Академик Я.Ф. Яненко: штрихи биографии

12 апреля 2011
В.А. Варнек
Портрет М.И. Глинки
  Портрет М.И. Глинки
  Я.Ф. Яненко
 
 
 

В 2010 году исполнилось 210 лет со дня рождения художника Якова Феодосиевича Яненко (1800 – 1852), автора замечательного портрета выдающегося композитора М. И. Глинки, который находится сейчас в постоянной экспозиции Новосибирского художественного музея.

Мое знакомство с портретом Глинки состоялось примерно в то время, когда я готовил к изданию свою небольшую книгу, посвященную художнику А.Г. Варнеку - моему далекому предку - и его ученикам [2]. В одной из ее глав я представил собранные мною сведения о тридцати трех учениках Александра Григорьевича, в том числе и о Якове Яненко, который входит в число десяти воспитанников Варнека, удостоенных звания академика.

Безусловно, Яненко не относится к числу тех художников, которые обычно привлекают внимание искусствоведов. Поэтому в период работы над книгой мне удалось найти лишь довольно скупую информацию о нем, содержащуюся в биографических словарях [3, 4]. Но уже после ее издания, продолжая интересоваться этим художником, я обнаружил биографические заметки, посвященные Яненко, в новых каталогах ГТГ и ГРМ и встретил некоторые факты из его жизни в ряде других первоисточников [5–12]. Сравнивая найденную информацию, увидел, что в биографии Яненко довольно много белых пятен, а сама фигура его весьма противоречива. Так в [3, 4] приводятся одни даты присвоения художнику званий «назначенного» и академика, а в [6] – другие. В целом ряде биографических заметок сообщается, что в 1827 году он уехал в Италию [3–6], где, «живя в Риме, сделался другом и покровителем всех приезжавших туда русских художников, которых ободрял и поддерживал своими советами и нередко выручал из нужды. Писал образа, портреты и копии с картин знаменитых мастеров» [3]. Близкий к этому текст приводится и в [4]. Однако имеется много фактов, свидетельствующих, что и в 1830-е, и в 1840-е годы Яненко находился в Петербурге [7–12]. Кроме того, есть основания сомневаться в том, что он мог оказывать материальную помощь русским художникам в Риме, так как сам остро нуждался в ней. Далее, в каталоге [6] на странице 44 говорится, что Яненко окончил Академию художеств с аттестатом 1 степени и шпагой, а на странице 240 вместо этого фигурирует лишь аттестат 2 степени, о чем сообщается и в других первоисточниках. Согласно [4], Яненко за рисунок с натуры в 1820 году получил малую золотую медаль, а по данным [6, 12] – малую серебряную.

Имеются расхождения и в оценках творческих возможностей Яненко. Так, Половцов назвал его малозначительным художником [4]. Однако этому противоречат некоторые факты, в частности, то, что Яненко очень рано стал академиком, а написанный им портрет профессора Академии художеств, выдающегося гравера Н. И. Уткина был удостоен чести находиться в зале академического Совета [3, 4]. Высокая оценка дается и исполненному Яненко портрету аббата Франческо Агостини, находящемуся в собрании Русского музея. Да одно лишь то, что художник запечатлел для истории облик выдающегося композитора, основоположника русской оперы М. И. Глинки, причем дважды, дает основание не согласиться с суждением Половцова.

Оценки Яненко как человека тоже полярны. Так, в книгах, посвященных Брюллову и Глинке, с которыми Яненко находился в дружеских отношениях, ему отводится обычно роль человека, который любит выпить, этакого церемониймейстера попоек «братии» на квартире братьев Кукольников и на его собственной даче [9–11]. Особенно нелицеприятные оценки художнику, имевшему прозвище «Пьяненко», даются в одном из примечаний к воспоминаниям А. Мокрицкого [9, с. 206].

Вопреки этому, известный искусствовед Н. М. Молева увидела в Яненко другого человека, и пишет она о нем совсем в ином ключе [12]. В ее прекрасной книге Яненко представлен человеком очень трудной судьбы, «добродушно-доброжелательное отношение которого к окружающим находилось в разительном контрасте с обстоятельствами его жизни». Так, в Академию художеств его приняли на казенный счет в год ранней смерти отца. При этом ни о какой семейной поддержке, материальной и моральной, ни во время учебы, ни после нее, ему не приходилось и мечтать. Драмой Яненко еще в годы учебы было то, «что при всей своей достаточно яркой одаренности он всегда оказывался вторым рядом с Брюлловым, своим сокурсником и другом»[12].

Согласно версии Н.М. Молевой, Я.Ф. Яненко стал прототипом главного героя повести Н. В. Гоголя «Портрет». По ее мнению, Яненко-человек был на самом деле совсем не таким, каким он выглядел в жизни. Так, посещая регулярно брюлловский и кукольниковский кружки, он был в них «объектом постоянных дружеских подшучиваний, а друзьям художника он представлялся добродушным лентяем, убегающим от любых серьезных занятий и усилий». В то же время, «историки искусства могут только удивляться количеству выполненных им работ <….> Удивительная особенность натуры Яненко – увиденная Гоголем «светлая беззаботность». Никто даже из числа самых близких друзей, а их у художника было множество, не имел ни малейшего представления о его семейной трагедии, ни тем более о тщательно скрываемых им материальных затруднениях. Яненко казался воплощением душевного спокойствия, расположенности к людям и доброжелательности» [12].

Наряду с вышеизложенным, Молева приводит в своей книге много важных фактов из жизни Яненко, которые позволяют ликвидировать ряд белых пятен в его биографии. Становится ясно, например, что в Италию в 1827 году он не уехал и можно говорить лишь о двух небольших по длительности поездках туда общим сроком три с половиной года. Основную же часть своей жизни художник прожил в Петербурге, где написал, как можно предположить, большое количество портретов.

Ниже приводится составленная мной биографическая заметка, посвященная Я.Ф. Яненко, в виде хроники его жизни.

ХРОНИКА ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА ЯКОВА ФЕОДОСИЕВИЧА ЯНЕНКО (08.12.1800–29.03.1852)

1800 Родился в Санкт-Петербурге в семье академика живописи Феодосия Ивановича Яненко (1762 – 1809). Элементы биографии Ф. И. Яненко приводятся в [3, 4, 6, 12, 14]. Представлял он, как пишет Н. Молева, достаточно необычную фигуру в художественном мире Петербурга того времени; сведения о его жизни отличаются предельной скупостью [12]. Она же считает, что истинная биография Ф. И. Яненко во многом не совпадает с официальной, и предполагает, что его родословная имеет болгарские корни. Главные работы художника: «Автопортрет в шлеме и латах» (1792, ГРМ), «Путешественники, застигнутые бурей» (1796, ГРМ), «Портрет Александра I» (1804, ГРМ).

1809 Как сын академика Яков Яненко был принят в Императорскую Академию художеств без всяких формальностей и баллотировки и состоял в ней вначале учеником С. С. Щукина, затем – А. Г. Варнека. На таких же условиях в Академию приняли и Карла Брюллова, с которым у Яненко завязались дружеские отношения, сохранившиеся и в зрелые их годы.

1819 Совет Академии отметил удачно выполненную копию с картины А. Ван Дейка «Чадолюбие».

1820 За рисунок с натуры получил малую серебряную медаль.

1821 Окончил академический курс с аттестатом второй степени и званием художника XIV класса и поступил на работу в школу реставратора А. Митрохина при Императорском Эрмитаже, где проработал около года, «усовершенствовав здесь единственно свое незаурядное мастерство копииста» [12]. В последующие пять лет жил, по-видимому, лишь за счет заказов.

1825 За портрет соученика по Академии, архитектора Николая Ефимовича Ефимова (1799–1851) был удостоен звания «назначенного» в академики [6]. В последующие годы Н. Е. Ефимов станет видным зодчим Санкт-Петербурга. Одной из работ архитектора является надгробие на могиле Кипренского в Италии.

1827 В начале года написал «Портрет Н. А. Бекетова», прадеда поэта А.А. Блока, а летом отправился в поездку во Францию и Италию, где находился полтора года. Имел к этому времени семью, троих детей. На поездку использовал, в основном, собственные средства, так как помощь Общества поощрения художеств была незначительной [12]. Находясь в Италии, очень много работал, выполняя преимущественно копии с картин знаменитых итальянских мастеров. Писал и оригинальные работы, в числе которых «Портрет аббата Франческо Агостини», находящийся ныне в ГРМ [6]. Портрет этот «свидетельствует о незаурядном даровании темпераментного и склонного к романтической экспрессивности живописца». [12].

1829 Вернувшись в начале года в Петербург, Яненко планирует немедленный отъезд с русской миссией в Китай, однако по семейным обстоятельствам поездка эта срывается. Представив Обществу поощрения художеств две работы, выполненные в Италии (оригинальную картину «Женщина с тамбурином» и копию с работы Гверчино «Се человек»), Яненко вновь просит Общество направить его в Италию. Но получает отказ и рекомендацию заняться выполнением программы на звание академика и лишь в случае его получения вновь обращаться за поддержкой[12].

1830 За портрет профессора Уткина был удостоен звания академика портретной живописи [3, 4, 6]. Предпринял попытку стать преподавателем Академии художеств, но получил отказ.

1832 В феврале этого года, согласно Черейскому, Яненко присутствовал на одном из «четвергов» у Н. И. Греча вместе с Пушкиным. В этом же году он неожиданно получил скромный пенсион на поездку в Италию сроком на два года, куда и отправился.

1833 Ацаркина в своей книге [8] приводит выдержки из двух писем Яненко, которые он отправил из Рима в Петербург на имя Александра Брюллова. Письма свидетельствуют о том, что поездка в Италию осуществилась, причем, в Риме Яненко, как следует из писем, находился рядом с Карлом Брюлловым, создававшим в это время свою знаменитую картину «Последний день Помпеи».

1836 Яненко снова в Петербурге. Выставил в Академии свою копию тициановской картины «Взятие богородицы на небо». Играл активную роль в жизни брюлловского кружка, куда входили многие участники кукольниковских «сред».

1838 В [11] сообщается, что в этом году члены кружка Н. В. Кукольника («братия») собираются постоянно на квартире Нестора и Платона Кукольников. В их числе, как правило, присутствуют Брюллов, Глинка и Яненко.

1840 Выполнил копию с «Последнего дня Помпеи». В начале 1840-х годов написал акварельный портрет Глинки.

1841 Написал акварельный портрет Дмитрия Николаевича Новикова, хранящийся в собрании Государственного Эрмитажа. В этом же году К. Брюллов «в один сеанс» запечатлел облик Я. Яненко на своем известном «Портрете в латах», находящемся в ГТГ [5]. (Вероятно, это стремление как отца, так и сына Яненко облачаться в латы, имеет какое-то объяснение).

1844 Летом этого года снял маску с лица М. И. Глинки, по которой Брюллов, Яненко и Степанов вылепили затем бюст композитора [7].

1849 Брюллов, уезжая в Италию, навсегда распрощался с Яненко, к которому относился с особой теплотой. «Портрет в латах» отдал известному коллекционеру Н. Д. Быкову за 300 рублей серебром [12].

1850 Выпускник Академии художеств Лавров-Бровцын (1825–1858) написал портрет Я. Ф. Яненко, находящийся ныне в ГРМ. За этот портрет получил звание свободного художника [6].

1852 В биографических словарях и каталогах приводится точная дата смерти Я. Ф. Яненко (29 марта по старому стилю), однако нигде не указывается место его смерти и захоронения.

ЛИТЕРАТУРА


1 В.С. Турчин. Александр Григорьевич Варнек. 1782–1843. - М. : Искусство, 1985.
2 В. А. Варнек. Художник-портретист и педагог А. Г. Варнек. - Новосибирск : СО РАН, 2007.
5 Большой Русский биографический словарь. Яненко (Живописцы).
4 Биографическая энциклопедия. Яненко Яков Феодосиевич
5 Государственная Третьяковская галерея. Живопись первой половины XIX в. : каталог. Т. 3. – - М., 2005.
6 Государственный Русский музей. Живопись первой половины XIX в.: каталог. Т. 3. – - СПб., 2007.
7 Государственный Русский музей. Живопись XVIII–начало ХХ в. : каталог. – - Л. : Искусство, 1980.
8 Э. Ацаркина. К. П. Брюллов. - М., 1963.
9 Дневник художника А. Н. Мокрицкого. - М., 1975.
10 В. Порудоминский. Брюллов. - М. : Молодая гвардия, 1979.
11 В. А. Васина-Гроссман. Жизнь Глинки. - М., 1957.
12 Н. М. Молева. Гоголь в Москве. - М. : Астрель, 2008.
13 Единый художественный рейтинг. Справочник. Вып. 12. – М.: АЛЕВ-В, 2006.
14 Русские живописцы XVIII–XIX века : Биографический словарь. - СПб. : Азбука-классика, 2008.
15 В. Д. Доценко, В. Ф. Миронов. Знаменитые люди Санкт-Петербурга: Биографический словарь. - СПб., 2002.