«Покрой нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякого зла…»
(об иконах «Покров» из коллекции Новосибирского государственного художественного музея)

09 июля 2018
Ю.И. Ужакина
Покров. XVII век
  Покров. XVII век
 
 
 

Пресвятая Дева – самый любимый и глубоко чтимый христианский образ в русском народе. Нет ни одного другого женского образа в православии, которому было бы посвящено столько икон, храмов, праздников, молитв и церковных песнопений. Одним из многочисленных свидетельств его популярности служит и собрание иконописи Новосибирского государственного художественного музея. Заметную часть этой коллекции составляют иконы Богородичного цикла, посвященные праздникам и иным сюжетам, связанным с жизнью Девы Марии и чудесами, совершаемыми после ее успения.

Нападения кочевников, княжеские междоусобицы, татаро-монгольское нашествие и другие события нашей истории, в ходе которых происходили чудеса, обусловили веру русского народа в покровительство высших небесных сил в лице Богородицы, ходатайствующей за людей перед Христом. Идея заступничества и милосердия нашла отражение в особо почитаемом в народе церковном празднике Покрова Пресвятой Богородицы [9, с. 59].

Празднование Покрова было установлено в XII веке благоверным князем владимирским Андреем Боголюбским, с именем которого связано появление на Руси ценнейшего памятника византийского иконописания «Богоматерь Владимирская». Известно, что князь почитал своего небесного покровителя – святого Андрея Юродивого, в житии которого было описано чудесное явление Богородицы во Влахернском храме в Константинополе, где хранились риза, омофор и часть пояса Богоматери. По легенде, Константинополь был осажден сарацинами, и во время молитвы о спасении Андрею Юродивому явилась Богоматерь. В его житии мы читаем: «Когда совершалось всенощное бдение в святой гробнице, находящейся во Влахернах, отправился туда и блаженный Андрей, творя то, что было у него в обычае. Был там также Епифаний и один из его слуг вместе с ним. А поскольку он обычно стоял, сколько его рвение давало сил, иногда до полуночи, иногда до утра, уже в четвертом часу ночи увидел блаженный Андрей воочию святую Богородицу, очень высокую, появившуюся со стороны Царских Ворот с грозной свитой. В ее числе были и досточтимый Предтеча, и Сын Грома, держащие Богородицу под руки с обеих сторон, и многие Другие святые, облаченные в белое, шествовали пред нею, а иные следовали за ней с гимнами и песнопениями духовными. И вот, когда они приблизились к амвону, подошел блаженный к Епифанию и говорит: «Видишь ли ты Госпожу и Владычицу мира?» Он же ответил: «Да, отец мой духовный». И пока они смотрели, Богородица, преклонив свои колени, долго молилась, орошая слезами богоподобный и пречистый лик свой. А после молитвы она подошла к алтарю, прося за стоящих вокруг людей. И вот когда она окончила молитву, с прекрасным достоинством сняла с себя мафорий, который носила на своей беспорочной голове и который видом был как молния, и, взяв его своими пречистыми руками, – а был он велик и грозен – распростерла над всеми стоящими там людьми. И его в течение долгого времени видели дивные сии мужи распростертым над народом и излучающим славу Божью, словно янтарь. И до тех пор, пока была там Святая Богородица, был виден и он, а после того, как она удалилась, его больше не было видно, ибо она, конечно, взяла его с собой, а благодать оставила находящимся там» [5].

Богоматерь. Фрагменты иконы Покров
  Богоматерь. Фрагменты иконы «Покров».
Конец XVII - начало XVIII века
 
 
 

С принятием христианства Русь наследует от Византии не только искусство иконописания, но и иконографию святых и праздников. Однако исследователям не известны византийские иконы с подобным сюжетом, более того, самой Византии не был известен такой праздник. Возможно предположить вслед за В.Н. Лазаревым, что иконография Покрова Пресвятой Богородицы не была привнесена извне, а складывалась на Руси. И одним из ее источников с уверенностью можно назвать житие святого Андрея Юродивого, которое было популярно в XII веке.

В русской иконографии Покрова сложилось два основных извода: новгородский, когда ангелы держат покров над Богородицей, и московский, когда Богородица сама держит покров над присутствующими в храме, что в большей степени соответствует описанию чуда из жития [4, с. 210]. Отметим, что эти две традиции все же достаточно условны, так как встречаются иконы Покрова, сочетающие в себе элементы новгородского и московского изводов, что особенно характерно для более поздних памятников. К иконографическим нововведениям XVI столетия относятся изображения Константинопольского патриарха Тарасия (784 – 806), борца с еретиками и защитника почитания икон Богоматери; императора Льва VI Мудрого, при котором произошло чудо, и императрицы Феофании со свитой; иногда изображают стоящего на кафедре патриарха Геннадия [2]. Своеобразие различных икон Покрова определялось и следованием местным традициям: провинциальные мастера, ориентируясь на крупные иконописные центры, вносили при этом в сложившуюся иконографию собственные неповторимые черты. Разнообразны и композиции Покрова - от самых лаконичных и строгих, с небольшим числом персонажей, до усложненных, с ярко выраженной детализацией повествования.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы послужил сюжетом для трех икон, представленных в постоянной экспозиции Новосибирского художественного музея: двух деревянных и одной меднолитой. Эти произведения, исполненные сообразно иконографическому канону, имеют и свои особенности.

Самая ранняя из этих икон - «Покров» XVII века - стилистически близка к работам мастеров строгановской школы. Строгановская школа сложилась в конце XVI столетия в среде иконописцев царского двора, но получила название по фамилии богатых купцов и предпринимателей Строгановых, владения которых были на северо-востоке, вблизи Урала, с центром в городе Сольвычегодске [6, с. 160].

Произведение было в числе первых двенадцати икон, поступивших в новосибирское музейное собрание в 1958 году, и послужило подлинным украшением его экспозиции. Небольшой формат иконы лишь подчеркивает сложность и тонкость работы мастера. Золото нимбов и орнамента одежд, изысканность линий, сдержанный, но звучный колорит, особая повествовательность, раскрывающаяся во внимании иконописца к деталям, сообщают ей торжественность и приобщают молящегося к сему чудесному событию. А хорошо продуманная композиция позволяет расставить догматические акценты, придать образу надлежащую строгость.

Роман Сладкопевец. Фрагмент иконы Покров. XVII век
  Роман Сладкопевец. Фрагмент иконы «Покров». XVII век
 
 
 

В правом нижнем углу, облаченный в тряпье, изображен Андрей Юродивый. Обращаясь к своему ученику Епифанию, правой рукой он указует на явившуюся ему Богородицу. Поза Епифания выдает удивление и, возможно, страх, но его взгляд следует за рукой блаженного к образу Богоматери в центре иконы, на небольшом облачке.  Она пред­став­ле­на в по­ло­же­нии Оран­ты, с при­под­ня­ты­ми в мо­ле­нии ру­ка­ми [10]. Подле Богородицы Церковь Небесная: ангелы Господни, Иоанн Креститель, апостолы Петр и Павел, Никола. Над головой Богоматери и всех молящихся раскинут Ее покров «…егда пречудный омофор в руце Ея светящийся паче луч солнечных явися, имже покрываше люди, сущия в церкви Влахернстей» [1].

В образе Богородицы и распростертом не только над участниками всенощного бдения, но и над всеми верующими покрове заключается важнейшая идея произведения - идея милосердия, помощи, спасения всех ищущих и страждущих [8, с. 60].  К Пресвятой Деве обращены молитвы и взгляды ангелов, апостолов, святых. И даже те, кто не видит сего чудесного явления: прихожане, императорская чета со свитой, клир, - все они духом своим устремлены к Ее светлому образу. А их голоса вторят голосам хора, возносясь под своды церкви, к торжественному аккорду куполов с золотыми крестами. И, кажется, сама композиция иконы устремлена ввысь, ко Христу, услышавшему молитвы матери и изображенному в верхнем левом углу.

В нижней части иконы представлен Роман Певец (Сладкопевец), исполняющий на амвоне гимн Богоматери. На свитке в его руке - текст кондака Покрова Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии (глас 3): «Дева днесь предстоит в церкви…». Согласно церковному календарю, празднование Покрова выпадает на 1 (14) октября. По мнению Н.П. Кондакова, установление праздника на Руси на эту дату может иметь прямую связь с днем памяти Романа Сладкопевца 1 (14) октября, который особо чтился Константинопольской церковью как автор песнопений, посвященных Пресвятой Деве [7, с. 100].  Святой Роман не присутствовал при чудесном явлении Богоматери во Влахернах, так как жил в V - VI веках, однако его образ со временем входит в иконографию Покрова.

Покров. Конец XVII - начало XVIII века
  Покров. Конец XVII - начало XVIII века
 
 
 

Особый интерес вызывает другая икона из новосибирской экспозиции - «Покров» конца XVII - начала XVIII столетия. Научный сотрудник Новосибирского государственного художественного музея, художник-реставратор Юлия Венедиктовна Блинова сообщает в одной из своих публикаций ценные сведения об истории поступления этого произведения в коллекцию: «Очень важными были поездки в 1968 году В.Я. Кашкалды и Ю.В. Блиновой в Костромскую область, в село Чухлому Галичского района. Недалеко от этого села в заброшенной церкви были найдены почерневшие, покрытые плесенью иконы, девять из которых привезены в картинную галерею» [3, 22].

Село Чухлома существует и сейчас, оно располагается неподалеку от значительных центров русского иконописания Галича и Костромы. Эти области испытали влияние новгородской и ростовской художественной культуры, а в XVI веке - московской [8, с. 21]. В XVII столетии местное иконописание переживает расцвет и обретает свой неповторимый стиль. Звучные сочетания цветов, подвижность, мягкая живоподобная трактовка ликов, свободная импровизационная манера, декоративность – вот несколько стилистических особенностей творчества иконописцев этих земель [8, с. 27]. Эти качества свойственны и поволжским иконам из нашей коллекции. Смелое сочетание розовых, зеленых, охристых цветов, по замечанию Ю.В. Блиновой, несет в себе черты эпохи барокко, и это придает иконе «Покров» выразительность, а простота и лаконизм композиции – обаяние [3, с. 24].

Судя по размерам и формату иконной доски, можно предположить, что данная икона некогда входила в состав церковного иконостаса. Подтверждением этому может служить и стилистически близкая к «Покрову» икона «Успение Пресвятой Богородицы», взятая из этой же церкви: этот великий двунадесятый праздник был обязательной частью праздничного чина иконостаса.

Если композиция строгановской иконы устремлена ввысь, то в поволжской - вытянута по горизонтали, сообразно формату доски. Она построена более свободно. Мастер не загромождает пространство, гармонично располагая персонажей по группам: императорская чета без свиты; за святым Андреем и Епифанием - три образа, олицетворяющие прихожан; немногочисленны и священнослужители во главе с архиепископом Тарасием. Вверху, на пушистых облачках невероятного розового цвета, коленопреклоненная Дева Мария с покровом в руках, чем подчеркивается Ее личная роль в деле Спасения.

Явление Богоматери Роману Сладкопевцу во сне. Фрагмент иконы Покров. Конец XVII-начало XVIII века
  Явление Богоматери Роману Сладкопевцу во сне. Фрагмент иконы «Покров»
Конец XVII-начало XVIII века
 
 
 

Повествование дополняется сценой «Явления Богоматери Роману Сладкопевцу во сне». К спящему на одре юноше склоняется Пресвятая Дева, держащая в руках свиток. Проглотив его, преподобный обретает талант к исполнению церковных песнопений, за что и получает прозвище Сладкопевец. Также он считается автором песнопений, посвященных Богородице и до сих пор использующихся в богослужении. По мнению исследователей, включение сюжета «Явления Роману…» в иконографию Покрова - большая редкость. 

Интересной особенностью рассматриваемых нами икон оказывается изображение императрицы, а точнее - надпись над ее образом. В костромском варианте это Феофано или Феофания, в строгановском – Зоя. С исторической точки зрения более достоверна вторая надпись. На момент чудесного явления Богоматери во Влахернском храме, если мы принимаем за год этого события 910-ый, император Лев Философ был женат четвертым браком на Зое Карбонопсине. Феофания же была первой женой Льва, и к этому времени ее не было в живых около пятнадцати лет. Известно, что брак Льва и Феофано был неудачным, но свое счастье императрица обрела в обращении к Богу, вела праведную жизнь, была равнодушна к роскоши, а в конце жизни находилась в монастыре, прилегающем к Влахернском храму. Вскоре после смерти Феофано была канонизирована. С Зоей дела обстояли значительно труднее, долгое время император и его новая избранница не могли получить благословление на брак. Возможно, что на костромской иконе перед нами не историческая ошибка, а вполне сознательное исправление.

Царица Зоя со свитой. Фрагмент иконы Покров. XVII век
  Царица Зоя со свитой. Фрагмент иконы «Покров»
XVII век
 
 
 

В коллекции Новосибирского государственного художественного музея представлены и образцы старообрядческой меднолитой пластики. Традиции создания литых крестов, складней и икон берут свое начало еще до церковного раскола, и первые подобные предметы попадали на Русь из Византии. После никоновских реформ и в период с XVIII по XX век их изготовление связывают, прежде всего, со старообрядческой средой. Старообрядцы с их ориентацией на древнерусские образцы не только сохранили, но и преумножили наследие предков.

Меднолитая икона «Покров Богородицы» XIX века из нашего собрания по композиции сходна со строгановским «Покровом», однако здесь Богоматерь Оранта сама держит в руках мафорий. Апостолы изображены не коленопреклоненными, а в рост. В верхней части представлен традиционный для меднолитых старообрядческих икон сюжет «Троица Новозаветная». По периметру рамки идет надпись: «Образ Пресвятой Владычицы наша Богородицы…». Торжественность всему произведению придает фон, заполненный синей, словно небеса, эмалью. Подобные меднолитые образа пользовались народной любовью, их бережно хранили, ухаживали за ними. Интересно, что в собрании коллекционера С.Н. Гришина (Новокузнецк) имеется практически аналогичная нашему произведению икона, только без эмали [11, с. 212]. Автору статьи не известна история бытования «Покрова» из коллекции С.Н. Гришина, однако эта икона была в употреблении: видимо, к ней часто обращались за помощью, так как все лики на ней практически стерты, в отличие от иконы из нашего музея.  Старообрядцы и по сей день с уважением относятся к празднику Покрова. Не случайно и то, что главным храмом Русской православной старообрядческой церкви является Покровский собор в Рогожской слободе Москвы.

По данным сайта «Храмы России», Покровские церкви (действующие и когда-то существовавшие) занимают второе место по распространенности после храмов, посвященных Николаю Чудотворцу [12]. Одна из самых красивых и старинных из них - церковь Покрова на Нерли (1165) вблизи города Владимира.

В честь Покрова не только писались иконы и возводились храмы, но и слагались поговорки и пословицы, появлялись народные приметы. Так, на Покров день ждали первого снега, а незамужние девушки поутру бежали в церковь ставить свечки, приговаривая: «Батюшка Покров, покрой землю снежком, а меня, молоду, женишком». 

Человек старается найти рациональное объяснение событиям, подчас не нуждающимся в более тщательном анализе. На то оно и чудо, что случается не со всеми и открывается не каждому. Независимо от происхождения праздника, для верующих исполненные любви иконы и церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы стали символом сострадания и милосердия.

Литература


1 Акафист Покрову Пресвятой Богородицы, Икос 7. Дата обращения 08.06.2018.
2 Архимандрит Николай (Погребняк). Иконография Покрова Божией Матери// Московские епархиальные ведомости. №9 - 10, 2011 год. Дата обращения: 08.06.2018.
3 Блинова Ю.В. Собрание икон Новосибирской картинной галереи // Новосибирская картинная галерея : сборник научных статей. - Новосибирск: Новосибирский полиграфкомбинат, 2002. - С. 21 - 34.
4 Бобров Ю.Г. Основы иконографии памятников христианского искусства. - М.: Издательский дом «Художественная школа», 2010.
5 Житие Андрея Юродивого. Дата обращения: 23. 06. 2018.
6 История иконописи VI - XX века. Истоки, традиции. Современность / под ред. Т. В. Моисеевой. - М.: Тверской полиграфический комбинат, 2014
7 Кондаков. Н.П. Иконография Богоматери. - Пг.: Отделение Русского языка и Словесности Императорской Академии Наук, 1915. - Т. 2.
8 Костромская икона XIII –XIX веков : Свод русской иконописи / авт.-сост. Н. И. Комашко и С. С. Каткова ; колл. авт. каталож. ст. ; предисл. Г. И. Вздорнова. - М.: Гранд-Холдинг, 2004.
9 Лазарев В.Н. Русская иконопись. От истоков до начала XVI века. - М.: Искусство, 1983.
10 Леонов А.М. О чём сообщает иконография Праздника Покрова Пресвятой Богородицы? Дата обращения: 09.06.2018.
11 Панченко А.А. Иконы и кресты Кузнецкого края. Памятники медного художественного литья XVI – начала XX века из музейных и частных собраний Кузбасса. Альбом-каталог. - М.: Интербук-бизнес, 2010.
12 Статистика по наименованиям (посвящениям) храмов Дата обращения: 17. 06. 2018.