«Печальных утешение, алчущих кормительнице»:
Богородичные иконы в экспозиции Новосибирского художественного музея

21 июля 2020
Ю.И. Ужакина
И.В. Крестьянинов. Богоматерь Владимирская. Вторая половина XIX века
  Богоматерь Владимирская. Вторая половина XIX века
  И.В. Крестьянинов
 
 
 

Иконы с образом Богоматери и Богородичными праздниками составляют значительную часть экспозиции иконописи в Новосибирском государственном художественном музее. В нашей статье пойдет речь о нескольких поздних и необычных, по мнению автора, произведениях конца XVIII - начала XX столетия, принадлежащих к их числу.

Особый интерес иконописцев к образу Богородицы можно объяснить тем, что с первых десятилетий христианства на Руси Дева Мария воспринималась как заступница и утешительница во всех бедах и невзгодах. «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором», - говорится в Акафисте Покрову, церковному празднику, в котором выразилась идея покровительства Богоматери русскому народу.

К Деве Марии обращались, ища помощи, в самые сложные моменты истории нашего государства. А в мирное время молились ей о житейских нуждах и простые крестьянки, и барыни в расписных теремах. Иконы Богоматери от самых незатейливых, писаных народными мастерами, до изысканных, в драгоценных окладах, были в каждом православном храме и каждом доме -  от южнорусских земель до холодной Сибири.

Особым почитанием Богородицы объясняются и сотни изводов, то есть вариантов Ее изображения. На потемневшей от времени иконе XIX века «Спас Вседержитель с клеймами-изводами Богоматери» представлено сорок клейм с образами Богоматери с Младенцем. Такие многочастные иконы были распространены в XVIII - XIX веках, а число клейм могло доходить до нескольких сотен. В среднике, на оливковом фоне, изображен Спас, благословляющий молящихся. По сторонам от фигуры Христа неизвестный иконописец представил почитаемые верующими чудотворные образы Богородицы. Здесь можно увидеть и наиболее древние изводы, такие как Казанская, Смоленская, Тихвинская, Феодоровская, чье создание отцы церкви приписывают кисти апостола и евангелиста Луки, и более поздние, сложившиеся в XVII - XVIII столетиях на основе религиозных текстов и традиций светской живописи Западной Европы, например, Неопалимая Купина, Умягчение злых сердец, Всех скорбящих Радость.

Богоматерь Тихвинская, Богоматерь Феодоровская, Богоматерь Казанская с предстоящими святыми Тихоном Амафунтским и мученицей Параскевой Пятницей. Конец XVIII века
  Богоматерь Тихвинская, Богоматерь Феодоровская, Богоматерь Казанская с предстоящими святыми Тихоном Амафунтским и мученицей Параскевой Пятницей. Конец XVIII века
 
 
 

Образы Богоматери Тихвинской, Феодоровской и Казанской встречаются и на более ранней иконе конца XVIII - начала XIX века. Эта икона очень красива, она отличается обильным золочением фона, одежд Богоматери и Младенца. В ее верхней части помещены три чудотворных образа Богородицы, которые относятся к двум основным типам изображения Девы Марии: Одигитрия (Тихвинская и Казанская - сокращенный вариант) и Елеуса или Умиление (Феодоровская). Их лики, полные тихой печали и скорби, написаны темно-коричневым тоном, что отсылает нас к византийским образам и первым древнерусским иконам. Чувствуется здесь и дыхание Нового времени - в изящных медальонах стиля барокко, в более объемной и детальной проработке фигур.

В нижней части иконы изображены обращенные к Богоматери с молитвою святой Тихон Амафунтский и мученица Параскева Пятница - это святые, тезоименные заказчикам, то есть Тихону и Параскеве. Интересна эта икона тем, что писалась она не для храма, а для дома, для защиты определенной семьи. Так, иконы Тихвинской и Казанской Богоматери прославились чудесами исцеления больных детей, а Феодоровская служила покровительницей домашнего очага.

Справа Тихвинская Божья Матерь чуть склонила главу к Сыну. Одной рукой Она указывает на Младенца, благословляющего молящихся. Мария в длинной тунике и мафории. Он украшен золотой каймой и тремя звездами - на плечах и над челом, что символизирует девство Богородицы. По одной из версий, история Тихвинского образа начинается со времени земной жизни Богоматери. По преданию, икона была написана евангелистом Лукой, а в V веке перенесена из Иерусалима в Константинополь, где для нее был построен Влахернский храм. В XIV веке икона появилась над водами Ладожского озера. Чудесно носимая с места на место, она остановилась близ города Тихвина, в память о явлении и получила свое название [3, с. 58].

Особое место среди чтимых Богородичных икон занимает Феодоровская. В этом изводе Богоматерь так же, как и Тихвинская, держит Младенца Христа на руках. Однако здесь есть своя особенность. Младенец прижимается щекой к Ее щеке, и обнимает Ее ручкой за шею. Между Марией и Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Такой тип икон Богоматери получил название Умиление. Долгое время Феодоровская икона являлась родовым образом Рюриковичей, а в 1613 году Марфа Романова благословила ею своего сына Михаила Феодоровича на царство. Образ стал фамильной святыней дома Романовых [3, с. 52].

По центру иконописец изобразил Казанскую Божью Матерь. Она представляет собой сокращенный вариант Одигитрии. Богородица представлена погрудно. Для мафория мастер выбрал не традиционный темно-вишневый, а белый - цвет чистоты и непорочности. Фигура стоящего Младенца ограничена по пояс, видна только правая рука с благословляющим жестом. Свое название Казанская икона получила в честь ее обретения в Казани в 1579 году.

Богоматерь Всех скорбящих Радость. XVIII – начало XIX века
  Богоматерь Всех скорбящих Радость. XVIII – начало XIX века
 
 
 

Украшением постоянной экспозиции музея служит небольшая икона «Богоматерь Всех скорбящих Радость». Такое необычное название заимствовано из первой строки тропаря «Всех скорбящих радосте и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове...». Ее иконография в России складывается в XVII веке под влиянием светской живописи Западной Европы - изображений благословляющей Мадонны с Младенцем Христом на руках.

В Новое время икона была одной из самых почитаемых русских святынь. В 1688 году, благодаря молебну у образа Богоматери в храме Преображения на Ордынке, излечилась от тяжелой болезни Евфимия, родная сестра московского патриарха Иоакима. Весть о чуде распространилась далеко за пределы Москвы, и к иконе стали обращаться за помощью люди с различными хворями и недугами. А иконописцы создали тысячи списков с того самого образа. Таковым является и произведение из нашего собрания.

В центре композиции изображена Богоматерь в полный рост, Она возвышается над другими персонажами. Богородица распростерла руки, как бы защищая и покровительствуя тем, кто испытывает нужду. Такой жест напоминает иконографию Девы Марии на иконах Покрова. В правой руке Она держит скипетр, левой передает хлеб «алчущим питание». По обе стороны Богородица окружена людьми, обуреваемыми недугами и скорбями. Ангелы совершают благодеяния и утешают страждущих от Ее имени. А они, в свою очередь, обращаются к Деве Марии с молитвами, тексты которых также представлены на иконе. Всех с облака благословляет Иисус Христос.

Особую красоту и декоративность иконе придают фантастические цветы с огромными бутонами, заполняющие фон. Они служат напоминанием о рае, а их цветовая гамма - от насыщенного до нежного розового - перекликается с мафорием Марии и плащами ангелов. Эту икону отличает особая возвышенная интонация и ясно выраженное в ней предчувствие будущего чуда.

Сузунская народная икона Знамение относится к одному из древнейших типов изображения Богоматери - Оранта, что с латыни переводится как «молящаяся».  Такой тип известен еще по росписям римских катакомб, когда ранние христиане изображали себя с поднятыми в молитвенном жесте руками, прося у Бога заступничества [2, с. 50]. На Русь изображение Оранты пришло из Византии, где Ее писали как в полный рост, так и по пояс. Поясной вариант получил особое название – Знамение, переводимое как «чудо».

И.В. Крестьянинов. Богоматерь Знамение. Вторая половина XIX века
  Богоматерь Знамение. Вторая половина XIX века
  И.В. Крестьянинов
 
 
 
И.В. Крестьянинов. Богоматерь Знамение. Фрагмент
  Богоматерь Знамение. Фрагмент
  И.В. Крестьянинов
 
 
 

К типу Знамение относится чудотворная Абалакская икона Божьей Матери, важнейшая и почитаемая святыня Сибири. Икона была создана в 1637 году Матвеем Мартыновым, прибывшим в Тобольск вместе с Киприаном (Старорусенковым), первым тобольским и сибирским архиепископом, некогда архимандритом Новгородского Хутынского монастыря [1, с. 126]. Не случайно икона Абалакской Богоматери была написана как Знамение: Киприан привез с собой традицию почитания именно этого образа, ведь покровительницей Новгорода является Новгородская Оранта. Поэтому неудивительно, что среди сибирских народных икон в собрании музея значительную часть составляют иконы Знамение и некоторые из них присутствуют в постоянной экспозиции.

Рассматриваемая нами икона была исполнена в Сузуне, одном из важнейших иконописных центров Западной Сибири. Согласно музейной атрибуции, ее создание связывают с именем известного сузунского иконописца Ивана Васильевича Крестьянинова, мастера народной иконы. Зачастую у такого иконописца не было средств на дорогие пигменты и сусальное золото, поэтому фигура Богоматери показана на коричневом фоне. Она облачена в красно-коричневый мафорий с оранжевой каймой и ярко-синюю тунику. Ее лик строг и печален. Руки подняты и раскинуты в стороны ладонями наружу, в своем очертании напоминая чашу. Богородица словно распахнула объятия навстречу будущему Сыну, образ которого помещен в медальоне на Ее груди. От Спаса Эммануила исходит сияние, которое иконописец передал в виде белильных звездочек. Богословы связывают этот сюжет с Благовещением, когда Дева Мария получает знамение от Бога о грядущем материнстве [2, с. 50].

Образ Богоматери стал неиссякаемым источником вдохновения для иконописцев разных веков и регионов. И при том, что существуют определенные каноны, каждый список имеет свои особенности.

ЛИТЕРАТУРА


1 Велижанина Н. Г. К истории иконописания в Западной Сибири // Традиционные обряды и искусство русского и коренных народов Сибири. Новосибирск : Наука, 1987. С. 125-141.
2 Ефремова Л. А. Шедевры русской иконописи. Национальное достояние. М. : Абрис, 2018. 255 с.
3 Самые известные русские иконы / авт.-сост. В. Н. Сингаевский. М. : Астрель ; СПб. : Полигон, 2011. 160 с.