Пейзаж в линогравюрах Андрея Ушина

09 октября 2017
О.А. Черепенина
Лесное озеро. 1961
  Лесное озеро. 1961
  А.А. Ушин
 
 
 

В конце августа 2017 года в Новосибирском художественном музее открылась выставка произведений Андрея Алексеевича Ушина (1927 - 2005), приуроченная к 90-летию со дня его рождения. Он известен прежде всего как выдающийся мастер линогравюры. Расцвет российской линогравюры приходится на конец 1950-х - 1960-е годы. Именно в этот период созданы семь станковых листов Ушина, хранящихся в нашем музее и представленных на выставке. Все произведения относятся к жанру сельского пейзажа, в них легко узнаваема неброская природа изъезженного художником вдоль и поперек Карельского перешейка: березки, сосны и ели на фоне неба и водной глади озер, деревенские улочки с небольшими избами и заборами. Несмотря на простоту и сходство избранных художником мотивов, картины природы в гравюрах не кажутся однообразными: в каждой из них переданы особенности времени года, освещения, а главное, настроение, вызванное созерцанием именно этого пейзажа. Виртуозно используя одни и те же свойственные гравюре на линолеуме средства – сопоставление широких плоскостей и гибких линий, сочный энергичный штрих, – Ушин воспроизводит то мягкую атмосферу тихой снежной зимы («Первый снег», «Долина реки Славянки»), то беспокойное дыхание осеннего дня с движущимися по небу тучами, падающими листьями («Осень»).

Особым лиризмом наполнена композиция «Лесное озеро». Несмотря на лапидарность художественного языка, Ушину удалось воссоздать живое впечатление от вида освещенного месяцем водоема. Особенности ночного полусвета переданы не только полосой незакрашенной бумаги, имитирующей световую дорожку на воде, но и силуэтами окружающих озеро деревьев, кроны которых обозначены черными с размытыми краями пятнами, а тонкие стволы – неровными, как бы струящимися линиями. Завораживающий ритм листа построен на чередовании вертикалей и горизонталей, разнонаправленных широких штрихов, линий и пятен разной величины, на тональных контрастах белого и насыщенного черного цвета. В лирическом строе произведений Ушина почти всегда присутствует эпическое начало. Неслучайно он любит большеформатные, часто вытянутые по горизонтали листы; монументальность присуща и работам меньшего размера. В его пейзажах, сохраняющих конкретность в характеристике природы, ощутима авторская воля, тщательный отбор натурных впечатлений и приемов их воплощения. Ясность и обобщенность композиции, уплощенное решение пространства, декоративность цвета позволяют создать образ природы, достоверный и вместе с тем приподнятый над повседневностью.

Ветер. 1959
  Ветер. 1959
  А.А. Ушин
 
 
 

Композиционная конструктивность особенно заметна в многочисленных архитектурных пейзажах Ушина, посвященных Ленинграду-Петербургу. Он вырос в этом городе в семье известного ленинградского книжного графика Алексея Ушина. В 1939 году поступил в Среднюю художественную школу при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры, занятия в которой прервала война. В страшном блокадном 1942 году мальчик пережил смерть отца и его брата Николая, тоже талантливого художника. Обнаружив дома оставшиеся от дяди пальмовые доски и штихели, он при свете коптилки в промерзшей квартире создал свои первые эстампы. В 1949 году Андрей окончил Ленинградское художественно-педагогическое училище на Таврической улице. С 1953 года начал участвовать в выставках, стал членом Союза художников СССР, получил звание Заслуженного художника РСФСР. Коренной петербуржец, Ушин остро чувствовал неповторимую красоту любимого города и постоянно обращался к этой теме.

На выставке представлен альбом из десяти гравюр «Санкт-Петербург», изданный Комбинатом графического искусства в 1992 году, из коллекции искусствоведа А.Д. Клушина. Художник в четких, устойчивых композициях передает величавую гармонию творений знаменитых архитекторов, простор петербургских улиц и площадей, ширь Невы («Петропавловская крепость», «Исаакиевский собор», Колокольня Никольского собора», «Мойка», «Ростральные колонны», «Нева»). Классическую строгость города в гравюрах Ушина нарушает природная стихия. Трудно перечислить все особенности динамики пятен, виды и комбинации штрихов, благодаря которым на бумаге возникают косой дождь, снежная пелена, застывшая гладь воды или зыбь от ветра на ее поверхности, низкое мрачное небо или неожиданные солнечные просветы между туч. Небо вообще занимает значительное место в пространстве всех листов, выходя за рамки отведенной ему роли фона. Неподвижной стройности архитектурных элементов противостоит живая красота деревьев. В нескольких гравюрах это фрагмент изображенных на первом плане по диагонали ветвей, то с трепещущей на ветру листвой, то отяжелевших под снегом («Дворцовая площадь», «Пушкин. Лицей», «Стрелка Васильевского острова»). Данный простой повторяющийся прием одновременно вносит в композицию движение и придает ей законченность, уравновешивая по массе и цветовым пятнам.

Как слившиеся в пластическом единстве природные и архитектурные объекты в петербургской серии, так городские и сельские пейзажи Ушина в целом - это написанная размеренным классическим слогом поэма о красоте природной и рукотворной.