Художник и музей (к 70-летию
Н.И. Домашенко)
Бега. Автопортрет. 1977 Из серии «Семья» |
|
Н.И. Домашенко |
В октябре 2016 года в Новосибирском государственном художественном музее открылась выставка произведений известного российского графика Николая Ивановича Домашенко, посвященная его 70-летнему юбилею. Получившая название «Художник и музей», она представляет как творчество самого автора, чьи работы бережно хранятся в музейной коллекции, так и его роль собирателя и дарителя.
Николай Иванович Домашенко родился 6 сентября 1946 года в Иркутске. В 1962 - 1967 годах он учился на художественно-педагогическом отделении Иркутского художественного училища, где позднее работал в качестве преподавателя. Начиная со Второй зональной выставки «Сибирь социалистическая», состоявшейся в Омске в 1967 году, молодой художник стал активным участником выставок различного уровня. В 1971 году, в 24-летнем возрасте, Домашенко вступил в Союз художников СССР и тогда же был удостоен премии Иркутского обкома ВЛКСМ имени Иосифа Уткина, присуждавшейся за творческие заслуги. В 1988 – 1996 годах Николай Иванович входил в состав объединения художников печатной графики имени Н.А. Тырсы; в 1998 году он стал одним из учредителей творческой группы «Тихие» («Десять тихих»).
На протяжении десятилетия, в 1970 – 1980-е годы, творческая жизнь Н.И. Домашенко была тесно связана с Новосибирском. Это время в истории художественной культуры города отмечено плодотворной деятельностью как местных авторов, так и недавно приехавших сюда молодых мастеров. Позднее Николай Иванович переехал в Ленинград. Здесь, став одним из ведущих графиков города, он успешно реализует себя как в изобразительной, так и преподавательской работе. Произведения художника находятся во многих музеях и частных коллекциях России и других стран.
В собрании Новосибирского художественного музея хранится 116 графических листов Н.И. Домашенко, представляющих разные стороны творчества признанного мастера станковой графики, экслибриса и книжной иллюстрации.
Большинство работ Н.И. Домашенко, собранных в музее, относятся к 1970 - 1990-м годам. Они дают интересную возможность проследить особенности творческого пути художника с самых первых лет его профессионального становления.
«Эй, вставайте!» Иллюстрация к «Сказке о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» А.П. Гайдара |
|
Н.И. Домашенко |
Иллюстрации к «Сказке о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» А.П. Гайдара, три из которых показаны на выставке, исполнены в качестве дипломной работы в Иркутском художественном училище под руководством М.Д. Воронько. Молодой автор выбирает здесь принципиально новое художественное решение - технику прорезной аппликации, которая позволяет создавать лаконичные, строгие стилизованные образы. Ограничено и число использованных цветов: белый тон листа, мрачно-черный и взволнованно-красный – в изображениях. Такой подход представляется вполне соответствующим духу времени. В 1960-е годы советская иллюстрация переживала новый этап развития, связанный с отказом от подробной повествовательности, с осознанием особенностей языка книжной графики, его условности и декоративности.
Художником проиллюстрировано несколько десятков книг. Причем, в каждом случае ему удается находить образы, созвучные стилю произведения. Иллюстрации к новеллам О. Генри, датированные 1971 годом, выполнены в технике сухой иглы. Этому виду гравюры присуща бархатистость штрихов, возникающая благодаря заусенцам («барбам»): они получаются в результате процарапывания иглой по доске и задерживают краску. Домашенко часто обращается к этой печатной технике, сохраняющей эмоциональность живой линии рисунка художника. Сочетание приглушенно-голубого фона со свободным штрихом сухой иглы придает своеобразную прелесть этим листам, изящество которых соответствует легкости и красоте прозы О.Генри.
Иллюстрации к поэме А.С. Пушкина «Полтава» (1978) - линейные композиции в технике офорта - отличаются лаконичностью и утонченностью рисунка. Такое художественное решение позволяет им гармонично вписаться в плоскость книжного листа и составить одно целое с текстом. К сожалению, книга, для которой предназначались эти произведения, издана не была.
Работа «Пилат» (1996) интересна своеобразием и выразительностью созданного образа. Поражают глаза без зрачков, глаза, в которые бесполезно смотреть, пытаясь увидеть отражение душевных порывов. Уверенным в своей непогрешимости, осознании собственной силы – таким Пилат предстает у Домашенко.
Нос. 1998 Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя «Нос» |
|
Н.И. Домашенко |
Две крошечные иллюстрации 1998 года к повести «Нос» Н.В. Гоголя, к творчеству которого художник обращался неоднократно, исполнены в частом для Н.И. Домашенко сочетании сухой иглы с доработкой акварелью. Стилистически они созвучны литературному тексту: особенности прозы Гоголя, в которой одним из основных выразительных приемов становится гротеск, диктуют и выбор изобразительного решения.
В небольшом портрете «Раздумье Н. Гоголя» (1995), выполненном в той же технике, внимание художника сосредоточено на лице, которое показано так крупно, что контуры головы выходят за пределы листа. Писатель глубоко погружен в невеселые думы. За внешней неправильностью черт скрывается мыслящий, страдающий человек.
Форзацы книг «Своей судьбой гордимся мы» (1972) и «Дум высокое стремленье» (1974), являющиеся своего рода изобразительными эпиграфами, предназначены для трехтомника, выпущенного в Иркутске к 150-летию восстания декабристов и посвященного их памяти. Эти многофигурные композиции патриотического содержания исполнены в едином стиле в технике автоцинкографии. Некоторая рельефность изображения, благородная сдержанность цветовой гаммы, построенной на сочетании собственно белого листа и бледно-серого тона, придает этим работам красоту и своеобразие.
Строгость, сдержанное изящество присущи небольшим иллюстрациям к этим книгам. Изображения выполнены в коричневом цвете, большинство из них вписано в овал. Посвященные старинным сибирским городам и острогам, они могут быть отнесены к жанру исторического городского пейзажа. Художник восстанавливает утраченный облик городов, дает возможность представить, какими они были несколько столетий назад. В то же время здесь присутствуют и элементы стилизации, что продиктовано спецификой книжной иллюстрации. Суровость и лаконичность внешнего вида острогов, само их предназначение диктуют и особенности изображения – простоту, четкость и даже некоторую сухость рисунка. По стилю исполнения, характеру трактовки облаков, воды, зданий эти листы восходят к гравюрам XVII - XVIII веков.
Пожалуй, наиболее значимая для художника тема, к которой он возвращается вновь и вновь и в иллюстрациях, и в станковых произведениях – тема восстания декабристов, тема подвига, душевного благородства, стремления жить и готовности погибнуть ради других. Возможно, причиной столь стойкого и глубокого интереса к ней стали детство и юность, проведенные в Иркутске, - городе, где в свое время оказались многие политические изгнанники XIX века, где до сих пор бережно хранится память об этих мужественных людях.
Черниговский полк. 1973 Из серии «Трагедия декабря» |
|
Н.И. Домашенко |
В 1969 году Н.И. Домашенко создает серию «Декабристы», получившую широкое признание. На выставке она представлена тремя гравюрами. Сочетание мелкого, тонкого, детально проработанного рисунка с сухими, однообразными, словно проведенными по линейке группами линий вносит в эти листы ощущение контраста и противодействия. Художник мастерски соединяет возможности офорта, которому свойственны свобода и гибкость линий, и резцовой гравюры, для которой характерны четкость и некоторая жесткость рисунка. Автор выбирает вытянутый по горизонтали формат, служащий передаче панорамности изображенного, будь то Сенатская площадь или набережная Иркутска.
Листы из серии «Трагедия декабря» (1973), выполненные в технике автолитографии, отличает взволнованность и даже трагичность звучания. Этому способствует трехцветная цветовая гамма: контрастное сочетание красных и черных плоскостей с мягко и подробно проработанными тональными бело-серо-черными изображениями людей; траурную нотку добавляют в нее ограничивающие черные рамки. Для каждого листа художник выбирает наилучшее композиционное решение: так, в работе «Черниговский полк» масса военных воспринимается как нечто целое, акцент делается на их единстве; в «Допросе», благодаря цветовым контрастам, подчеркнуто противопоставление светлых фигур арестованных и безликость черных силуэтов судей.
По-другому решены гравюры из серии «Поставлены вне разрядов» (1976), посвященной пяти казненным декабристам. Все ее листы выполнены по одной композиционной схеме: крупное оплечное портретное изображение главного героя, позволяющее всмотреться в него внимательнее, на фоне жанровых сцен.
Из одиннадцати цветных литографий, входящих в серию «Жизнь Апостола Сергея» (1982), на выставке экспонируются две. Стилизованные, лаконичные композиции построены на сочетании изумрудных, белых и черных локальных пятен. Преимущественно это силуэтные изображения, очертания которых настолько выразительны, что не нуждаются в деталях, и только в листе «Сергей Апостол» проработано лицо героя. Художник продуманно использует ритм цветовых пятен, прием контраста и другие выразительные средства композиции. Изображения то подчеркнуто статичны, то полны движения, которое вносит в них сочетание диагональных направлений («Фельдъегеря»).
Среди ранних станковых произведений Н.И. Домашенко можно выделить набросок «Галя» (1967), изображающий художницу Г.А. Курочкину-Домашенко (1939 – 1984). Беглый рисунок тушью воспринимается вполне законченным и выразительным. Его отличает мягкость линий и в то же время некоторая шаржированность. Позднее Николай Иванович не раз возвращается к образу жены. Одна из самых проникновенных его трактовок - лист «Галя» (1977) из серии «Семья». Внимание художника сосредоточено на лице Галины Андреевны, персонажи ее работ, служащие фоном, словно вступают в безмолвный диалог с глубоко задумавшейся героиней портрета. Гравюра «Бега. Автопортрет» из этой же серии интересна как портретное изображение автора.
В своем творчестве Н.И. Домашенко неоднократно обращается к созданию серий, добиваясь тем самым наиболее полного раскрытия темы.
Первооткрыватели Из серии «Песни о народных героях Сибири» |
|
Н.И. Домашенко |
Серия «Песни о народных героях Сибири» представлена на выставке работой «Первооткрыватели». Интересно, что ее мотив ладьи с гребцами, которые словно слились в одно монолитное целое, повторяется с некоторыми изменениями и в цветной линогравюре «Ермак» 1968 года, передающей то же впечатление единства и силы.
Серия «Хлеб Сибири» (1979) посвящена матери художника и рассказывает о времени коллективизации. Колористическое решение с преобладанием красных и черных цветов определяет напряженную, тревожную образную атмосферу этих автолитографий.
Два листа в экспозиции знакомят с серией «Старая алтайская дорога» (1986). Сохраняя единство стиля, для каждого из них художник выбирает наиболее выразительное композиционное решение. «Пуск» - это панорамный пейзаж с высокой точки зрения, что позволяет полно отразить масштаб происходящего. «Иван Иванович Ползунов» - это композиция, состоящая из двух частей: крупнопланового портрета и многофигурных сцен строительства.
Среди отдельных листов нельзя не остановиться на офорте «Мир» - стилизованной, тщательно выверенной композиции, замкнутой внутри себя, где гармония сосуществования персонажей - родителей и ребенка между ними - подчеркнута плавностью, певучестью линий и выбором квадратного формата, символизирующего равновесие и завершенность. Символична и вся композиция, и ее название.
Особое место на выставке принадлежит триптиху «Сибирь» (1971), выполненному художником в соавторстве с Александром Михайловичем Муравьевым. Это произведение отличается сложностью композиции, сознательным совмещением разных точек зрения, обилием персонажей и деталей, в которых стилизация порой доходит до гротеска.
Экслибрис. Jos van Waterschoot. 1995 | |
Н.И. Домашенко |
Отдельную грань творчества Н.И. Домашенко составляют экслибрисы. В собрании музея их двенадцать; они относятся к 1980 – 1990-м годам. Эти миниатюры представляют собой сюжетные экслибрисы, получившие наибольшую популярность в XX веке. Их основная особенность - рисунок, лаконично и образно отражающий интересы, профессию владельца библиотеки или ее состав. Каждый из экслибрисов Домашенко, несмотря на незначительный размер, оказывается самостоятельным художественным произведением, тщательно продуманным и проработанным. Автор обращается к разным техникам для наилучшего воплощения своего замысла: это и сухая игла, и офорт, и резцовая гравюра, и гравюра бором; нередко они дорабатываются акварелью, придающей оттискам законченность и красочную неповторимость. Иногда колористическая гамма основана на гармонии сближенных или дополнительных цветов, иногда она ограничивается скупой по количеству оттенков и яркости подцветкой. Сочетание тонкого изящного рисунка с эмоциональными красочными пятнами, творческий подход к использованию выразительных композиционных средств – все это придает экслибрисам Домашенко неповторимую индивидуальность.
Произведения Николая Ивановича Домашенко отличаются яркостью художественного языка, своеобразием композиций, узнаваемостью авторского стиля.
Более половины работ Н.И. Домашенко, хранящихся в фондах Новосибирского государственного художественного музея, переданы в коллекцию самим автором. Не менее ценным вкладом в графическое собрание музея стали и другие дары Николая Ивановича: произведения известных российских художников Г.А. Курочкиной-Домашенко, Э.С. Гороховского, В.С. Карамзина, А.Г. Костовского, Ю.А. Круглова, Ю.В. Кузьмина, В.Д. Пинигина. Часть этих даров, образуя отдельный раздел выставки, позволяет с особой признательностью думать о роли художника в истории и сегодняшней жизни музея.