Закулисные тайны музейной педагогики. Экскурсионная работа с детьми в музее

13 октября 2020
И.Г. Кузнецова
Музейная педагогика

Искусство формирует интерес к познанию, дополняя школьное образование. Музейная педагогика – научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии. Известная с ХIХ века, она по-разному трактовалась и менялась под воздействием развивающихся представлений о процессе обучения и воспитания. Сейчас музеи являются неотъемлемой частью образовательной деятельности.

В чем секрет необычайной популярности детских музейных программ и какова роль музейного сотрудника, экскурсовода в работе с детьми? Ответы на эти вопросы наверняка интересуют широкую аудиторию: родителей, педагогов, экскурсоводов, музейных специалистов. В данной статье представлена краткая информация о том, что ждет юного посетителя в музее и как с помощью развивающих методик здесь можно получить широкие и разносторонние знания об искусстве и художественной культуре. Главное в этом процессе – раскрыть в детях способность воспринимать произведения искусства, чувствовать и понимать их особый язык - цвет, линию, форму.

Занятия в музее по значению можно сравнить со школьным уроком. Это, естественно, предполагает изучение соответствующей школьному заданию тематики. Практика показывает, что дети 9 – 13 лет воспринимают музейные экспонаты и сам музей как «погружение» в определенную среду, то есть «я в предлагаемых обстоятельствах».  Стоит обратить внимание на то, что ребенку нужны действия с предметом: знать предмет — значит манипулировать им. Школьник любит пощупать, попробовать, а иногда и сделать вещь своими руками. Поэтому так хорошо иметь в музее дидактический материал. А художественная студия при музее обладает замечательной возможностью на практике использовать обучающие музейные программы для развития творческих способностей детей.

Приведем несколько примеров обучающих музейных программ.

Химия и изобразительное искусство. Лаборатория живописи.

Что вы знаете о красках? Из чего они состоят? Какие бывают пигменты и связующие вещества? Чем отличается темпера от акварели или гуаши? Как вообще делаются краски? Не те, что продаются в тюбиках и баночках, а те, которые использовали художники давным-давно? Разговор о жанрах: портрет, пейзаж, натюрморт, историческая картина...

На занятиях в музее дети знакомятся с различными видами живописи – от иконы до авангардных полотен - и узнают все о красках и о том, какие секреты хранят некоторые картины и их авторы. Можно предложить ребятам создать произведения живописи в разных техниках — темперной, масляной живописи или гуаши. Мастер-классы по масляной живописи для 10 – 12-летних необычайно редки, однако это не повод оттягивать знакомство с живописной техникой.

Математика и изобразительное искусство

Математика и изобразительное искусство.

Младшие школьники узнают, какие виды симметрии присутствуют в народных орнаментах, какой символический смысл имеют их элементы. В качестве творческой работы им можно предложить создать свой собственный орнамент, используя разные типы симметрии.

Ученики средних и старших классов узнают, какие математические законы использовали художники при построении композиций своих живописных полотен. На музейных занятиях предлагается рассмотреть и проанализировать образцы древнерусской иконописи, живописи петровского времени, академической живописи и искусства второй половины XIX века. Также интересно изучить архитектуру всемирно известных храмовых комплексов с точки зрения законов Золотого сечения. В качестве самостоятельной исследовательской работы экскурсантам можно предложить для анализа три типа объектов: природный объект, живописное полотно и архитектурное сооружение.

Книжная закладка (печать штампами).

Цель занятия – знакомство с растительным орнаментом, изучение техники печати штампами на ткани или бумаге. Возраст участников - 6+, время его проведения – 30 - 60 минут. Детям предлагается смастерить авторскую закладку для книги с растительным орнаментом. Сначала они знакомятся с техникой печати, выполняя на пробнике изображение из штампов различных растений и ягод. Затем каждый участник декорирует в этой технике свою книжную закладку, украшает ее с помощью ниток.

Флора и фауна в изобразительном искусстве.

Цель занятия – знакомство с растительным и животным миром, приобретение навыков познания через изучение сюжетов и композиций с растениями и животными.

Создание русской народной игрушки.

Цель занятия - изучение способов применения орнамента в текстиле с помощью создания русской народной игрушки. Возраст участников - 6+, время его проведения: 40 – 60 минут. Участникам мастер-класса предлагается сделать собственную игрушку из лоскутов ткани и душистых трав. Они поэтапно готовят основные элементы игрушки (голову, руки, грудь, туловище), используя ткани с различными орнаментами. Затем приступают к декорированию заготовки с помощью ярких лоскутков, кружев, бусин и лент.

Другим важным видом музейных занятий являются детские экскурсионные программы с их особыми методическими приемами, основанными на возрастных возможностях маленьких посетителей. Ребенок не любит растянутых рассказов, предисловий, введений, он должен сразу «перейти к делу», т.е. к музейным раритетам. Он наблюдателен и любознателен, поэтому от посещения музея ждет своих собственных открытий. Следует все время повторять и актуализировать материал экскурсии. Акцент при этом делается только на одном-двух важных объектах, иначе знания детей распадаются на отдельные кусочки, иногда теряются важные фрагменты, а остаются второстепенные детали. Ребята этого возраста живут фантазией, загадками и сказками, их мышление мифологично. Л.С. Выготский писал: «Если бы не сказка, огромная масса впечатлений, ложащаяся на ребенка, с которой он не в состоянии справиться, подавила бы его» [1, с. 151].

Дети на занятиях в музее

Музейное занятие строится на приоритете зрительных впечатлений и коммуникативности. Показ всегда преобладает над рассказом, но не следует стараться показать всё – дети все равно не запомнят. Для беседы нужно не более шести-семи экспонатов, причем их отбор происходит не по принципу значимости предмета в тематике музея, а по принципу его эмоционального воздействия на ребенка. Рассказ об экспонате не должен превышать десяти минут, а вся экскурсия - одного часа. Оптимальную группу составляют не более десяти человек.

На экскурсии необходимо создавать эффект погружения в эпоху: «Представим, что мы вошли…», «Представим, что мы находимся…», «Представим, что мы перенеслись...». Рассказ строится не на перечислении музейных предметов, а на основе словесного рисования и создания запоминающихся историй через описание деталей, сюжет, драматизацию, введение диалогов, изречений и кратких цитат.

Сценарий занятия выстраивается вокруг одного определенного экспоната, знака или персонажа. Экскурсия должна идти по нарастающей амплитуде, поэтому по ходу следования к основному ее экспонату необходимо делать анонсы: «Скоро вы увидите эту диковину — сокровище нашего музея». Около такого экспоната наступает кульминация экскурсии.

При рассмотрении личности человека, например, персонажа портрета, важно выделить две-три наиболее важные и интересные детали. В рассказ следует включать ассоциации, например: «На что это похоже? Где это могли видеть? Пластинки кольчуги похожи на чешую рыбы, шлемы воинов — на купола, конек дома — на коня». Ассоциациями могут быть сюжеты и герои знакомых сказок. Особое внимание следует обратить на вопросы, адресующие детей к их жизненному опыту, побуждающие к детальному рассматриванию и отгадыванию смысла и значения экспонатов.

Уместно сравнивать старинные и современные предметы, рассматривать, например, нож, которым разрезали бумагу, колокольчик для вызова прислуги, напольные и настенные часы. Дети разглядывают минутные и часовые стрелки и отвечают на вопрос: «Как можно было определить время в темноте?» Оказывается, чтобы не зажигать свечи, в часах делали два боя — минутный и часовой, а чтобы узнать время, достаточно было дернуть шнурок, и часы давали бой — сначала часовой звонкий, затем минутный тонкий.

Дети на занятиях в музее

Во время музейного занятия необходима двигательная активность. Известный музейный педагог Е.Г. Ванслова предлагала организовывать на экскурсии небольшие гимнастические упражнения для рук. Этот метод называется «психологической гимнастикой». Кулачки детей означают недовольство, разжатые пальчики — гармонию, открытая ладонь — доверие, сцепленные пальцы рук — разочарование, касание рукой лба — ум, лица — красоту, круговые движения рукой — доброту [2, с. 59]. Экскурсовод в работе исходит из того, что разрядкой для ребенка служит пантомима, в процессе которой он может изображать мимикой различные черты характера человека, а движением - понравившуюся картину или скульптуру. Главное правило в музее — не стоять долго на одном месте и изучать материал в движении.

Существует безграничное множество методов и способов, главное - правильно сочетать их для лучшего качества проведения занятия, избегая монотонности и сухости изложения материала. Результатом такой работы является стремление детей вновь и вновь приходить в музей, посещать выставки, факультативные занятия и, в конечном итоге, стать соучастниками культурных инноваций.

В настоящее время образовательная деятельность для детей и подростков - одно из ведущих направлений музейной работы. В музеях разрабатываются адресные программы, ориентированные на посетителей различного возраста. Современные условия музейной деятельности, развитие виртуальных программ находят преломление в музейных проектах. Коммуникации музейного сотрудника и посетителя, особенно детской аудитории, становятся все более увлекательными и оживленными. И, что немаловажно, поручения Президента по поддержке талантливой молодежи в сфере культуры и искусства выполняются.

Литература


1 Выготский Л.С., Педагогическая психология. М. : Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.
2 Курс «Музей и культура» в начальной школе : Программа. Опыт внедрения : Эксперим. метод. пособие / [Е. Г. Ванслова и др.]. М. : Моск. ин-т развития образоват. систем, 1995. 174 с.