Коллекция произведений художников ближнего зарубежья из собрания Томского областного художественного музея как основа международного проекта «Искусство за толерантность»

11 декабря 2017
Т.Н. Микуцкая
Утро. Левая часть триптиха. 1971
  Утро. Левая часть триптиха. 1971
  Л.П. Мурниек
  Томский областной художественный музей
 
 
 

В 1995 году ЮНЕСКО утвердила Декларацию принципов толерантности. Как у любого социального явления, у толерантности есть своя теория, которая гласит: «Толерантность – это готовность принять «других» такими, как они есть, и взаимодействовать с ними на основе понимания и согласия; уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности; гармония в многообразии; активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека»1. Реальность человеческого бытия соткана из своеобразных этнических культур, их самоценность не отвергает, а, напротив, предлагает межэтнический и межкультурный диалог. Он стимулирует сохранение культурного наследия человечества и служит гарантом социальной стабильности, так как в его основе - знание культуры соседних народов, уважение их традиций, терпимость к иным формам мировоззрения, ценностным стереотипам. История учит, что возведение в абсолют собственных национальных ориентиров и отрицание всего лежащего за их пределами порождает неприязнь и, в конечном счете, шовинизм в межнациональных отношениях.

Для Томской области проблема толерантности – не придуманная проблема. С началом русской колонизации Сибири стремительно нарастала мозаичность этнического состава ее населения. Современный национальный состав нашей области включает представителей 120 народов. Все они внесли определенную лепту в культурное, экономическое, политическое развитие края, образовав самобытное многонациональное региональное сообщество. Мы пришли к пониманию необходимости формирования толерантного мышления как условия сохранения не только своей гражданственности, цивилизованности, но – в условиях нарастания национально-экономических проблем – сохранения общества как такового. Именно культура стала тем механизмом, который помогает регулировать межэтнические отношения.

Идея проекта «Искусство за толерантность» родилась в 2008 году как отклик на происходящие события в международной сфере. Еще в 2007 году белорусская диаспора предложила опубликовать статью о работах белорусских художников в собрании Томского областного художественного музея (далее - ТОХМ) в журнале «Радзiма – Беларусь», посвященном международному фестивалю белорусской культуры. Позднее с армянской диаспорой был осуществлен небольшой выставочный проект с использованием работ из музейной коллекции. В 2008 году журналист газеты «Томский вестник» Татьяна Веснина была приглашена в Грузию. К ней обратилась искусствовед музея Татьяна Микуцкая с просьбой уточнить биографические сведения о грузинских художниках и авторах из Южной Осетии, чьи работы представлены в ТОХМ. В итоге многих событий возникла идея выставочно-издательского проекта, посвященного искусству XX века.

Тема дружбы стала основной линией проекта, которая родилась изначально из дружбы искусствоведа ТОХМ и журналиста газеты «Томский вестник». Проект также помог построить дружеские и творческие отношения с томскими диаспорами и художниками бывших союзных республик. Были осуществлены исследовательские поездки в Эстонию, Грузию, Армению, Украину и Беларусь для сбора материалов о художниках. В ходе работы возникли дружеские отношения с художниками, которые радовались, когда узнавали, где находятся их работы, что они не потеряны; с творческими союзами стран СНГ и Балтии; с министерствами культуры и национальными художественными музеями. В реалиях проекта происходило то, что называют народной дипломатией. С момента замысла проекта до его воплощения произошли изменения на политической карте. Мировой экономический кризис и сложные межгосударственные отношения осложнили сбор информации в странах ближнего зарубежья. Но, как убедились авторы проекта, искусство сильнее политики, а народная дипломатия эффективней официальной.

Финансово обе части проекта были поддержаны автономной некоммерческой организацией «Единство журналистики и культуры», фондом Форда, некоммерческой организацией «Фонд культуры Томской области» и Администрацией Томской области.

В основе проекта «Искусство за толерантность» – качественная коллекция произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства в собрании Томского областного художественного музея, которая представляет интерес с точки зрения эстетики минувшего времени. XX век, в котором они создавались, стал достоянием прошлого, поэтому можно говорить о завершенной художественной эпохе. Проект позволил рассмотреть и изучить произведения советского многонационального искусства без идейных и политических оценок. Кроме того, наблюдалась некоторая неопределенность существования данной коллекции в собрании музея. Одной из задач была ее научная каталогизация: существовали проблемы с изучением биографий авторов, сведений об их творчестве последних десятилетий, связанные с недостатком информации о профессиональной деятельности художников периода, последовавшего за распадом СССР.

Проект был задуман состоящим из двух частей: первая - живопись, вторая - графика, скульптура, прикладное искусство. Первую часть – выставку живописных произведений, каталог и его презентацию – авторы проекта приурочили к 4 ноября 2009 года – дате, с которой в России стали праздновать День народного единства; вторая часть проекта была открыта 16 ноября 2012 года, когда весь цивилизованный мир отмечал Международный день толерантности. Авторам проекта хотелось бы верить, что появление новых праздников и новых политических реалий не перечеркивает полностью позитив прошлого, но выявляет истинный смысл современных изменений в постсоветском обществе. Проект состоял из двух выставок из собрания ТОХМ, дополненных предметами декоративно-прикладного искусства из коллекций представителей томских диаспор, а также - работы по сбору каталожных материалов и издания двух иллюстрированных научных каталогов. Перед авторами стояла задача опубликовать музейные работы и тем самым вернуть или, в отдельных случаях, ввести произведения данной коллекции в общекультурный контекст искусства. Проект преследовал еще одну цель – познакомить новое поколение зрителей, которому яркая палитра художников СССР неизвестна, с коллекцией работ, дающей представление о многообразии национальных художественных школ бывшего СССР.

В таллинском яхт-клубе. 1983
  В таллинском яхт-клубе. 1983
  Р. Э. Таммик
  Томский областной художественный музей
 
 
 

Коллекция произведений художников ближнего зарубежья в Томском областном художественном музее насчитывает более 500 произведений 200 авторов стран Балтии, Беларуси, Молдовы, Украины, Закавказья и Средней Азии. Произведения комплектовались в 1970 – 1975 и 1984 – 1995 годах. Первыми поступлениями стали работы украинских (100 графических листов), грузинских и молдавских художников, которые были подарены в Дни культуры союзных республик в Томске. В 1984 году в результате работы с Дирекцией выставок Союза художников СССР поступило 14 живописных произведений художников Средней Азии и Прибалтики, а позднее, с 1989 по 1995 год, через отдел комплектования МК СССР при кураторстве М.П. Карловой в музей была передана основная часть данной коллекции. Необходимо отметить, что самостоятельных закупок было осуществлено очень мало: Тогрул Нариманбеков и Диана Уклеба-Григорян (Азербайджан), Виталий Чернобрисов (Белоруссия), Бадри Ломсианидзе и Роланд Шаламберидзе (Грузия – Санкт-Петербург), Кадыр Беков, Жалкычи Жакыпов, Сергей Дараган (Киргизия). Во время работы над проектом музею была подарена работа Инны Костиной (Азербайджан).

В процессе работы над каталогом, изучая творчество художников, авторы убедились, что в собрании музея находятся произведения известнейших мастеров, чье творчество является достоянием мирового уровня. Это известные имена и известные работы, которые воспроизводились и упоминались в монографиях, периодике и других изданиях. Многие художники имеют международные награды, звания и премии, их произведения экспонировались на крупных международных выставках. Большая часть работ была показана на всесоюзных и республиканских выставках, проводившихся в стране регулярно. Многие авторы включены в мировые энциклопедии искусства XX века. Но следует отметить, что процесс их творческого становления, первые профессиональные шаги и первые звания, полученные этими мастерами, связаны с советским периодом. Сегодня некоторые художники покинули свои страны и живут в США, Франции, Голландии, Турции и др.

Стилистически в 1970 – 1980-е годы (именно в этот период создана большая часть работ коллекции) изобразительный язык обогащался этнической символикой и метафорой; особенно ярко национальные особенности проявлялись через стилизацию и обращение к фольклорным образам. Источниками для вдохновения становятся фольклор и красота национального пейзажа, что привело, например, в графике к возникновению серий и циклов. Большую роль в поддержке и взаимном общении мастеров союзных республик играли Дома творчества художников «Сенеж», «Паланга», «Челюскинская», а также Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, где учились студенты из всех республик СССР и откуда они распределялись по всей стране.

Музейная коллекция состоит из четырех видовых разделов и нескольких блоков: Балтия, Беларусь, Украина, Молдова, Закавказье и Средняя Азия. Именно по этим разделам строились экспозиции выставок и каталоги. Живопись ближнего зарубежья включала 76 произведений 62 авторов. Хронологически это произведения, созданные в основном в 1970 – 1980-х годах; небольшая часть работ принадлежит к 1960-м и 1990-м годам. Графика, преимущественно тиражная и серийная, представлена произведениями 1950 – 1980-х годов. Наиболее цельным и полным являлся блок искусства Балтии. Прибалтийское изобразительное искусство – совершенно особый культурный феномен, имеющий свою ярко выраженную специфику, тяготение к определенным сюжетам и темам, а в графике - к техникам. Всех мастеров этой школы объединяет высокий уровень культуры исполнения, виртуозное владение техниками и манерами, использование традиций западного искусства. Большинство работ прибалтийских авторов – это романтические произведения, наполненные светом, воздухом, расширенные пространственными и композиционными планами. Это изумрудный пейзаж «Весенняя фактура» работы патриарха литовской живописи Аугустинаса Савицкаса (1919 – 2012) – живописца, доктора искусствоведения, автора книг о литовской живописи, кавалера орденов Великого князя Гедиминаса и Витаутаса Великого. Старшее предвоенное поколение живописцев представлено изысканными пейзажами латышей Лаймдота Мурниека (1922 – 2011), Херберта Силиньша (1926 – 2001) и эстонца Юло Тедера (1923 – 2008); классической композицией, посвященной истории Латвии, известного мастера Джеммы Скулме (р. 1925) и «Портретом скрипача Р. Катилюса» кисти лидера прибалтийской школы Софии Вейверите (1926 – 2009). Эдвардас Грубе (р. 1935) представлен программной символической композицией «Материнство», Алоизас Стасюлявичюс (р. 1931) - знаковым для него пейзажем «Фрагмент Вильнюса», экспонировавшимся в Италии и Японии. Послевоенное поколение: работы Р. Музиса (р. 1944), А. Баните (р. 1949); знаменитый пейзаж эстонца Р. Таммика (р. 1947) «Весна в таллиннском яхт-клубе», написанный в 1983 году, когда художник принадлежал к тартуской группе фотореалистов. Завершают коллекцию прибалтов произведения выпускников Латвийского художественного института, учеников Э. Илтнере, Э. Грубе, И. Зариня: Эдгара Верпе (р. 1958), ныне директора Государственного фонда культурного капитала Латвии, Иевы Илтнере (р. 1957), Даце Лапиня (р. 1954), Алексея Наумова (р. 1955) – директора Латвийской Академии художеств.

В коллекции хранятся работы художников Белоруссии, чья самобытная художественная культура связана с народным искусством. В их произведениях всегда присутствует определенное эмоциональное состояние, в основе которого - гимн природе и народу. Двое из белорусских авторов получили образование после войны в художественных вузах Харькова и позднее преподавали в Минске: Виктор Сахненко (1923 – 1973) и Альгерд Малишевский (1921 – 1989). В их произведениях выявляются тенденции и искания художников 1960-х годов. Самый известный из белорусских авторов, представленных в коллекции, – это Виталий Цвирко (1913 – 1993), народный художник Белоруссии, лауреат Государственных премий, ректор Белорусского театрально-художественного института. Значителен его вклад в развитие белорусского пейзажа-притчи. Этого мастера называют «звездой белорусского пейзажа». Объект реальности для него - лишь повод для разговора о важнейших вопросах бытия. Он национален по умению воплощать образ родины в своих пейзажах; белый цвет становится доминантой в его эпическом пейзаже «Деревня Повязень». В нем сближаются планы, нарушаются четкие перспективные соотношения, но природа оказывается загадочной и притягательной. Творчество молодых художников 1980-х годов представлено работами Леонида Хоботова (р. 1950), члена группы «Немига – 17». Авторы этого поколения ставили задачи обновления языка изобразительного искусства, ориентированного отношения к национальной традиции. Хоботов привнес в белорусскую живопись интерес к экспрессивной богатой форме, метафорическому языку, выразительности образов. Художник Андрей Задорин (р. 1960), ученик М. Савицкого, представлен работой раннего периода, написанной в год окончания мастерских Белорусской академии искусств. Сейчас художник живет в Нидерландах.

Сон. 1988
  Сон. 1988
  А.Р.О. Самедов
  Томский областной художественный музей
 
 
 

В коллекции находятся работы четырех украинских живописцев и двадцати шести графиков. Украинская школа богата реалистическими и народными традициями. Самый известный ее мастер – Т.Н. Яблонская, старейший украинский корифей, Герой Украины, Народный художник СССР. Холст «Окно в моей мастерской» создан в поздний период ее большой и яркой жизни, когда она могла писать только в мастерской, наблюдая мир из этого окна. Ее замечательным качеством была способность к постоянному обновлению. Работа из цикла «Окна» определялась автором как «реалистическая бессюжетность», просветленная и гармоничная. В графике Украины наибольшие успехи достигнуты в области книжной иллюстрации. Графические листы в своей основе посвящены народному фольклору, проникнуты особым украинским юмором.

Живопись Молдавии представлена холстами Аурела Давида (1935 – 1984), Михаила Греку (1916 – 1998) – великого молдавского художника мирового уровня, учениками И.Я. Хазова, бывшего томича, и ученицей М. Греку Инессой Цыпиной (1946 – 2013).

Подобно Балтии, школа Закавказья представлена в коллекции достаточно полно мастерами Азербайджана, Армении и Грузии. Азербайджан – это работы художников нескольких поколений: от Талята Шихалиева (1928 – 1987) и Тогрула Нариманбекова (1930 – 2013) до новых «звездных художников Востока» – Асима Самедова (р. 1955) и Эльяра Алимирзоева (р. 1961). Грузинская живопись – это произведения разных мастеров: от известных реалистов Вахтанга Адвадзе (1919 – 2001) и Гиви Тоидзе (р. 1932) до абстракционистов Нодара Шаламберидзе (р. 1958) и Бадри Ломсианидзе (р. 1961). Армения – это уникальная работа-притча Рафаэля Атояна (1931 – 2015) «Пекут лаваш».

Декоративно-прикладное искусство художников ближнего зарубежья представлено в основном работами народных мастеров. Это традиционные гончарные изделия, глиняная игрушка из приобретенной в 2002 году коллекции В.И. Колмыкова. Дополняют коллекцию гобелены, ковры и стекло. Именно народное прикладное творчество является носителем национальных традиций, определяющих черты принадлежности к определенному этносу. Народные мастера осуществляют связь между разными культурами. Обращение к национальному, фольклорному присуще творчеству народных и профессиональных художников. В коллекции имеются латвийская латгальская керамика, литовская игрушка, лепные фигурки белорусского мастера Зигмунда Жилинского, работы украинских мастеров из села Опошня Полтавской области. Самым полным по составу является раздел народного искусства Средней Азии: работы керамических центров – Риштана и Шахрисабса, среднеазиатская глиняная игрушка.

С коллекцией живописи работали Т. Микуцкая и Т. Веснина2, графику изучала Т. Бычкова, скульптуру – О. Кряжева, декоративно-прикладное искусство – И. Проваленок3. По итогам работы были подготовлены научные каталоги на двух языках.

Выставочно-издательский проект «Искусство за толерантность» позволил взглянуть на художественные процессы прошлых лет сквозь призму современных идей и концепций, дал возможность расширить профессиональное сознание, увидеть примеры взаимодействия культур, что актуально для современного постсоветского пространства.

ЛИТЕРАТУРА


1 Козлова А.Г. Воспитание этнотолерантности подростка в семье. СПб., 2005. С. 301.
2 Искусство за толерантность. Художники ближнего зарубежья в собрании Томского областного художественного музея: каталог / авт.-сост.: Т. Микуцкая, Т. Веснина. Томск, 2009.
3 Искусство за толерантность. Художники ближнего зарубежья в собрании Томского областного художественного музея. Графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство: каталог выставки / под ред. Т.Н. Микуцкой ; авт.-сост.: Т.А. Бычкова, О.Л. Кряжева, И.Г. Проваленок. Томск, 2012.