• Главная
  • Оглавление - 1(27)2017
  • Личность
  • Сибирский характер...
  • Сибирский характер

    Т.Е. Сокольская

    22
  • Автопортрет. 1971 - 1973
    Автопортрет. 1971 - 1973
    И.П. Попов

    В марте 2017 года в Новосибирском художественном музее открылась выставка «Иван Попов. Сибирский характер», представившая произведения художника из фондов музея и из коллекции салона «Антиквариатъ на Николаевскомъ». Специально к этому событию салоном была подготовлена книга «Иван Попов. Живопись, графика в музеях и частных собраниях»1 - первое в настоящее время издание, посвященное наследию этого мастера. Вступительные статьи к ее обширной альбомной части, экспонаты выставки, материалы автобиографической книги «Дневник художника», написанной в 2004 году, - все это позволяет привлечь внимание к незаурядной творческой личности И.П. Попова и помогает раскрыть емкий смысл названия, выбранного для экспозиции.

    Жизнь Ивана Петровича Попова складывалась непросто. В годы Великой Отечественной войны он остался сиротой, находясь далеко от дома, в Комсомольске-на-Амуре. Большой удачей оказалось его знакомство с художником, эвакуированным из Киева, чья поддержка помогла юноше определиться с выбором профессии и подать документы в Киевскую художественную школу, после окончания которой он поступил в Киевский художественный институт. Ивану Петровичу очень повезло и с учителями – Т.Н. Яблонской и А.А. Шовкуненко.

    Алексей Алексеевич Шовкуненко был признанным мастером – академик Академии художеств СССР, народный художник СССР, председатель Союза художников УССР. Он был превосходным живописцем и талантливым преподавателем. В книге «Дневник художника» Иван Петрович писал о своем учителе: «Он сам прекрасно видел цвет и открывал у студента способность видеть цвет как средство реалистической живописи»2. Это умение видеть цвет продемонстрировано в дипломной работе Попова «Сестры». Картина выдержана в мягком зеленовато-бирюзовом колорите. Кажется, что цвет является действующим лицом в этой драме раскола семьи в годы Гражданской войны. Он как будто уменьшает напряжение между героями, стараясь объединить людей, вдруг ставших чужими друг другу.

    Целый год ушел на подготовку дипломной работы. В результате картина была оценена на «отлично», участвовала во Всесоюзной выставке дипломных работ в Москве, а автор был принят кандидатом в члены Союза художников Украины.

    Интерьер. Этюд к картине Сестры. 1956
    Интерьер. Этюд к картине «Сестры». 1956
    И.П. Попов

    После окончания института Попов по распределению попадает в Донецк, где по заказу Союза художников, как подарок к юбилею местного оперного театра, пишет «Портрет солистки меццо-сопрано Веденеевой в роли Кармен». Страстная и свободная натура Кармен передается в нем не только антуражем, но и внутренним напряжением модели, энергией, которая воплощается в позе, взгляде и усиливается цветом и динамикой мазка. Художник использует всего три цвета – желтый, голубой и черный. Богатство колорита достигается многочисленными оттенками. Смешиваясь, они создают и глубину голубого фона, и золотое сияние юбки, и благородство черного тона на корсете и веере. Это определенно работа мастера, написанная по вдохновению. Сам Иван Петрович говорил, что увлекся портретом и он получился хорошо. Впоследствии его закупило Управление культуры Украины для Донецкого художественного музея.

    Несмотря на то, что в Донецке его творческая жизнь складывалась вполне удачно, Иван Петрович мечтал о возвращении в родные места. И как только представилась возможность, уехал в Новосибирск.

    Здесь Попов снова возвращается к теме, которую очень хотел взять для дипломной работы, но не решился. Он задумал эту картину еще в 1954 году, путешествуя во время каникул по Алтаю. Молодой художник писал тогда много этюдов, ходил далеко в горы на альпийские луга, где и встретил героя своей будущей картины - табунщика, который жил в горах один, наедине с табуном почти диких лошадей.

    Решение темы нашлось гораздо позже, четыре года спустя. Окончательный же вариант картины был исполнен художником только в 1986 году и поступил в коллекцию Новосибирского художественного музея.

    Об этой встрече и о работе над картиной написал Иван своему другу и троюродному брату Василию Шукшину. В ответном письме Шукшин очень точно выразил основную идею полотна: «Там угадывается в чем-то (по-моему, в позе, то ли в выражении лица) одно неотъемлемое качество русского человека – терпение. Как мне хочется, Ваня, чтоб ты довел эту работу, не бросил бы. Она трудна знаешь чем? – покоем своим. Сужу об этом как литератор и актер. Попробуй написать рассказ, где ничего не происходит, где жизнь течет себе и течет, а вместе с тем надо, чтобы читатель задумался – это ой как трудно!»

    Разговор. 1967
    Разговор. 1967
    И.П. Попов.

    Шукшина и Попова связывала крепкая дружба. В одном из писем Василий писал Ивану: «Как ты мне нужен, дорогой брат мой! я вдруг ощутил жгучую необходимость в родном, близком по Родине, по крови, по духу человеке».

    Они были родственниками, земляками, а главное - творцами. Люди на портретах Попова – это герои рассказов Шукшина. И дружба художника и режиссера часто становилась сотворчеством.

    В 1963 году Шукшин пригласил Попова принять участие в съемках фильма «Живет такой парень». Иван помогал выбирать места для съемок на Алтае. Это было самое счастливое и плодотворное время для художника. В поездке он сделал множество этюдов и набросков. Мастерски написанные, богатые по колориту, эти работы наполнены подлинной любовью к своему краю.

    Через два года после поездки Попов начал работу над картиной с очень личной и значимой для него темой. Это эпизод из его детства, сватовство отчима к его матери. Картина называется «Разговор», хотя разговора в его обычном смысле здесь нет. Все герои молчат. Взрослые обособлены и погружены в себя, а мальчик внимательно и требовательно смотрит на будущего отчима. Все герои равноценны, а их эмоции выражены композиционной и световой нюансировкой. Вопросительно-требовательное ожидание ребенка подчеркнуто концентрацией света на его фигуре. Неопределенность положения мужчины метафорически выражена его погружением в тень, в самую темную зону композиции. А скрещенные руки женщины – примета сильного характера. Статичность в этой картине – не покой, а сжатая пружина.

    В 1966 году Попов совершил творческую поездку на Таймыр. Ему хотелось обновить впечатления, увидеть что-то до сих пор невиданное. Поездка получилась плодотворной – около 40 работ привез из нее художник. Среди колоритных образов местных жителей одним из самых удачных стал «Портрет Аванси».

    Портрет Аванси. 1967
    Портрет Аванси. 1967
    И.П. Попов

    «В комнату зашел нарядный старик и сказал:

    - Драсьте, худозники, я маленько вам мясо принес, так заднюю ногу… Съедите, принесу исе. Надо бы вам рыбки принести. Рыбка вкусная – муксун, сиг, таймырский омуль.

    На вопрос как его зовут, старик отвечал как-то смущенно:

    - Меня они прозвали Аванси… Почему? Да я в конторе просил аванс, вот и прозвали так. – Старик засмеялся. – Я вот скоро умру, у меня рак желудка… Я бы попросил вас нарисовать меня…

    В его монологе выразился весь характер этого народа – дружелюбный, простой, гостеприимный…»

    И все эти качества северного народа сумел донести до зрителя художник через конкретный образ, не потеряв остроту его индивидуального облика. Выставка таймырских работ вызвала большой резонанс; несколько произведений, в том числе и «Аванси», вошли в собрание Новосибирского художественного музея.

    Это было не последнее путешествие Попова на Север – в 1971 году он снова собрался на Таймыр. Если в первый раз художник работал в основном маслом, то сейчас он взял с собой только рулон ватмана и акварель. И эта поездка оказалось творческой удачей – виртуозные портреты оленеводов, охотников, пейзажи парадоксального цветового решения выполнены в сложнейшей технике с удивительной легкостью. Здесь невозможно не вспомнить второго главного педагога Попова - Татьяну Ниловну Яблонскую, известную советскую художницу. Вероятно, именно ее уроки помогли Ивану Петровичу создать серию чарующей «северной» графики.

    В 1967 году Попову предложили преподавать на архитектурном факультете Новосибирского инженерно-строительного института. После летней практики в Суздале появились прекрасные акварели «Старый двор», «Деревянный дом», «Ворота в монастырь», в которых отразилась многовековая история города. Здесь он неожиданно встретился с Шукшиным, который проводил съемки фильма «Странные люди». В следующий раз они увидятся на Алтае, где Василий Макарович согласится позировать для портрета.

    «Я сходил за чистым листом ватмана и потихоньку начал готовиться к сеансу. Василий сам приспособился в такую позу: сел на зеленый диванчик, левую руку положил на спинку, правую – на колено, в пальцах – сигарета.

    Мне важнее всего было «взять» голову с плечами. После карандаша я прошелся еще фломастером для контрастности и начал писать акварелью. Василий позировал терпеливо, он ушел взглядом куда-то внутрь, на лице начало проявляться одухотворенное выражение, в глазах и надбровных дугах появились трагические черты.

    Несколько меня смутили глаза, они стали влажными от слез, впрочем, не обильных. У меня по спине пробежали холодные мурашки.

    Согласен, чем выше у человека интеллект, тем труднее его писать…»

    Портрет В.М. Шукшина. 1978
    Портрет В.М. Шукшина. 1978
    И.П. Попов

    После смерти Шукшина в 1974 году Попов испытывал постоянную боль утраты. Он по-прежнему интенсивно работал, участвовал в Шукшинских чтениях, много произведений подарил музею Шукшина в Сростках. Не оставлял и педагогической деятельности – преподавал живопись на художественно-графическом факультете Новосибирского государственного педагогического института. Институт был очень дорог для Ивана Петровича, он мечтал дотянуть новосибирский вуз до столичного уровня. Здесь он работал до последнего дня и воспитал немало хороших художников.

    Период 1990 - 2000-х годов в творчестве художника отмечен поиском нового стиля в живописи маслом – Попов работает в технике широкого, смелого пастозного мазка. Его манера стала более экспрессивной и динамичной, но темы остались прежними: портрет и пейзаж.

    К сожалению, в это время Иван Петрович уже тяжело болел. Но он продолжал работать и готовиться к своей юбилейной выставке 2006 года. Ему исполнялось 80, конечно, он понимал, что эта выставка - итог его творческой деятельности. Поэтому она обрела особый смысл и по экспозиции отличалась от предыдущих. Кроме музейных полотен здесь были показаны работы из мастерской, большое количество поздних произведений. Выставка отобразила весь творческий путь художника - от первых «украинских» рисунков, эскизов, картин, через работы, сделанные в творческих поездках (Таймыр, Шушенское, Суздаль…), через «шукшинскую» тему и неразрывно связанные с ней алтайские пейзажи к дню сегодняшнему – портретам и пейзажам в новой для него технике.

    Весна в горах. 1959
    Весна в горах. 1959
    Собрание салона «Антиквариат на Николаевскомъ»
    Новосибирск

    Выставку встретили очень тепло - художественный музей не смог вместить всех желающих посмотреть на работы Ивана Петровича, на открытие выставки пришло более 200 человек.

    Через два месяца после этого события Ивана Петровича Попова не стало…

    Каждый художник проходит собственный путь в поисках изобразительных средств и сюжетов, при помощи которых он может наиболее полно раскрыть свое дарование. Нелегко в потоке событий найти себя и отстоять личные ценности, не поддаваясь модным веяниям времени. Иван Петрович Попов начал свою творческую жизнь в послевоенные годы, работал во времена застоя, в годы перестройки и в новом XXI веке. Однако всегда он оставался верен избранным еще в юности темам: сельскому пейзажу и портретам простых людей – охотников, рабочих, крестьян. Его творчество представляется простым и ясным, но эта безыскусность не лишает глубины созданные им произведения. Он был профессионалом, мастерски владеющим как техникой масляной живописи, так и графическим искусством – акварелью, пастелью, карандашным рисунком.

    В его картинах нет фальшивых нот, он писал только то, что было близко его душе, и очень серьезно относился к своим произведениям – например, над картиной «Проводы сына» работал около десяти лет, а в итоге не счел нужным заканчивать свой труд. Посчитал, что картина не удалась.

    Для Ивана Петровича были важны не звания и награды, а творческая состоятельность. Он бесконечно ценил и уважал своих знаменитых педагогов – Шовкуненко и Яблонскую. Попов познакомил с творчеством Татьяны Ниловны и новосибирцев, сумев организовать ее выставку в Новосибирском художественном музее.

    Иван Петрович гордился дружбой и творческим единением со своим братом Василием Шукшиным. Он и сам как один из героев Шукшина – настоящий русский характер, с его терпением, стойкостью, широтой и бесконечной любовью к своей земле.


    ЛИТЕРАТУРА

    1.

    Иван Попов. Живопись, графика в музеях и частных собраниях : альбом-каталог / Салон «Антиквариатъ на Николаевскомъ». – Новосибирск, 2017.

    2.

    Здесь и далее приведены цитаты из книги: Попов И. П. Дневник художника. – Барнаул: Алтайский дом печати, 2011.