«Российская академия художеств в Новосибирске» глазами музейного сотрудника: взгляд из провинции

10 июля 2016
И.Л. Косенкова
Выставка «Российская академия художеств в Новосибирске»

Выставка «Российская академия художеств в Новосибирске», организованная в Новосибирском государственном художественном музее, - событие радостное и полезное. Радостное потому, что это живая встреча с искусством современников. Сеять разумное, вечное с этим визуальным опытом легче.

Перед нами широкий срез русского искусства. Выставка составлена и из произведений советских 1970-х, и из работ, датированных последними 2010-ми годами. Ее московская часть «Леонид Баранов и его друзья» определяет ход разговора со зрителем: его темы, их смену, эмоциональную окраску. В залах мы видим работы художников, которые умеют рисовать, живописать и ваять с мастерством, достойным звания академиков. И дух, и стиль академизма безупречны в предметах искусства, входящих в эту экспозицию. Может быть, стоит отметить, что большинство авторов, чьи работы показаны на «московской территории» выставки, - это представители художественных династий, второго или третьего поколений отечественной художественной элиты. Развернутое здесь широкое полотно современного изобразительного искусства мы можем стилистически обозначить как постмодерн – конечно, осознавая многие условности, связанные с этой терминологией и с ее применением. И все же. Цитаты, ирония, юмор, игра, парадокс. Сюжеты произведений и их персонажи плавно переходят из античности в следующие столетия европейской и русской истории и культуры. Игра со зрителем, присущая многим представленным работам, - это одна из черт, свойственных современному изобразительному искусству. Но это и свидетельство некоей рафинированности академического искусства, которое всегда предполагало в багаже своего зрителя сумму знаний и определенной информированности.

Несмотря на многие темы, сюжеты и персонажи давних дней, выставка пронизана духом нашего с вами времени. Но здесь мы не увидим ненависти и злобы. Здесь человек любим и интересен. Здесь нет богоборчества. Здесь человек - подобие Божие. Здесь не плюют в Родину, даже, если она бывает пьяна и грязна. Об этом не помнят. Помнят другое.

К сожалению, еще свежи в памяти осуществленные в Новосибирске столичные «гельмановско-ерофеевские» и иные местные художественные проекты, которые сопровождались скандалами, вызывая возмущение земляков публичным глумлением над некоторыми святыми для россиян представлениями о добре и зле. Эти настроения приводили к формированию стойких представлений об упадке и деградации современного отечественного искусства. В этом контексте значение выставки «Российская академия художеств в Новосибирске» особенно велико. Она предложила заинтересованному зрителю развернутую во времени, показанную в становлении и развитии широкую, многогранную панораму современного русского изобразительного искусства, открывающую не только разнообразие жанров, стилистических приемов, сюжетных ходов, тематических решений, но и поиски и применение новых материалов, использование технологических приемов, заимствованных художниками из современной техники и индустрии.

Почти каждая выставка в Новосибирском художественном музее становится событием. «Российская академия художеств в Новосибирске» - это событие городского, губернского значения. Новосибирцы любят называть свой город культурной столицей Сибири. Возможно, это так, если иметь в виду оперный театр, консерваторию и филармонию, если принимать во внимание высокий потенциал творческих союзов – писателей, художников, архитекторов, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей. И наконец – если говорить о высоком художественном уровне собрания новосибирского музея, в залах которого висят полотна Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, А.И. Иванова, К.П. Брюллова, Г.Г. Мясоедова, И.И. Шишкина, И.Е. Репина, В.И. Сурикова. П.П. Кончаловского, К.С. Петрова-Водкина, К.Ф. Юона, П.П. Оссовского, Н.И. Андронова. В.И. Иванова, Т.Г. Назаренко, стоят скульптуры П.П. Трубецкого, С.Т. Коненкова, И.Д. Шадра, С.Д. Лебедевой, Е.Ф. Белашовой, Н.Б. Никогосяна, Л.Е. Кербеля. Российская академия художеств представлена в нашем сибирском музее всей своей более чем двухсотпятидесятилетней историей. Постоянная экспозиция музея и нынешняя выставка формируют наше представление об отечественном искусстве – и разными его видами, и разными жанрами, и разными именами. Разнообразные музейные просветительские программы и лектории достойны уровня столичных музеев. Они пользуются успехом и не обойдены вниманием горожан. Но роль и значение художественного музея в воспитании и образовании новосибирцев - и взрослых, и детей - не оценены, не поняты и не использованы нашими чиновниками. Для создания культурной среды, культурных традиций местные власти должны бы выработать особые программы, как это принято во многих крупных субъектах страны.

Выставка «Российская академия художеств в Новосибирске»

Хочется обратить внимание и на то, что уже несколько месяцев в печати, местной и центральной, кипят страсти на тему, как использовать старое здание городского Дома офицеров. Идет разговор о необходимости его приспособления под музей современного искусства. Но, если учитывать представление о современном искусстве некоторых ответственных за городскую культуру лиц, то можно ожидать, что таким образом будет заложена очередная бомба под российское искусство и культуру. Нам же представляется, что великолепным решением было бы использование этого здания как Дома творческих союзов или Дома художника с постоянно действующими выставочными залами. Ведь есть же такие очаги культуры и искусства в других сибирских городах. Городах, меньших по масштабу и не претендующих вовсе на звание столичных. Городах, в которых любят свой край, чтут и хранят свою историю и культуру.

И вот здесь уместно сказать о творческих успехах наших земляков. Напомним, что и сибирские скульпторы, живописцы и графики приняли участие в выставке «Российская академия художеств в Новосибирске» в соседних залах с москвичами. В этой экспозиции представлены и новосибирцы - В.С. Бухаров, М.С. Омбыш-Кузнецов, В.В. Иванкин, А.Д. Шуриц, Ю.И. Третьяков, В.А. Фатеев, В.С. Нестеров, А.Н. Никольский, А.К. Крутиков. Все они отмечены званиями или наградами Академии художеств. Это ли не успех, это ли не признание сибирских художников. Чем же они выделяются на фоне москвичей? В искусстве новосибирцев - при всех различиях их живописной манеры, характера и оценки предметов – неизменно присутствуют сопереживание, теплота, эмоциональность отклика. Столичных небожителей отличает большее стремление к обобщению, сибиряков - более чувственное и конкретное восприятие мира. Ощущения конкретного человека, даже если мы не видим его за срезом холста. Не остывшая боль за прошлое. Говорящая деталь, остро подмеченная в городских асфальтовых буднях.

Валерий Нестеров в своих картинах поднимает темы, которые были долгие годы обойдены изобразительным искусством. Судьба брошенной деревни, гидроэлектрификация страны, которая стала Голгофой для советских деревень, попавших в зону массового затопления вместе с пахотными землями и пастбищами. Пространства безымянных гулаговских захоронений. Тема гибнущей деревенской сибирской России и Гулага так остро, точно, строго, масштабно и живописно была выражена лишь в литературе – В. Шаламовым, А. Солженициным, В. Распутиным.

Посетителей в музее и на выставке много - несмотря на лето, на «не сезон». В музей теперь принято ходить. Семьями, с детьми, с колясками. И в хорошую погоду, и в плохую. И в будни, и в праздники.