• Главная
  • Архив журнала
  • Оглавление - 2(24)2016
  • Академическая школа и творчество...
  • Академическая школа и творчество

    Ю.П. Демаков

    104
  • Современное изобразительное искусство разнообразно в своих направлениях. Это его отличительная черта в сравнении с прошедшими эпохами. На мой взгляд, это счастливая особенность нашего времени. Именно эта особенность дает возможность раскрыться каждой индивидуальности. Конечно, в наше время есть и негативные факторы, но об этом позже.

    Академическая школа художественного образования строится на трех базовых дисциплинах - рисунке, живописи и композиции. Однако даже самая консервативная школа не может не меняться во времени. Меняется эстетическое восприятие окружающего мира. Простые предметы натюрмортного фонда приобретают символический и философский смысл. Неизменным остается принцип обучения - от простого к сложному. Мы радуемся, когда первокурсники могут построить простой предмет в пространстве, и совсем не радует, когда на четвертом курсе студенты за построением головы не видят образ человека.

    Думается, что в наше время нет людей, которые отрицают роль профессионального образования в становлении художника, хотя само по себе образование еще не делает человека художником. Со временем личность набирается опыта, жизненных наблюдений, вкусовых предпочтений, естественно появляется потребность выражать свое отношение к жизни - и знания здесь помогут. Важно и логично наряду с рисунком, живописью и композицией изучение истории изобразительного искусства. Необходимо научить студентов отличать художественную эстетику каждой эпохи для того, чтобы чувствовать современность.

    Сейчас очень часто звучит выражение «небанальное искусство». Этот термин определяется как «закон новизны», что является составной частью художественного образа. С понятием «закон новизны» студенты знакомятся в стенах учебного заведения. Именно образование не позволяет быть «эхом живописи других». Школа сама по себе консервативна, а обучение стереотипно. Чтобы изучить предмет и приобрести навыки его передачи изобразительными средствами, необходимо выполнять задания повторно. Нужно анализировать ошибки и оттачивать навыки изображения. Результаты обучения во многом зависят от выбранной методики. Методика же - это результат опыта преподавателя.

    Уже давно было сказано, что тот, кто неясно мыслит, тот неясно выражается. Необходимо четко представлять цели и задачи каждой из трех дисциплин: рисунка, живописи и композиции. Если для рисунка и живописи они более-менее очевидны, то в понимании задач композиции не прослеживается единого мнения. Композиция - понятие емкое, и однозначно трактовать ее задачи в обучении сложно. Начнем по порядку. Академический рисунок и академическая живопись по своим целям схожи. Это изучение природы и человека в пространстве графическими и живописными средствами и приобретение навыков изображения.

    Постараемся ясно определить цели композиции. Композиция служит для выражения мыслей и эстетического отношения к окружающему нас миру. Организуя формат, мы практически выстраиваем движение и пластические связи, передающие смысл происходящего. «Не прибавить - не убавить», «сколько светлого - сколько темного» - эти крылатые фразы служат практическим руководством.

    Огромное значение в композиции имеет движение. Это может быть движение человека, предметов, самой природы или окружающего пространства. Это динамичные темы труда, спорта, войны и т.д. Человек раскрывается в движении, именно оно характеризует происходящее. Например, в картине К.П. Брюллова «Последний день Помпеи» мы видим большой, разнообразный набор движений, но всех персонажей объединяет единая цель - это спасение в критической ситуации. Другой пример. В картине художника А.А. Дейнеки «Оборона Петрограда» композиция выстроена в замкнутый цикл. Движение мобилизованных и раненых имеет разный характер, но объединены они единой целью - это несокрушимая стойкость. Можно приводить еще много примеров, доказывающих, что движение и пластические связи говорят о сути происходящего.

    Итак, мы определились с основными целями и задачами таких разных дисциплин как рисунок, живопись и композиция. Теперь самый главный вопрос: как учебные дисциплины перерастают в творчество?

    Тяга к творчеству возникает еще в раннем детстве, выражается она по-разному: в лепке, рисовании, конструировании и т.д. Поступая учиться в ДХШ и ССУЗ, учащийся сталкивается с понятием «учебное творчество». Выполняя учебное задание, он стремится выразить свое эстетическое отношение к нему. Предмет «композиция» дает возможность погрузиться в образную часть изображения. Но учебная композиция часто построена на догматических правилах и стереотипах, поэтому учебные решения кажутся банальными.

    Самый интересный и трудный период жизни – это время, когда студент оканчивает институт и пытается войти в творчество, участвовать в выставках, определить свое творческое кредо, авторский стиль. Чаще всего это складывается не за один год. Тут нужны и жизненный опыт, и тяга к самовыражению. Не все проходят этот тернистый путь. Сказывается невостребованность изобразительного искусства, отсутствие мотивации.

    Но когда приходит осознание, что твое творчество имеет право быть, что оно будит мысли и чувства, несет эстетический заряд, то вопрос выбора отпадает. Искусство вечно, как извечная потребность человека.