• Главная
  • Архив журнала
  • Оглавление - 2(24)2016
  • Традиции и инновации ведения предмета «Композиция и анализ......
  • Традиции и инновации ведения предмета «Композиция и анализ произведений изобразительного искусства» в Кемеровском областном художественном колледже

    Н.В. Перкова

    112
  • Сибирь - пожалуй, один из самых развитых российских регионов, который продолжает традиции реалистической школы живописи. Здесь выстроена система непрерывного художественного образования: школа (ДХШ и ДШИ) - среднее специальное учебное заведение (училище, колледж) - высшее учебное заведение (институт, академия). Региональное отделение Российской академии художеств в Красноярске дает возможность молодым художникам продолжить образование в академических мастерских.                

    Профессиональный рост художника зависит от многих факторов. В первую очередь это, конечно, личностные качества начинающего автора, его талант, работоспособность, желание быть востребованным, участвовать в художественной жизни города, региона, страны, мира. С другой стороны, молодым необходимо получать высокопрофессиональное художественное образование, информацию о тенденциях его развития в России и за ее пределами, возможность участвовать в выставках, презентациях, семинарах по обмену опытом, мастер-классах профессиональных художников во всех областях изобразительного искусства. Все учебные заведения художественного профессионального образования сибирского региона работают над созданием учебных программ, стандартов, отвечающих всем современным требованиям и сохраняющих традиции нашей реалистической школы живописи.

    Кемеровский областной художественный колледж имеет глубокие традиции в художественном образовании. Наши выпускники продолжают обучение в лучших ВУЗах страны, мы готовим специалистов в разных сферах искусства: дизайне, живописи, керамике - и существуем в традициях реалистической российской школы изобразительного искусства. В нашем учебном заведении наработаны методики преподавания специальных дисциплин, ведется постоянная работа по составлению методических пособий, накопленный опыт анализируется и систематизируется. Колледж обладает большой коллекцией работ в методических фондах, издано множество методической литературы, преподаватели обобщают свой опыт, публикуют статьи в изданиях, посвященных развитию изобразительного искусства сибирского региона и России.

    Предмет «Композиция и анализ художественных произведений по виду станковая композиция», как и все предметы профессионального цикла специальности «Живопись (станковая живопись)», имеет свои особенности и цели. Целью изучения этой дисциплины является ознакомление с основами теории композиции, изучение ее закономерностей, общих для всех видов и жанров изобразительного искусства, овладение навыками творческой работы в композиции.

    Реализуя поставленную цель, студент решает следующие типовые задачи профессиональной деятельности:

    обучается навыкам систематизации собранного материала;
    овладевает методикой исследования при решении конкретных проблем и вопросов по основам теории и практики в станковой композиции;
    воплощает образно-художественный замысел в конкретном композиционном эскизе, живописном и графическом материале (акварель, гуашь, масляная живопись, темпера, уголь, сепия, карандаш и т. д.);
    изучает проблемы композиции по определенным жанрам (натюрморт, пейзаж, интерьер, историческая картина);
    учится применять основные законы композиции в профессиональной деятельности;
    приобретает и отрабатывает навыки творческой работы над композицией;

    Предмет «Композиция и анализ произведений изобразительного искусства» включает в себя целый комплекс заданий в различных жанрах, позволяющих студентам последовательно, от простого к сложному, освоить навыки работы над композицией.

    Программный материал предусматривает последовательное изучение студентом основных закономерностей системы изображения, так как в практической работе студент сталкивается со всем многообразием проявления различных уровней художественного образа, которые он должен понимать и правильно оценивать.

    Овладение искусством рисунка, живописи, приобщение студента к творческой деятельности, формирование у него эстетического восприятия окружающего возможно лишь в процессе целенаправленной практической деятельности. Здесь неизбежно встает вопрос о последовательном решении в каждом учебном задании учебно-аналитических и художественно-образных задач, что в конечном итоге формирует у студента представление о неразрывности эмоциональных и рациональных начал в творчестве.

    С изменением подходов и стандартов в художественном образовании в последнее время мы сталкиваемся с определенными трудностями. Обучение по всем специальностям среднего профессионального образования сократилось на один год, и это заставляет педагогов искать новые методы, чтобы вместить необходимый объем материала в меньшее время, с наибольшей пользой применить инновационные формы преподавания. Потребовалась коррекция всех программ по всем специальным дисциплинам. Мы столкнулись с трудностями на первых этапах из-за того, что возникло нарушение межпредметных связей, которые были налажены на протяжении многих лет. Темы по предмету «Композиция и анализ художественного произведения» всегда были связаны с анатомией, перспективой, рисунком и т.д. Не возникало проблем с рисованием фигуры в композиции, со знанием линейной и воздушной перспективы: студенты были уже подготовлены к этому. Сегодня, чтобы уложиться в определенные рамки заданных стандартов, нам приходится менять свои методы, вносить поправки. Педагоги по композиции вынуждены не просто напоминать на своих уроках о закономерностях перспективы, анатомии, цветоведения, но включать курсы этих дисциплин в качестве начального знания в свои уроки, добавлять практические занятия по рисованию фигуры, построению пространства, основам анатомического строения человека. Это отнимает время от основных занятий, непосредственного изучения законов композиции. Живописцы чаще стали использовать компьютерные программы для ускорения освоения материала при выполнении упражнений пропедевтического курса, а также для поиска цветовых и тональных вариантов на этапе форэскизов. Получается, что инновации неизбежны и жизненно необходимы.

    Конечно, на основном этапе поиска композиционного решения и исполнении работы в мастерских мы остаемся в традиционных рамках реалистической школы. Но опять же, в связи с сокращением времени на решение композиционных задач возникают свои трудности. Не все студенты оказываются готовыми к традиционному выполнению курсовых и дипломных работ на холсте маслом. В силу своих возрастных особенностей студенты, а в основном студентки, поскольку юношей в нашем учебном заведении становится все меньше, на этом этапе интереснее и с большим пониманием работают в технике графики, черно-белой или цветной. Не все готовы работать с пространством и жанровыми темами. Девочки лучше проявляют себя в небольшом размере и плоскостном варианте композиции. Так что еще одной необходимой инновацией для нас стала защита диплома в графической технике наряду с традиционной сюжетной живописью на холсте. Нам не хватает года обучения для профессионального созревания студента, для его серьезной работы с холстом, тем более, что абитуриенты становятся все моложе.