Японская керамика Кутани
Блюдо с росписью в стиле Аотэ ??. XVII век | |
Мастерская Аотэ | |
Чикагский институт искусств. Чикаго, США |
Техника Кутани (??? кутанияки) — одна из наиболее известных в Японии техник декора фарфора и керамики, которая заключается в надглазурной росписи изделия красками пяти цветов: красного, желтого, синего, зеленого и темно-фиолетового. Традиция росписи в стиле Кутани появилась более трехсот лет назад и продолжает пользоваться большим спросом и популярностью в Стране восходящего солнца, хотя по сей день почти не известна в других странах.
История керамики Кутани начинается в 1655 году, когда на территории провинции Кага, в деревне Кутани (?? кутани - «девять долин») во время раскопок золотого рудника была обнаружена керамическая глина. Тогда Маэда Тосихару (1618 - 1660), первый правитель княжества Дайсёдзи, которое являлось ответвлением провинции Кага, заинтересовался находкой. Он приказал Гото Сайдзиро, работавшему мастером по металлу на руднике, отправиться в город Арита провинции Хидзэн, чтобы позже, применив полученные там знания о ремесле керамики, развивать гончарное производство в деревне Кутани [4]. До сих пор существует мнение о том, что первые произведения Кутани были сделаны в Арита и принадлежат к практиковавшейся там технике Имари, а вовсе не к Кутани [5].
Это предшествовало строительству первой гончарной мастерской в деревне Кутани (современный район Кутани города Яманака префектуры Исикава). Керамика, созданная в этот начальный период, позже получила название Ко-Кутани ??? («Старая Кутани»). Как часть японской керамики Ироэ ?? она высоко ценится за уровень мастерства, красоту и уникальность. Керамику Ко-Кутани можно разделить в основном на два стиля: Госайтэ ??? («роспись пятью цветами») и Аотэ ?? («сине-зеленая роспись»). Первый характеризуется нанесением рисунка пятью уже упомянутыми выше красками по фону белого глазурного покрытия. Мотивами для росписи служили распространенные в восточном традиционном изобразительном искусстве «горы-воды», «цветы-птицы», другие растения и животные, часто встречаются и геометрические узоры. Здесь можно отметить искусное сочетание различных мотивов декора и уникальных форм каждого отдельного изделия [5].
Блюдо с росписью в стиле Акаэ ??. XIX век | |
Мастерская Иидая | |
Музей традиционных искусств префектуры Исикава. Япония |
Второй стиль, Аотэ, использовал для росписи те же природные мотивы, но цвета ограничивались зеленым, желтым и темно-фиолетовым. Кроме того, росписи в этом стиле отличается сравнительно широкими линиями рисунка и глубиной композиций [5].
Однако стиль Ко-Кутани просуществовал всего около пятидесяти лет. В 1730 году мастерская в Кутани неожиданно прекратила свою деятельность, и до сих пор доподлинно не известно, почему [4]. Среди возможных причин — недостаточное обеспечение, получаемое от неблагополучного в финансах клана Дайсёдзи, и другие подобного рода проблемы, например, трудоемкость изготовления предметов и нехватка рабочей силы для производства в объемах, достаточных для того, чтобы материалы окупались; относительно плохое качество готовых изделий по сравнению с продукцией из Арита и пр. [1].
Лишь спустя примерно восемьдесят лет после исчезновения мастерской в княжество Кага для возрождения техники Кутани был приглашен Аоки Мокубэй (1767 - 1833), мастер гончарного искусства из Киото. Стиль, в котором он работал, впоследствии названный Мокубэй ??, несет явные следы влияния китайского фарфора: сюжеты росписей часто заимствованы из китайской прозы и поэзии, также нередко встречаются изображения цветов и птиц [1].
Человеком, по чьей инициативе происходило дальнейшее восстановление Кутани, был богатый и влиятельный купец Ёсидая Дэнэмон. В 1824 году на свои средства он построил новую мастерскую неподалеку от прежней и начал изготовление изделий в стиле, близком к Аотэ, но с более тонкими линиями рисунка и с введением, помимо цветов Аотэ, краски синего цвета. Эту манеру позже стали называть стилем Ёсидая ???. Но в связи с тем, что производство не окупалось, через семь лет Ёсидая был вынужден закрыть мастерскую и оставить мечты о возрождении Старой Кутани.
Цветы сакуры на белом солнце. 1991 | |
Асакура Исокити II | |
Выставочный зал мастерской семьи Асакура. Комацу, префектура Исикава, Япония |
Следующим, кто внес вклад в продолжение традиций техники Кутани, стал Миямотоя Уэмон. Он заново открыл мастерскую Ёсидая под именем Миямотоя, и там впервые были созданы изделия в новом для Кутани стиле Акаэ ?? («красная роспись»), который испытал на себе влияние керамики клана Кага. Акаэ отличается чрезвычайно мелким и искусным рисунком, выполненным красной краской, с использованием в некоторых элементах золотого цвета. Благодаря высокому мастерству одного из художников, Иидая Хатироуэмона (ум. 1852), стиль Акаэ был высоко оценен и снискал широкую популярность. Впоследствии он приобрел известность также и под названием Иидая ??? [4].
Еще один знаменитый стиль Кутани - Сёдза ??. Он получил распространение в начале периода Мэйдзи (1868 - 1912) и сочетал в себе черты всех предыдущих стилей. В нем также использовались мотивы современной западной живописи. Именно с этого времени начался экспорт изделий Кутани в Европу, и многие из них были созданы в стиле Сёдза [2].
Последним в числе разнообразных стилей Кутани следует упомянуть Эйраку ??. Работы в этом стиле, который основал Эйраку Вадзэн (1823 - 1896), были выполнены в мастерской под покровительством правителя Дайсёдзи. Их отличительная особенность - богатая роспись золотым цветом по фону, полностью покрытому красной краской [1].
Так сложились основные художественные стили печей Кутани. Все они практикуются до сих пор, но почти не осталось мастерских, в которых традиционные манеры не претерпели бы изменений и усовершенствований. Новые приемы и технологии стремительно вытесняют традиции, в рамках которых для декора использовались лишь пять красок: сегодня в распоряжении мастеров столько цветов, сколько они смогут смешать. Новые цвета рождаются в процессе проб и экспериментов; при этом часто рецепты тех или иных красок становятся уникальными и не разглашаются художникам из других мастерских. Кроме золотой фольги, для украшения могут использоваться серебро или платина.
Некоторые мастера, такие как приезжавший в Россию летом 2018 года для участия в IV Международном пленэре по фарфору и керамике «Фарфоровая сказка Алтая» Асакура Исокити (род. 1941), широко используют форму изделия как одно из средств художественной выразительности. Рисунок или орнамент в его работах часто вырезан в глине под слоем глазури для придания ему объема — и яркие, смелые, необычные мотивы его росписей кажутся живыми настолько, что словно готовы вот-вот выпрыгнуть из рисунка к зрителю. Одновременно с этим изделия Исокити обладают свойственными японской культуре внутренней гармонией и спокойствием.
Рыбы. 2004 | |
Асакура Исокити III | |
Выставочный зал мастерской семьи Асакура. Комацу, префектура Исикава, Япония |
Мастерская семьи Асакура расположена в городе Комацу префектуры Исикава. В этом же районе находится музей, который был построен на месте первой печи Кутани (???????? кутанияки камаато тэндзикан), музей префектуры Исикава, посвященный Кутани (????????? исикавакэн кутанияки бидзюцукан), а также деревня керамики Кутани (????? кутани то:гэй мура) в городе Номи, где помимо разнообразных магазинов и киосков, продающих изделия мастеров этой техники, работает школа, в которой все желающие могут начать обучаться росписи, и открыты несколько выставочных залов, один из которых заполнен произведениями мастеров Исокити третьего и второго (1913 - 1998) поколений [3]. Здание этого выставочного зала под названием Музей Асакура Исокити (???????? асакура исокити бидзюцукан) было спроектировано архитектором Икэхара Ёсиро, с которым Исокити второго поколения состоял в близкой дружбе. Оно воплощает атмосферу, присущую творчеству Асакура: фасад и крыша резко геометрических форм выполнены из натуральной древесины, круглый пруд перед входом создает ощущение глубины и чистоты [2].
Таким образом, гости префектуры Исикава, интересующиеся керамикой Кутани, могут не только увидеть изделия высокого уровня мастерства, которыми располагают многочисленные музеи, но и познакомиться с историей техники, приобрести работы в магазинах и даже попробовать расписать изделие самостоятельно. Современное состояние техники Кутани таково, что практически любому, кто имеет возможность и желание, доступно обучение ей. Именно это и произошло на уже упомянутом ранее пленэре «Фарфоровая сказка Алтая», проходившем в июле 2018 года в Республике Алтай: для всех его участников Асакура Исокити провел мастер-классы с использованием привезенных из Японии глазурных красок. Это мероприятие положило начало новым связям между керамистами России и Японии: в настоящее время некоторые из российских мастеров планируют ответный визит в Японию, чтобы продолжить начатое на Алтае обучение у мастера Исокити, других же заинтересовали использующиеся в росписи Кутани глазурные краски.
Сложно предсказать, какими станут плоды этого опыта межкультурного и творческого обмена, но пока еще относительно неизвестная за пределами Японии керамика Кутани заслуживает того, чтобы о ней узнали во всем мире.
Литература
1 | G. Bouvier. Overview of Kutani kilns [Электронный ресурс] (дата обращения: 16.01.2019). |
2 | Nomi Kutani ceramics museum website // Музей керамики Кутани в Номи (дата обращения: 17.01.2019). |
3 | ?????????, хотто исикава таби нэтто // Достопримечательности префектуры Исикава (дата обращения: 17.01.2019). |
4 | ??????Кутанияки-но рэкиси История техники Кутани // Музей техники Кутани префектуры Исикава (дата обращения: 16.01.2019). |
5 | ?????????DVD Ко-Кутани санти ронсо: сё:кай (дата обращения: 16.01.2019). |
В статье использованы иллюстрации из следующих источников
1 | Vikimedia Commons (дата обращения: 28.02.2019). |
2 | Vikimedia Commons (дата обращения: 28.02.2019). |
3 | Фото автора |
4 | ??????? (2004)????????????// Выставка изделий керамики Асакура Исокити в третьем поколении. Нихонбаси Мицукоси, 2004. С. 11. |