• Главная
  • Оглавление - 2(28)2017
  • Музей – детям
  • «Большой музей для маленьких»...
  • «Большой музей для маленьких»

    Е.Г. Червова

    37
    • ...Не обрушивайте на ребенка лавину знаний …
      под лавиной знаний могут быть погребены пытливость
      и любознательность. Умейте открывать перед ребенком
      в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы
      кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги.
      Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку
      захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.
      В.А. Сухомлинский
    Девочка в музее

    Во многих музеях мира детей сегодня ждут не только традиционные экскурсии и лекции, но и интерактивные игровые занятия, театрализованные программы, фольклорные праздники, творческие мастерские и лаборатории. Подобная практика существует и в российских музеях, где активно работают детские центры - например, в Государственном Русском музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Взрослые находятся в постоянном поиске ответа на вопрос: как вызвать у детей интерес к музею, желание приходить туда не раз и открывать для себя что-то новое.

    В Новосибирском художественном музее значительное внимание уделяется программам, адресованным детям младшего возраста. С 2005 года музейные педагоги проводят занятия по абонементам для младших школьников. Большой популярностью пользуются мастер-классы, темы которых связаны с содержанием бесед в экспозиции. Увлекательные творческие приемы и доступные детям техники позволяют всем без исключения создать свой маленький шедевр и сделать посещение музея радостным и запоминающимся.

    Часто в музей приходят и дети дошкольного возраста вместе с родителями или группой детского сада. Малыши четырех-пяти лет уже умеют замечать, наблюдать и размышлять об увиденном. Музей дарит им яркие эмоциональные впечатления. Для музейных педагогов особенно важна задача организации общения маленьких посетителей с произведениями искусства с учетом их возрастных возможностей.

    Взаимодействие музейного педагога с детьми складывается по-разному в зависимости от состава группы. Малыши, пришедшие из детского сада, во время занятия активно отвечают на вопросы экскурсовода, слушают друг друга. По-другому, интересно и необычно, выстраивается общение в разновозрастной группе, когда дети приходят в музей вместе с мамой и папой, бабушкой и дедушкой. Здесь взрослые, включаясь в обсуждение экспонатов, нередко «превращаются» в детей и открывают для себя возможность нового взгляда на изобразительное искусство и окружающий мир.

    В сезоне 2016 - 2017 годов посетителям Новосибирского художественного музея впервые был предложен семейный абонемент выходного дня «Большой музей для маленьких», предназначенный для дошкольников с родителями. Посещение занятий детьми вместе со взрослыми стало главным его условием. Малышам нужны поддержка и помощь во время мастер-класса и при выполнении домашнего задания, да и само путешествие по большим залам музея более комфортно для маленького ребенка, если рядом находится родной взрослый человек, с кем позже можно вспомнить и обсудить свои эмоциональные переживания. Методические принципы программы «Большой музей для маленьких» определяются возрастными особенностями детей и предполагают краткость и увлекательность информации, излагаемой в форме интерактивной беседы, значительную роль игровых элементов и непременное включение творческого мастер-класса в каждое занятие.

    Разработанная нами программа абонемента состоит из пяти занятий. Самой важной была подготовка первой встречи: нужно было заинтересовать детей так, чтобы они захотели прийти в музей вновь.

    Первое занятие цикла, получившее название «Кто-кто в теремочке живет?», предполагало внимательное рассматривание интерьера музейного здания: больших входных дверей, красивой плитки на полу, лестничных пролетов, ведущих в просторные, светлые залы, где живут картины. Выбор экспонатов для первого знакомства малышей с музеем имел существенное значение и был основан на особенностях восприятия изобразительного искусства детьми младшего возраста, охарактеризованных, в частности, известным французским искусствоведом, преподавателем Школы Лувра Франсуазой Барб-Галль в книге «Как говорить с детьми об искусстве». Нами учитывался свойственный маленьким детям интерес к разнообразию форм и иллюзорной трехмерности изображения, которое выглядит «как настоящее»; принималась во внимание простота композиций, доступных детскому пониманию и показывающих людей в движении, действии, увлекающем воображение ребенка. Важным представлялся колорит выбранных полотен, поскольку детей младшего возраста привлекают теплые, насыщенные, контрастные цвета без сложных оттенков, а особенное предпочтение они отдают красному цвету.

    Автопортрет в желтой кофте. 1973
    Автопортрет в желтой кофте. 1973
    А.Г. Поздеев

    Включенная в программу первого занятия картина известного живописца А.М. Герасимова «Улица в Козлове» позволила детям рассмотреть праздничное узорочье наличников деревянных домов, изображенных на ней, обратить внимание на игру солнечных зайчиков в этом жизнерадостном летнем пейзаже и «услышать» звуки старой улицы, показанной художником. А в ярких работах прекрасного сибирского мастера А.Г. Поздеева «Автопортрет в желтой кофте», «Корзина с яблоками» мы старались найти все цвета радуги. Встреча завершилась мастер-классом «Лепим радугу», на котором все вместе, взрослые и дети, создавали радугу из пластилина, вспоминая разнообразие красок, увиденных на картинах.

    После первого занятия дети и родители получили задание: рассмотреть во время прогулки листья разных деревьев и принести их в музей. В выполнении таких заданий проявляется важная роль взрослых как активных участников музейного абонемента. Собирая в парке осенние листья, родители напоминали ребенку о следующей встрече в музее, помогали ему увидеть приметы осени в природе и поделиться своими впечатлениями. Эти наблюдения позволили детям подготовиться к восприятию пейзажа в живописи, ставшего темой второго занятия «Во поле березка стояла. Лесные сказки». Березы на холсте Ю.Ю. Клевера, лепестки астр на картине С.Ю. Жуковского, осенняя тропинка на полотне А.А. Киселева из постоянной экспозиции музея помогли детям припомнить ощущения недавней лесной прогулки и создать свою осеннюю дорожку из листьев при помощи гуаши и бумаги. Содержание этого занятия давало возможность привлечь внимание детей к разнообразию форм и фактуры в природе и в произведениях живописи.

    На следующее занятие в зале декоративно-прикладного искусства дети приносили свои любимые игрушки и рассматривали их, сравнивая с работами народных мастеров: деревянными матрешками и богородскими игрушками, глиняными дымковскими и филимоновскими фигурками. Продолжил нашу встречу мастер-класс «Новогодняя игрушка», на котором дети вместе с родителями делали шарики из бумаги для украшения елочки.

    Итальянское побережье
    Итальянское побережье. 1854
    А.П. Боголюбов

    Февральская тема «По морям, по волнам» знакомила детей с творчеством живописцев-маринистов. Рассматривая в музейных залах морские пейзажи И.К. Айвазовского, А.П. Боголюбова, Р.Г. Судковского, Г.П. Кондратенко и обаятельную жанровую сценку С.М. Хинского «Братишки», дети обращали внимание на краски воды и неба и делали для себя удивительные открытия, замечая, как цвет в живописи зависит от света. Здесь же они узнавали много интересного из истории первых деревянных лодок, парусников и пароходов. Во второй части занятия дети выполняли аппликацию «Кораблик» из цветной бумаги.

    Закончился наш абонемент встречей «Про солнце, весну и хорошее настроение». Приметы весны дети находили в ярких пейзажах владимирских художников К.Н. Бритова и В.Г. Кокурина, в цветах сирени в натюрморте П.П. Кончаловского и размышляли о том, чем картина отличается от фотографии. На итоговом мастер-классе каждый ребенок создал свою весеннюю открытку с объемным цветком на ней.

    Опыт первого года работы абонемента убеждает в заинтересованности наших маленьких и больших гостей в подобных музейных встречах. Главная наша задача: научиться рассматривать картины и получать удовольствие от общения с живописью - оказалась достигнутой. В сезоне 2017 – 2018 годов работа по этой программе будет продолжена и дополнена новыми темами.