• Главная
  • Оглавление - 3(29)2017
  • Коллекция
  • Печатная графика И.И. Шишкина в собрании Красноярского......
  • Печатная графика И.И. Шишкина в собрании Красноярского художественного музея
    имени В.И. Сурикова

    Е.С. Селина

    31
  • Красноярская коллекция гравюр И.И. Шишкина, которой посвящена публикуемая статья, представлена посетителям Новосибирского государственного художественного музея на выставке «Патриарх лесов», открывшейся в июле 2017 года в рамках долговременной выставочной программы «Музеи России – Новосибирску».

    Боясь идти наперекор скромности уважаемого профессора,
    не станем распространяться в похвалах таланту его как гравера.
    Скажем только, что если он – один из первых в ряду
    современных русских живописцев пейзажа, то как
    гравер-пейзажист – единственный и небывалый в России.
    А.И. Сомов

    Первый снег
    Первый снег. 1885
    И.И. Шишкин
    Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова

    Иван Иванович Шишкин был не только прекрасным живописцем и рисовальщиком, но и крупнейшим мастером гравюры и литографии в России второй половины XIX века. Известный исследователь творчества Шишкина Г.П. Павлова указывает на то, что всего им было создано сто двенадцать офортов и сорок семь литографий, усовершенствован и введен в России способ гравирования, называемый выпуклым офортом[1] или автоцинкографией, который позволяет печатать репродукции одновременно с текстом. Иван Иванович создал около трех десятков произведений в этой технике, предназначенных в качестве приложений к газетам журнального типа «Пчела», «Свет» и «Нива». С его именем связано возрождение авторского эстампа России второй половины XIX века. До этого времени русские художники-граверы, как правило, копировали западноевропейские образцы или собственные картины. Шишкин вначале также увидел в классических печатных техниках, офорте и литографии, средства для создания более качественных и дешевых репродукций своих произведений, но скоро осознал, что эти техники открывают новые возможности выражения, и обратился к авторскому эстампу.

    Еще одной характерной чертой Шишкина было то, что он не только создавал композицию, многократно перерабатывал доски и печатал пробные оттиски, но и, в отличие от многих предшественников, собственными руками печатал основной тираж своих гравюр и литографий.

    В собрании Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова хранится небольшая, но очень интересная коллекция эстампов И.И. Шишкина разных периодов его творчества, насчитывающая сорок два произведения.

    Большинство листов ранее находилось в частной коллекции Алексея Порфирьевича Ильинского. Об этом человеке хотелось бы сказать несколько слов.

    Алексей Порфирьевич Ильинский - ученый-ботаник с мировым именем, доктор биологических наук. Родился он 20 мая 1888 года в городе Сарапуле Вятской губернии в семье земского врача. В 1912-м закончил Петербургский университет. Основная научно-исследовательская работа Ильинского проходила в Ботаническом институте Академии наук СССР, где он проработал более двадцати пяти лет. Здесь Алексей Порфирьевич создал все свои основные работы, сделавшие его общепризнанным авторитетом в области географии растений и геоботаники, растительности земного шара, методики стационарных геоботанических исследований, знатоком тропических растений, оранжерейной культуры и ботанических садов. Всего им опубликовано около ста пятидесяти работ. Одновременно А.П. Ильинский занимался и педагогической деятельностью: преподавал в Ленинградском университете, педагогических институтах в Твери и Ленинграде, где читал курс систематики и географии растений. Ильинский был одним из лучших в СССР знатоков ботанических садов. Им разработаны основы организации большого ботанико-географического парка под Ленинградом, советского ботанического сада.

    Но интересы А.П. Ильинского не ограничивались лишь наукой: он очень любил искусство, сам неплохо рисовал, хорошо разбирался в музыке, был одним из учредителей музея в родном Сарапуле, много сделал для формирования его естественнонаучного собрания, щедро делясь своими экспонатами. Кроме того, Ильинский был обладателем одной из самых интересных коллекций офортов И.И. Шишкина.

    Проект титульного листа альбома Гравюры на меди крепкой водкой И.И. Шишкина. 1873
    Проект титульного листа альбома «Гравюры на меди крепкой водкой И.И. Шишкина». 1873
    И.И. Шишкин
    Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова

    Значительная часть гравюр из коллекции Ильинского (листы из альбома 1885 - 1886 годов), находящихся сегодня в Красноярском художественном музее, ранее входила в собрание Анатолия Евграфовича Пальчикова, страстного поклонника творчества Шишкина, который собирал, изучал офорты и рисунки Ивана Ивановича, а в 1885 году издал «Перечень печатных листов Шишкина» - сборник, ставший второй попыткой систематизации печатной графики известного гравера-пейзажиста [2].

    Печатной графикой Шишкин занимался на протяжении всей жизни. Первый офорт был создан им в 1853 году во время учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В годы пенсионерской поездки за границу он, помимо живописи, обучался искусству гравирования у Рудольфа Коллера из Швейцарии и в 1864 году исполнил под его руководством два офорта.

    По возвращении на родину Шишкин продолжил работу в области тиражной графики.

    На протяжении 1860-х годов Иван Иванович создал ряд литографий: в 1861 году несколько листов художника было напечатано в «Русском художественном альбоме» вместе с литографиями В. Перова, А. Волкова, Н. Петрова и других. В 1868 году было издано шесть литографий Шишкина под общим названием «Этюды с натуры пером на камне». После 1870 года он всего три раза обращался к этой технике.

    В самом конце 1860-х годов Шишкин, не оставляя живописи, начал систематически работать и в области офорта, а затем вступил в основанный Андреем Ивановичем Сомовым кружок аквафортистов.

    На протяжении последующих десятилетий художник неоднократно издавал свои офорты как отдельными листами, так и альбомами.

    Первый самостоятельный альбом офортов под названием «Гравюры на меди крепкой водкой И.И. Шишкина» Иван Иванович подготовил и напечатал сам в мае 1873 года. Альбом состоял из титульного листа и десяти офортов и был выпущен в качестве премии Общества поощрения художеств. Некоторые гравюры представляли собою композиционные варианты известных его картин (наиболее ярким примером является офорт «На порубке» (1873), композиция которого очень близка к картине «Рубка леса»). Но большая часть – это оригинальные произведения. Альбом быстро был распродан.

    В коллекции печатной графики Красноярского художественного музея хранятся два листа из этого альбома, исполненные травленым штрихом, акватинтой, рулеткой.

    Первый оттиск – это проект титульного листа альбома, довольно редкий офорт, исполненный до основного тиража, композиция которого в целом совпадает с окончательным вариантом, за исключением надписи гравюры и подписей на листе.

    Следующий лист, «Лесная околица», был сделан Шишкиным для альбома 1873 года и также вошел в альбомы 1878 и 1894 годов (№ 42). В коллекции художественного музея представлен 3-м состоянием (с маленьким белым облаком в левом верхнем углу).

    Белые цветы
    Белые цветы. 1877
    И.И. Шишкин
    Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова

    В 1878 году Шишкиным был издан второй альбом «25 гравюр на меди И.И. Шишкина», состоявший из титульного листа и двадцати пяти офортов. Этот альбом автору помогал готовить его друг, пейзажист Иван Васильевич Волковский, с которым они когда-то вместе учились в Академии художеств. Два офорта в этом издании были отпечатаны с досок, исполненных еще в 1870 году. Треть составляли те, что Шишкин гравировал для альбома 1873 года, остальные были новыми. Тираж издания составил около семидесяти экземпляров. Для создания листов этого альбома мастер часто использовал пропечатывание (один из способов внесения тона в офортное изображение) и сухую иглу.

    В красноярском музее есть экземпляры титульного листа и восьми офортов из этого альбома. Рассмотрим каждый из них.

    Классический вариант титульного листа 1878 года (3-е состояние) выполнен травленым штрихом, акватинтой и рулеткой. Доска для него была переделана с доски заглавного листа к альбому 1873 года, отсюда большое сходство в композиции.

    Лист «Крестьянка, сходящая с лестницы» представлен в коллекции Красноярского художественного музея 2-м состоянием. Работа была опубликована в альбоме 1878 года, а также печаталась отдельно. Исполнена травленым штрихом, пропечатыванием, рулеткой.

    Гравюра «Зимняя ночь» представлена пробным, довольно редким для альбома 1878 года оттиском (2-е состояние). Много лет спустя эта доска была композиционно переделана Шишкиным для альбома 1894 года. Исполнена травленым штрихом, акватинтой. Для усиления светотеневых контрастов Шишкин использует «ступенчатое», то есть многократное травление.

    «Белые цветы» - по словам известного петербургского искусствоведа Н.К. Марковой, «маленький шедевр Шишкина». Лист создан при помощи тонировки поверхности доски пропечатыванием ткани, а затем - многократным ее травлением с поэтапным нанесением защитного лака на отдельных участках гравюры для передачи разных по яркости оттенков светлого тона. Техника: пропечатывание, травленый штрих, сухая игла. Печатался отдельно, вошел в альбомы 1878 и 1894 годов. В коллекции красноярского музея находится лист очень редкого (1-го) состояния, в котором средняя часть листьев мать-и-мачехи совершенно белая, без прожилок.

    Лист «Облака над рощей» (6-е состояние), вошедший в альбом 1878 года, также печатался отдельно.

    Гравюра «На лесной меже» известна в двух состояниях, в красноярском музее хранится классический вариант из альбома 1878 года (2-е состояние). Лист исполнен тонко, с большой тщательностью; в изображении неба применена легкая, почти незаметная акватинта. Вошел в альбомы 1878 и 1894 годов.

    Гравюра «Мостик» известна в шести состояниях. Исполнена акватинтой, рулеткой, пропечатыванием. В собрании красноярского музея есть два варианта работы (оба с крестьянкой):

    - редкий пробный экземпляр, отличающийся тем, что трава на полянке, над кустом камыша, вытерта;

    - вариант из альбома 1878 года, для которого доска была пройдена вновь, кроме того, мастер добавил пропечатывание.

    Офорт «Окраина сосновой рощи» представлен 3-м состоянием (небо слева пройдено горизонтальными линиями). Лист исполнен травленым штрихом и акватинтой. Печатался также отдельно.

    Следующий лист из этого альбома, находящийся в красноярской коллекции, – это «Крестьянка с коровами», один из популярных офортов Шишкина; сам автор издавал его в альбомах 1873, 1878, 1894 годов, а также отдельно. Лист представлен в 3-м состоянии из трех.

    В 1886 году был выпущен третий альбом – «Офорты И.И. Шишкина. 1885 - 1886». Он состоял из двадцати шести абсолютно новых произведений (титульного листа и двадцати пяти офортов). Покровителем издания выступил столоначальник Петербургского лесного департамента Анатолий Евграфович Пальчиков - уроженец Казани, любитель леса и картин Шишкина, в котором он видел земляка. Третий альбом был издан в типографии А.В. Суворина и был предназначен для показа на выставке. После перерыва в 1885 году Шишкин вновь взялся за гравировальную иглу и за короткое время, к зиме 1886 года, все двадцать пять досок были готовы. Предполагалось печатать этот альбом в гравировальной мастерской Академии художеств, где над ним трудился опытный мастер Келенбенц. Но семидесятилетний печатник не выдержал напряженной работы и заболел. «Немедленно Шишкин сделал себе передник, надел нарукавники, натер краски и принялся печатать сам, в своем кабинете, на своем маленьком станочке. В 2-3 дня все было окончено. Художник не только печатал листы, но и варьировал их до бесконечности – рисовал на доске краской, клал новые тени, делал другие пятна, звезды, лунные блики и проч. И дал, таким образом, целый ряд блестящих художественных отпечатков»[3].

    В собрании Красноярского художественного музея хранятся двенадцать офортов из этого альбома [4]. Листы принадлежат к основному тиражу, напечатанному в мастерской Академии художеств Келенбенцом, а гравюры «Первый снег», «Березняк» (два варианта), «Ели» были напечатаны самим Шишкиным. Рассмотрим некоторые офорты.

    Открывает альбом титульный лист, исполненный травленым штрихом, пропечатыванием, рулеткой. Спустя несколько лет (в 1892 году) доска была перегравирована Шишкиным для альбома 1894 года. Вместо даты «1886» появилось «1870 - 1892».

    Поле
    Поле. 1886
    И.И. Шишкин
    Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова

    Гравюра «Поле» известна в семнадцати состояниях. В красноярском музее - три пробных оттиска для альбома 1886 года. Все они исполнены травленым штрихом, мягким лаком, пропечатыванием, акватинтой.

    Для листов этого альбома характерно использование Шишкиным мягкого лака – разновидности офорта, названной так потому, что поверхность доски перед началом работы грунтуется лаком с добавлением сала. Затем доска покрывается тонкой бумагой, на которую наносится рисунок обычным карандашом. При последующем удалении бумаги вместе с ней отрываются частицы лака, налипшие в местах нажима карандаша. После этого доска подвергается травлению. Полученное изображение напоминает карандашный рисунок по бумаге на шероховатой фактуре.

    Художник нередко изображал широкие панорамные виды. Один из блестящих образцов подобного пейзажа - офорт «Вид с берегов Камы близ Елабуги». Исполнен травленым штрихом, акватинтой, сухой иглой; имеет надпись: «Оттискъ печатанъ А.Х. Келенбенцомъ».

    Офорты «Первый снег», «Ночь» содержат элементы жанрово-повествовательного пейзажа; оба вошли в альбомы 1886 и 1894 годов.

    Последний альбом «60 офортов профессора Ив. Ив. Шишкина» вышел в свет в декабре 1894 года в издании товарищества А.Ф. Маркса. Издание включало большинство уже известных листов малого формата и целый ряд новых. Помощь в его выпуске вновь оказывал Пальчиков. Это издание стало своего рода подведением итога деятельности Шишкина-офортиста. Листов из этого альбома в коллекции Красноярского художественного музея не обнаружено.

    В Крыму
    В Крыму. Гурзуф. 1886
    И.И. Шишкин
    Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова

    В разные годы Шишкин печатал отдельные офорты. В собрании музея находятся несколько таких листов. Гравюра «Рыболовы» (1874) исполнена только травленым штрихом – основной офортной техникой; виртуозное владение линией проявляется здесь во всей полноте. «Весна» («Зорька») 1876 года – 2-е состояние (с надписью: «С картины, составляющей собственность…»), служившее приложением к четвертому выпуску журнала «Свет» за 1877 год. Лист «В Крыму (Гурзуф)» с изображением склона горы, усеянного каменистой породой, напечатан самим Шишкиным. Этот офорт является композиционным вариантом картины «У окрестностей Гурзуфа» (1879) и также вошел в альбом 1894 года под названием «Крым» (1892). «Крымский вид» (1882, травленый штрих, рулетка) известен в восьми состояниях, в красноярском музее - 8-е состояние, выпущенное в качестве приложения к «Вестнику изящных искусств».

    Официальным признанием заслуг Шишкина в области тиражной графики стала большая золотая медаль, которой художника наградили в 1895 году на первой Всероссийской выставке печатного дела, проходившей в Петербурге. Но работать в офорте мастер продолжал до конца жизни. В 1870-х годах, с целью «найти такой способ размножения своих композиций, который соединял бы в себе достоинства медного офорта с удобствами печатания в обыкновенном типографском станке, а, следовательно, превосходил бы офорт в отношении дешевизны и многочисленности получаемых равносильных оттисков, Шишкин предпринял ряд опытов цинкографии или, как он называл, выпуклого офорта»[5]. Многие цинкографии были опубликованы в журнале газетного типа «Пчела» «и были, бесспорно, лучшими между ее иллюстрациями. Уступая во многом настоящим офортным гравюрам, они по-своему интересны»[6].

    В Красноярском художественном музее находятся цинкографии «Пчельник», «Мать-и-мачеха», «Горы», «Сосновый лес», «Три дуба».

    Относительно листа «Мать-и-мачеха» можно сказать, что в собрании Государственной Третьяковской галереи имеется одноименный рисунок 1874 года, который и был воспроизведен в технике выпуклого офорта как приложение к журналу «Пчела» (1876, № 24).

    В 1887 году И.И. Шишкиным была создана картина «Дубы» (Государственный Русский музей). В том же году композиционный вариант этой работы был исполнен в офорте, названном «Три дуба». Вероятно, с офорта была сделана цинкография 1888 года «Три дуба», находящаяся в собрании красноярского музея.

    Цинкография «Сосновый лес», воспроизводящая знаменитую картину Шишкина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872, Государственная Третьяковская галерея), была выпущена в качестве премии журнала «Пчела» за 1877 год.

    Занятия печатной графикой стали самостоятельной и важной областью творчества И.И. Шишкина. Небольшая коллекция первоклассных образцов, хранящаяся в Красноярском художественном музее имени В.И. Сурикова, знакомит с потрясающими офортами художника и дает представление о его работе в области цинкографии.


    ПРИМЕЧАНИЯ

    [1]

    Выпуклым офортом назвал цинкографию редактор «Пчелы» А.В. Прахов.

    [2]

    Первая попытка составить перечень печатных листов Шишкина была сделана Е.Е. Рейтерном, опубликовавшим в 1883 году в «Вестнике изящных искусств» список офортов Шишкина (до 1883 года).

    [3]

    От издателя // 60 офортов профессора Ив. Ив. Шишкина 1870 - 1892. Собственность и издание Товарищества А.Ф. Маркс. СПб., 1894.

    [4]

    В собрании Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова имеются следующие листы из альбома 1886 года: «Титульный лист», «Этюд», «На Малой Неве», «Ночь», «Царев курган», «Дремучий лес», «Первый снег», «Задворье», «Кама», «Березняк», «Поле», «Ели».

    [5] Сомов А.И. И.И. Шишкин как гравер // Вестник изящных искусств. СПб, 1883. Т. 1. Вып. 1.
    [6]

    Там же.