• Главная
  • Архив журнала
  • Оглавление - 4(26)2016
  • Выставочные залы
  • «Дама с собачкой» А.П. Чехова в иллюстрациях......
  • «Дама с собачкой» А.П. Чехова в иллюстрациях Кукрыниксов

    О.А. Черепенина

    144
  • В номере гостиницы
    В номере гостиницы
    Кукрыниксы

    В ноябре 2016 года в рамках выставочного проекта «Читаем классику с художником» Новосибирский государственный художественный музей представил посетителям выставку эскизов иллюстраций Кукрыниксов к рассказу Антона Павловича Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы - творческое объединение трех российских художников – Михаила Васильевича Куприянова (1903 - 1991), Порфирия Никитича Крылова (1902 - 1990) и Николая Александровича Соколова (1903 - 2000). Наибольшую известность им принесли многочисленные сатирические произведения, особенно политические карикатуры, плакаты и шаржи, созданные в годы Великой Отечественной войны. Однако в творчестве художников значительное место занимают иллюстрации к классическим произведениям мировой литературы.

    В 1945 - 1946 годах Кукрыниксы по заказу Государственного издательства художественной литературы много и увлеченно работали над серией иллюстраций к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой» для отдельного его издания. Книга вышла в 1948 году с 36 гравюрами А.Н. Павлова по рисункам Кукрыниксов. Сохранилось множество набросков, эскизов иллюстраций, которые находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в других музеях и частных собраниях. В 1958 году 34 акварели из этой серии были переданы Министерством культуры РСФСР в только что созданную Новосибирскую картинную галерею. Это подготовительные листы к иллюстрациям, украсившим книгу, а также – не вошедшим в издание. Многие рисунки закончены и имеют самостоятельное художественное значение.

    Кукрыниксы последовательно отображают все узловые моменты внешне незамысловатого рассказа: знакомство Гурова и Анны Сергеевны в курортном ресторане, прогулки, прощание на вокзале, встречу в театре города С., свидания в московской гостинице. От эпизода к эпизоду прослеживается эволюция любви героев: от легкого курортного флирта до серьезного всепоглощающего чувства.

    Серия иллюстраций к «Даме с собачкой» ярко демонстрирует умение Кукрыниксов проникнуть в особенности поэтики чеховской прозы. Литературоведы, писатели, театроведы постоянно, со своей точки зрения, подчеркивали неоднозначность творчества Чехова, в котором при предельной точности передачи повседневной жизни всегда присутствует некий художественный подтекст. Традиционный реализм у Чехова соседствует с новаторскими тенденциями. Его художественные приемы чаще всего определяют как проявление импрессионизма, символизма. Основой сюжета становятся не сами события, а изменения, происходящие во внутреннем мире героев. Поэтому описания природы, интерьеров, не теряя своей конкретности, становятся способом передачи тончайших психологических нюансов.

    Следуя за автором новеллы, Кукрыниксы, сохраняя убедительность в изображении реальных предметов и явлений, стремятся запечатлеть подвижность, изменчивость жизни. Особенно это удается им в пейзажах. Несомненно, что выбранная художниками техника акварели превосходно подходит для воплощения импрессионистического видения природы. В основном в работе над серией эскизов художники используют черную акварель. В собрании же нашего музея часть эскизов выполнена с добавлением коричневой акварели. Излюбленные художниками приемы – тончайшие тональные переходы от прозрачного до густого темного цвета, использование поверхности незакрашенной бумаги, разнообразие и динамика мазков, отражающих движение кисти, – отвечают простоте и легкости чеховского стиля.

    На набережной Ялты
    Кукрыниксы.

    Виртуозное владение техникой позволяет Кукрыниксам передать текучесть форм растворяющихся в световоздушной среде предметов, игру цветовых рефлексов и в южных летних, и в зимних городских пейзажах, каждый раз воспринимаемых сквозь призму переживаний героев. Мощь и сияние чудесной природы Крыма, с отблесками света на поверхности моря, движением волн и облаков, гонимых ветром, воплощенные в рисунках художников, становятся отражением охватившего героев радостного чувства свободы и полноты жизни. Состояние Гурова после его возвращения в Москву, полное воспоминаний и отрешенных раздумий, сопровождают картины зимы, тихой, снежной.

    В пейзажах города С. заваливший улочки снег, мокрый, плотный, тяжело легший на крыши и ветви деревьев, в сочетании с хмурым низким небом и почти черным сырым забором возле дома Анны Сергеевны, передавая настроение Гурова, создает картину унылой давящей среды.

    В поисках изобразительного языка для иллюстрирования рассказа художники выбрали сложный путь погружения в созданный писателем мир, добиваясь единства пластических и литературных образов. При лаконизме художественных средств Кукрыниксам в серии иллюстраций к «Даме с собачкой» удается создать неповторимую лирическую атмосферу, полную любви, печали, надежды, столь свойственную маленькому шедевру Чехова.

    Цикл иллюстраций Кукрыниксов к «Даме с собачкой» был восторженно принят современниками, а с течением времени стал восприниматься как классический.