• Главная
  • Архив журнала
  • Оглавление - 1(23)2016
  • Наши собеседники
  • Мир на кончиках пальцев...
  • Мир на кончиках пальцев

    О.А. Носонова

    160
  • Мир на кончиках пальцев

    В феврале и марте 2016 года в Новосибирском государственном художественном музее экспонировалась выставка «Мир на кончиках пальцев», познакомившая зрителей с работами слабовидящих и незрячих детей - воспитанников новосибирской школы-интерната № 39. Редакционная коллегия журнала представляет вашему вниманию статью Ольги Алексеевны Носоновой, тифлопедагога, художественного руководителя студии декоративно-прикладного творчества этой школы, рассказывающую о специфике работы с особенными детьми, о тех возможностях в их развитии, которые дают уроки изобразительного искусства.

    С древнейших времен изобразительное и декоративно-прикладное искусство было неотъемлемой частью человеческой жизни, средством познания окружающего мира и способом рассказать об этом мире другим. Проходили века, и искусство приобретало все большее значение для людей. В наши дни любой человек может найти свой путь для того, чтобы выразить себя в творчестве, - необходимы лишь желание быть творцом и способность видеть прекрасное в себе и в том, что окружает нас.

    Слепые и слабовидящие дети располагают значительными потенциальными возможностями, которые могут быть успешно раскрыты на занятиях по изобразительному искусству с помощью особых методик. Специфика художественного творчества детей с дефектами зрения связана с присущими им особенностями зрительного восприятия. Качество их рисунков во многом зависит от недостатков впечатлений, зрительной памяти и возможностей зрительного анализа, от несовершенства имеющихся у них представлений и образов. Кроме того, характерные затруднения связаны с нарушением зрительно-моторных связей в процессе рисования. Поэтому обучение рисованию слабовидящих детей связано прежде всего с необходимостью научить их пользоваться своим неполноценным зрением. Особую роль приобретает здесь индивидуальное внимание педагога к каждому воспитаннику.

    Мир на кончиках пальцев

    Общаясь с ребенком, педагог выясняет, что тот знает и умеет, какими графическими, речевыми, тактильными навыками обладает, чем отличается его образное мышление, насколько продолжительным может быть его сосредоточенное внимание к работе. В этом общении складывается психологический контакт учителя и ученика. Ребенок очерчивает круг понятий «можно - нельзя» и, видя постоянную доброжелательность и в то же время твердость преподавателя (например, рвать рисунок нельзя, рвать же цветную бумагу для рисунка - можно), обретает доверие к педагогу, без которого невозможно обучение.

    Уроки изобразительного искусства не только помогают особенным детям расширять представление о предметах и явлениях окружающего мира, обретать хороший вкус и развивать творческие способности. Они дают возможность совершенствования всех зрительных, двигательных и мыслительных операций, доступных им. Изобразительная деятельность развивает внимательность, собранность, наблюдательность и глазомер, способствуя коррекции нарушений зрения. Здесь же происходит и коррекция самого процесса знакомства ребенка с изображаемым предметом, развитие формообразующих движений руки. В работе со слабовидящими детьми большое значение имеет сенсорное воспитание, позволяющее ребенку обогащать свои ощущения, накопление зрительных и осязательных образов, взаимосвязанных со словом.

    Без сомнения, важнейшую роль играют те коррекционные возможности, которыми обладает художественное творчество в преодолении или ослаблении общих психологических проблем, существующих у детей с особенными потребностями. Ведь занятия изобразительным искусством неотделимы от интеллектуального и личностного развития человека.

    Мир на кончиках пальцев

    Чтобы особенный ребенок уходил с занятий, ощущая себя творцом, мы применяем различные методы и формы работы, подбираем задания, доступные для детей. В своей программе мы используем как традиционные, так и нетрадиционные методы рисования. Большое внимание в практике уделяется работе с пастелью. К сожалению, не все дети могут работать этим материалом, так как имеют сложнейшие зрительные патологии. Однако многие из них весьма успешны в таких техниках как пальцевая живопись, монотипия, рисование на мокрой бумаге, коллаж, выпуклый рисунок, объемная аппликация, кляксография, точечный рисунок, граттаж, рисунок с помощью клея, рисование песком.

    Важное место на занятиях принадлежит декоративно-прикладному искусству. Пробуя себя в нем, каждый ребенок может достичь интересного творческого результата, независимо от своего диагноза. Ребята сами выбирают те материалы и инструменты, с которыми им удобно работать, и таким образом у каждого из них появляется возможность реализовать себя и представить созданные предметы на различных конкурсах или выставках. После урока ребенок всегда показывает свою работу родителям, преподавателям и другим детям, чтобы итогом занятия неизменно оставалось ощущение радости, внимания к сделанному им. Нашим детям очень интересны такие виды творчества как декупаж, работа с шерстью и бисером, изготовление топиариев (декоративных деревьев), поделки из пуговиц.

    Благодаря широкому спектру художественных техник и их возможностей каждый ребенок чувствует себя настоящим волшебником. И пускай не всякий из этих детей видит цвет, форму, размер предмета, но абсолютно каждый из них после урока сможет сказать своим близким: «А это я сам нарисовал!»