено. На обороте: на холсте – «Татьяна В. Васильчикова», ниже – «из Рождествено»; на подрамнике наклейка со штампом «ГИМ Отдел иконографии». Надпись на обороте «из Рождествено» указывает на то, что до революции портрет был собственностью князей Голицыных, имевших в Рождествено родовое поместье».

Репродукция одного из названных портретов была найдена и в третьем томе известного издания «Русские портреты XVIII и XIX столетий» [7, № 208]. Детально сопоставляя фототипию с каждым из двух произведений, можно установить, что она была выполнена с портрета, на котором Екатерина Илларионовна выглядит моложе, то есть с картины из собрания Красноярского художественного музея.

Информация, содержащаяся в этом издании, позволяет проследить историю бытования портрета в течение большого интервала времени. И не исключено, что знание этой истории, как и истории картины из собрания ДВХМ, может оказаться полезным для понимания того, кем и когда был написан портрет из красноярской коллекции и какими нитями связаны между собой два произведения. Но чтобы переключиться на эти вопросы, необходимо разобраться в сложных взаимосвязях семейств Васильчиковых, Голицыных, Долгоруковых и Воейковых. Интересные сведения о многих представителях этих семей можно найти, в частности, в книге В.И. Федорченко «Дворянские роды, прославившие Отечество» [9].

Имя Екатерины Илларионовны Васильчиковой (1754 – 1832), урожденной Овцыной, в этой энциклопедии не встречается, но здесь приводятся имена ее мужа и четверых их сыновей [9, с. 72], названных Ф.Ф. Вигелем «благородными витязями, русскими дворянами в душе» [7, № 209].

Муж Екатерины Илларионовны, бригадир Василий Алексеевич Васильчиков (1754 – 1830), был двоюродным братом фаворита Екатерины II Александра Семеновича Васильчикова (1746 – 1813). В 1789 – 1795 годах он состоял новгородским губернским предводителем дворянства. Старший из сыновей, генерал от кавалерии, генерал-адъютант Илларион Васильевич Васильчиков (1776 – 1847) отличился в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русских войск 1813 и 1814 годов; имел множество наград. В 1838 году он стал председателем Государственного совета и Комитета министров. В 1831 году указом императора Николая I Илларион Васильевич был возведен, с нисходящим потомством, в графское достоинство, а в 1839 году - и в княжеское Российской империи достоинство.

Другой сын Екатерины Илларионовны, генерал от кавалерии Дмитрий Васильевич Васильчиков (1788 – 1859) также участвовал в Отечественной войне 1812 года, командовал кавалерийской бригадой и дивизией в походах русской армии 1813 - 1814 годов, затем находился на придворной службе, а в 1846 году стал членом Государственного совета. Второй брат, действительный камергер Алексей Васильевич Васильчиков (1780 – 1833) состоял новгородским губернатором, а с 1828 года – сенатором. Еще один сын Васильчиковых, Николай Васильевич (1782 – 1839) был генерал-майором. Кроме сыновей, в семье было две дочери – Екатерина (? - ?) и Татьяна (1783 – 1841), ставшая женой московского генерал-губернатора, светлейшего князя Дмитрия Владимировича Голицына (1771 – 1844) [9, с. 107].

Напомню, что портрет Е.И. Васильчиковой, написанный А.Г. Варнеком и хранящийся ныне в собрании ДВХМ, находился в 1839 году у ее дочери, княгини Т.В. Голицыной [4, с. 17]. Татьяне Васильевне принадлежал и другой портрет ее матери, поступивший в 1960 году в собрание КХМ. Поэтому о семье Голицыных и некоторых их потомках расскажу подробней. В 1788 году Дмитрий Владимирович Голицын стал наследником имения Рождествено на северо-западе Москвы (того самого, которое указано на обороте красноярского портрета). В это имение он приехал уже семейным человеком: с женой Татьяной Васильевной и двумя дочками – Екатериной и Натальей. Пост московского генерал-губернатора Д.В. Голицын занял в 1820 году, и именно в Рождествено к хлебосольному градоначальнику приезжала в течение двадцати лет вся Москва. Но после смерти жены в 1841 году князь перестал жить в своем имении, следующим владельцем которого стал его сын князь Владимир Дмитриевич Голицын (1815 – 1888), генерал от кавалерии и коллекционер [1, с. 130].

Указанием на то, что после смерти родителей красноярский портрет Е.И Васильчиковой унаследовала их старшая дочь Екатерина Дмитриевна Голицына (1801 – 1881), а затем - ее сын от брака с дипломатом, князем Николаем Васильевичем Долгоруковым (1789 – 1872), является всего лишь одна строчка подписи к репродукции в «Русских портретах»: «С портрета, принадлежащего князю Д.Н. Долгорукову; село Волынщина, Московской губернии». Именно он, князь Дмитрий Николаевич Долгоруков (1827 – 1910), сын Екатерины Дмитриевны, известный коллекционер [1, с. 173], перевез из Рождествено в имение Волынщина свое художественное собрание. Благодаря ему же репродукция портрета его прабабушки вместе с информацией о нем самом и его имении появилась в «Русских портретах».

Сам портрет после смерти князя находился еще некоторое время в имении Волынщина, перешедшем по наследству его сыну Павлу Дмитриевичу (1866 – 1927), политическому деятелю. Но наступил 1918 год, коллекция князей Долгоруковых была национализирована [1, с. 173], в результате чего портрет Е.И. Васильчиковой и оказался в собрании Государственного исторического музея, а в 1960 году – в Красноярском художественном музее.

Информация о портрете Е.И. Васильчиковой кисти Варнека также сохранилась в одном старом источнике – каталоге Таврической выставки 1905 года, на которой экспонировалось 13 произведений художника [5, с. 60]. В каталожной заметке к портрету с номером 956 говорится: «Васильчикова, мать кн. Татьяны Васильевны Голицыной. Работа А. Варнека. Подписной. Собственность Александра Николаевича Воейкова в Санкт-Петербурге».

Из этих каталожных данных, а также из «Энциклопедического словаря российских коллекционеров» А.П. Банникова и С.А. Сапожникова [1, с. 92], следует, что портрет Е.И. Васильчиковой, хранившийся в 1839 году у княгини Т.В. Голицыной, стал собственностью петербургского коллекционера Александра Николаевича Воейкова (1865 – 1943), генерал-майора свиты его императорского величества, кавалергарда и находился в его собрании в 1905 году. Из этого же словаря узнаем, что жена Воейкова Мария Владимировна (1865 – 1933) была единственной дочерью князя Владимира Дмитриевича Голицына. Иными словами, последний известный владелец этого портрета Екатерины Илларионовны являлся мужем ее правнучки.

Очевидно, что именно этот подписной портрет работы А.Г. Варнека оказался еще при жизни А.Н. Воейкова в собрании Третьяковской галереи, откуда он в 1931 году и был отправлен в Хабаровск. Думается, Александр Николаевич знал, что на портрете запечатлена прабабушка его жены. Но если он сам сдавал картину в ГТГ, то мог и не сообщить имя Екатерины Илларионовны, опасаясь, что при этом обнаружится дворянское происхождение и его самого, и его жены. Если же портрет был продан Воейковым ранее, то имя изображенной на нем пожилой женщины вполне могло стать неизвестным еще до поступления произведения в Третьяковскую галерею.

Так или иначе, подписной портрет Е.И. Васильчиковой, матери «благородных витязей», превратился однажды в картину «Старуха». И с ним теперь, как будто, все ясно, а вот по поводу портрета Е.И. Васильчиковой из собрания Красноярского художественного музея остается много вопросов. Автор настоящей статьи думает, что это произведение может быть копией портрета А.Г. Варнека 1813 года. Скорее всего, работа художника, верного своей манере и изобразившего Екатерину Илларионовну без прикрас, не понравилась как самой модели, так и ее близким, желавшим видеть на холсте более молодое лицо. Не буду рассуждать о том, кто стал автором копии: В.А. Тропинин, что сомнительно по разным причинам, или другой живописец. Попытаться ответить на этот вопрос можно, выполнив технико-технологическую экспертизу произведения.

Приношу благодарность заведующей отделом отечественного искусства ДВХМ Ольге Геннадьевне Коноваловой за предоставленную для публикации фотографию картины «Старуха», старшему научному сотруднику КХМ Анне Андреевне Абисовой за информацию о портрете Е.И. Васильчиковой, а также главному библиографу научной библиотеки Санкт-Петербургского Института истории РАН Елене Залковне Панченко, приславшей из Санкт-Петербурга фотокопии страниц каталога Таврической выставки 1905 года.

ЛИТЕРАТУРА


1 Банников А.П., Сапожников С.А. Собиратели и хранители прекрасного : энциклопедический словарь российских коллекционеров от Петра I до Николая II. 1700 – 1918 гг. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2007.
2 Воскресный день: электронный ресурс. Тропинин В.А. Портрет Е.И. Васильчиковой
3 Государственный музей А.С. Пушкина. Москва: альбом-каталог. - М.: Белый город, 2004.
4 Каменский П.П. Мастерские русских художников // Отечественные записки. 1839. - Т. 2. Отд. IV.
5 Каталог состоящей под Высочайшим Его Императорского Величества Государя Императора покровительством историко-художественной выставки русских портретов, устраиваемой в Таврическом дворце в пользу вдов и сирот павших в бою воинов. - СПб., 1905. - Вып. 4.
6 Ракова М.М. Список портретных работ А.Г. Варнека // Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века. - М., 1966.
7 Русские портреты XVIII и XIX столетий. Издание Великого князя Николая Михайловича.
8 Турчин В.С. Варнек Александр Григорьевич, 1782 – 1843. - М.: Искусство, 1985.
9 Федорченко В.И. Дворянские роды, прославившие Отечество : энциклопедия дворянских родов. - Красноярск: Бонус; М.: Олма-Пресс, 2004.
10 Целищева Л.Н. История забытого портрета // Художник. 1984. №10.