• Главная
  • Архив журнала
  • Оглавление - 2(24)2016
  • Опыт преподавания художественных дисциплин в......
  • Опыт преподавания художественных дисциплин в Новосибирском государственном университете архитектуры, дизайна и искусств

    Ю.В. Чемякина

    85
  • Архитектурно-художественное образование является одной из интереснейших сфер деятельности. Студенты, получающие художественные и проектные специальности, овладевают навыками, позволяющими создавать новую эстетику, преобразующую пространственную среду.

    Особенности преподавания художественных дисциплин обусловлены принципиальными различиями между специальностями «дизайн», «архитектура» и «живопись». Художник находится в пространстве между социальной жизнью современного ему общества и своим особенным отношением к действительности; он наблюдает окружающий мир, анализирует его, обобщает свои впечатления, используя имеющиеся у него изобразительные средства. Создает изображение, нередко похожее на эту реальность, но строящееся по своей логике, отличной от логики реального пространства. Архитектор и дизайнер, как правило, ограничены техническим заданием своего проекта и традиционной или современной интерпретацией такого проекта в работах коллег, в остальном же они, по сути дела, создают новую среду — придумывают новый предмет или целый ансамбль предметов. Но в то же время работа живописца, архитектора и дизайнера является художественным творчеством, их роднит общий подход к созидательной деятельности, в основе которой лежит привнесение в объекты, создаваемые человеком, эстетики, элементов, согласующихся с гармонией окружающего мира [1, с. 234].

    Методы преподавания изобразительных дисциплин в данных специальностях также имеют различия, продиктованные спецификой деятельности. Традиционное академическое обучение живописцев подразумевает длительную работу с натуры, постепенно воспитывающую цветовую культуру, индивидуальное восприятие, в котором присутствуют субъективные цветовые предпочтения, и поиск опытным путем цветовой и колористической гармонии. Дизайнер или архитектор, работающий с цветом, использует общие законы восприятия цвета, а теоретическое цветоведение как объективное учение о цвете превалирует здесь над поиском индивидуального, свойственным труду живописца [3. с. 249].

    Художник-монументалист работает с плоскостью в интерьере и экстерьере. Дизайнер создает различные формы, моделирует пространство с использованием цвета. Архитектор работает с пространством и с формой в пространстве. Данные особенности диктуют разность подходов к преподаванию художественных дисциплин в творческом вузе.

    В Новосибирском государственном университете архитектуры, дизайна и искусств на кафедре рисунка, живописи и скульптуры преподается цикл художественно-графических дисциплин «Рисунок», «Рисунок в дизайне», «Живопись», «Скульптура», «Живопись и архитектурная колористика» для архитекторов и дизайнеров. Эти дисциплины объединены следующими целями: развитие объемно-пространственного воображения как основы профессионального архитектурно-дизайнерского мышления; совершенное овладение изобразительными навыками и средствами, применяемыми в проектной практике; формирование системы эстетических представлений и художественного вкуса.

    Курс «Живопись и архитектурная колористика» служит основой развития колористического мышления будущих архитекторов и дизайнеров. Во время работы с натурой в аудиториях и на пленэре студенты изучают закономерности зрительного цветового восприятия, основные типы колористических гармоний, осваивают различные живописные материалы. В декоративно-плоскостных работах решается задача создания самостоятельных цветовых композиций.

    На первом этапе обучения студенты-архитекторы и дизайнеры получают задания на построение объемов, при этом они учатся выстраивать тональные отношения. Выполняются натюрморты из геометрических тел с высоким и низким горизонтом, линейно-конструктивное построение архитектурных деталей, тональная разработка натюрмортов.

    На втором этапе акцент смещается на изображение пространства, преобразование и моделирование среды. Задания подразумевают изображение пространства интерьера, их целью является развитие навыков выявления логических взаимосвязей между целым и его отдельными частями, закрепление навыков методической последовательности ведения рисунка без натуры. Также выполняются работы по представлению (студентам предлагается изобразить интерьер или экстерьер по описанию); работы по воображению на различные темы: композиции из геометрических тел, интерьер со сложным пространством, город будущего. Все типы заданий курса «Рисунок» так или иначе развивают композиционные способности студента, но в максимальной мере это относится к рисункам по воображению. Поэтому, постоянно чередуясь с натурными рисунками, они являются обязательными на всех уровнях обучения [2].

    По дисциплине «Живопись» выполняются работы с натуры: интерьеры (с воздушной перспективой), пейзажи (от малых пространств до панорамных), - а также с творческим преобразованием натуры: декоративно-плоскостные композиции, где применяются методы стилизации, ритм, метр, колористическая работа.

    В разделе «Колористика» изучаются основы психологии восприятия цвета, осваивается методика разработки цветового решения объектов дизайна, интерьеров и городской среды. Студенты старших курсов слушают лекции о материалах монументальной живописи, о взаимодействии архитектуры и монументально-декоративного искусства и выполняют эскизы витража, мозаики и сграффито. Кафедра рисунка, живописи и скульптуры сохраняет и развивает традиции школы, соответствующие уровню академического образования. Решается одна из педагогических проблем сегодняшнего дня – поиск баланса и взаимодействия ручной и цифровой графики в формировании визуальной культуры будущих архитекторов и дизайнеров. За последнее время помимо традиционных академических заданий был увеличен объем творческих графических и живописных композиций.

    На кафедре монументально-декоративного искусства студенты в процессе обучения выполняют практические упражнения, включающие в себя анализ образцов мировой живописи, различных видов изобразительного, пластического, декоративного искусства и народных промыслов, основных закономерностей развития теоретических, исторических, творческих аспектов искусства, научно-методической и искусствоведческой литературы. Они знакомятся с особенностями передачи и восприятия цвета и света, задачами техники и технологии живописи. Преподаватели стремятся к тому, чтобы не ограничивать студентов в творческом поиске изобразительных средств. Данные методики работы вызывают интерес студентов и помогают формировать индивидуальные качества будущего художника.

    Таким образом, итогом курса художественных дисциплин для художников становится приобретение навыков свободного владения изобразительными техниками, а для архитекторов и дизайнеров - приобретение навыков изображения пространства и моделирования (проектирования) воображаемых пространств (интерьеров, экстерьеров, ландшафтов). Поэтому можно сказать о том, что существует разница методов преподавания художественных дисциплин студентам специальностей «дизайн», «архитектура» и «живопись». Сегодня в высшей архитектурно-художественной школе ставятся задачи развития фундаментальных способностей, объемно-пространственного представления и воображения, цветовосприятия, освоения графического и живописного языка и их творческого применения в композиционной практике. В дальнейшем это будет способствовать разработке новых методик преподавания.

    ЛИТЕРАТУРА

    1.

    Гевейлер Д.Н. Сходство и различие преподавания живописи художникам и дизайнерам // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2011. – №129.

    2.

    Чемякина Ю.В., Прохорова Т.В. Особенности преподавания живописи в архитектурно-дизайнерском образовании // Искусство Сибири и дальнего Востока: наследие, современность, перспективы: материалы межрегиональной научно-практической конференции 2-3 декабря 2015 г. / под. ред. Шишина М.Ю.; АлтГТУ им. И. И. Ползунова. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2015.

    3.

    Иванов А.О. Роль изобразительных дисциплин на современном этапе развития высшей архитектурной школы (на примере НГАХА) // Самоидентификация региональных архитектурных школ в условиях глобализации архитектурного процесса: материалы международной научной конференции / Саратовский государственный технический университет, Межрегиональная общественная организация содействия архитектурному образованию, Российская академия архитектуры и строительных наук. - Саратов: Изд-во Cарат. гос. тех. ун-та, 2009.