• Главная
  • Архив журнала
  • Оглавление - 2(20)2015
  • Выставочные залы
  • Дорогие образы России...
  • Дорогие образы России

    И.Г. Деветьярова

    597
  • Иллюминация Кремля. 1883
    Иллюминация Кремля. 1883
    А.П. Боголюбов
    Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

    В июне 2015 года в Новосибирском государственном художественном музее открылась выставка «Дорогие образы России», представившая посетителям произведения русской живописи XIX – XX веков из собрания Омского музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля. 

    Музей был основан в 1924 году как художественный отдел при Западно-Сибирском краевом музее. Ведущая роль в его создании принадлежит директору Ф.В. Мелёхину (1882 – ?). Основой для комплектования коллекции русской живописи послужили поступления из Московского и Ленинградского отделений Государственного музейного фонда. С 1924 по 1928 год в Омск были переданы уникальные произведения, хранившиеся ранее в частных собраниях известных коллекционеров Москвы и Петербурга. Ряд картин музей получил из запасников Третьяковской галереи, Эрмитажа и Русского музея, а также из Омского художественно-педагогического техникума (Худпрома) в 1930-е годы.

    Разнообразные по жанрам живописные произведения, созданные русскими художниками различных направлений на протяжении столетия, связаны темой России. Особенно ярко она раскрывается в пейзаже, охватывающем значительный географический диапазон. Представленная законченными ландшафтными полотнами, панорамными композициями, этюдами с натуры, коллекция позволяет проследить историю развития национального пейзажа 1830 – 1910-х годов.

    Посвятив свое творчество морской стихии, прославленный маринист Иван Айвазовский показал ее во множестве настроений. Метод его работы определили феноменальная память и богатое воображение: он почти не писал с натуры, работая исключительно в мастерской. Иллюзорная точность изображения сочеталась у мастера с романтическим ощущением величия и красоты моря («Буря», 1899; «Морской вид», 1900).

    Тройка. 1848
    Тройка. 1848
    Н.Е. Сверчков
    Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

    В противоположность творческому методу Айвазовского, писавшего по памяти, морской баталист Алексей Боголюбов всегда был верен точной фиксации увиденного в природе. В торжественной композиции «Иллюминация Кремля» (1883), исполненной по случаю коронации Александра III, художник с блеском передает торжественную красоту кремлевских архитектурных доминант, освещенных электрическими лампочками и бенгальскими огнями.

    Идеальная природа, ее возвышенный характер привлекали художников-академистов Арсения Мещерского и Иосифа Крачковского на протяжении всей их творческой жизни. Эталоном для них была итальянская природа, в России же ее успешно заменяли пейзажи южных берегов Черного моря, природа Кавказа и Крыма.

    Вершина развития пейзажного жанра в России – искусство Исаака Левитана. Подлинный поэт природы, раскрывающий ее тончайшие состояния, он создал новый тип лирического, одухотворенного пейзажа. В Подмосковье, куда Левитан приехал после окончания Училища живописи, ваяния и зодчества, написаны этюды «Пасека» и «Дорожка».

    Тема Сибири раскрывается в произведениях исторического живописца Василия Сурикова «Городок на берегу реки. Курорт на озере Шира» (1909), алтайского художника Григория Гуркина «Окрестность Улалы» (1900), питомцев Петербургской Академии художеств Павла Кошарова («Алтай», 1850-е) и Егора Мейера («Горное озеро», 1844), принявшего в 1842 году участие в экспедиции П.А. Чихачева по Алтаю и районам, пограничным с Китаем.

    Возвращение из церкви. 1911
    Возвращение из церкви. 1911
    К.А. Вещилов
    Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

    Реалистические традиции русского пейзажа нашли выражение в творчестве Александра Киселева («Горный пейзаж. Вершины Эльбруса», 1901) и Григория Ярцева («Кавказ»). Они взяли от В.Д. Поленова, его ученика И.И. Левитана уроки эпического и лирического пейзажа, обогащенного пленэрными исканиями, закрепили достижения своих прославленных современников, повлияли на становление молодых художников.

    Особый вариант ретроспективного пейзажного жанра представляет Константин Вещилов в картине «Возвращение из церкви» (1911). Обращаясь к «великопостному» мотиву, художник убедительно передает в панорамной композиции весеннее пробуждение природы.

    Декоративизм и импрессионизм органично срастаются в натюрмортах и пейзажах Константина Коровина, созданных в 1910-е годы. Жизнерадостный характер его искусства отражен в натюрморте «Розы» (1912) и пейзаже «Алупка» (1912), написанных энергично и широко, светлыми, «солнечными» красками.

    Творческие искания многих деятелей русской культуры этого времени были связаны с национальным своеобразием русской жизни. Наиболее яркое воплощение оно получило в творчестве живописцев «Союза русских художников». Выполненные на пленэре произведения «союзников» восхищают широтой и свободой письма, основанного на приемах импрессионистической живописи. В этом убеждают работы Аркадия Рылова «Осинник» (около 1913), Сергея Виноградова «Дама на балконе», 1916), Игоря Грабаря «Улица Москвы. Тверская» (1900-е), Алексея Исупова «Урал» (1912).

    Одним из проникновенных лирических пейзажистов «Союза русских художников» был Станислав Жуковский, работавший, главным образом, в губерниях средней полосы России, чью скромную, неброскую природу предпочитал всякой другой («Перед террасой», 1912 – 1913).

    Перед террасой. 1912 - 1913
    Перед террасой. 1912 - 1913
    С.Ю. Жуковский
    Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

    В близкой «союзникам» манере написан в имении Райки близ Москвы «Пейзаж с деревьями» (1914) Василия Денисова. С использованием импрессионистической техники и густой красочной фактуры исполнены уральские пейзажи 1917 – 1918 годов Давида Бурлюка «Деревня вечером» и «Деревня весной». Жизнерадостностью и полнокровным оптимизмом отличалось творчество Бориса Кустодиева. Атмосфера семейного уюта и теплоты передана в работе «У окна» (1910), где он изобразил свою маленькую дочь Ирину.

    Страницы отечественной истории иллюстрируют произведения мастеров исторического и бытового жанров.

    Баталист Федор Байков представлен картиной «Солдаты в деревне. Сцена у трактира» (1844), хранившейся ранее в собрании великого князя Михаила Николаевича. Незамысловатая сценка с присутствием военных – пример того, как в рамках высоко ценившейся в Петербургской Академии художеств батальной живописи зарождался бытовой жанр.

    Во второй половине XIX века сюжеты из русской истории становятся ведущими в творчестве как художников академической школы, так и передвижников. Примеры тому – картины «Боярин перед походом» (1871) Петра Шамшина и «Митрополит Филипп и Иоанн Грозный» Якова Турлыгина. Характерный образец исторического жанра этого времени – картина Валерия Якоби «А.П. Волынский на заседании Кабинета министров» (1875). Ее сюжет связан с периодом царствования Анны Иоанновны и драматической фигурой видного государственного деятеля Артемия Волынского (1689 – 1740), стремившегося ограничить влияние иностранцев на политику России и, в первую очередь, фаворита царицы Э. Бирона.

    Тема крестьянского быта получила воплощение в творчестве академика живописи Алексея Кившенко. Далекий от противоречий жизни современной русской деревни, художник изображает счастливые лица детей, озаренных июльским солнцем. Высокая золотистая рожь, васильки и ромашки усиливают настроение праздничности страдной крестьянской поры.

    Значимую часть коллекции русской живописи музея имени М.А. Врубеля составляют произведения художников, примыкавших к новым течениям искусства эпохи рубежа XIX – ХХ веков. В их числе – торжественная композиция «Натюрморт с хлебами» (1914) «бубнововалетца» Александра Куприна и «Декоративное панно» (1910-е) Алексея Радакова (1877 – 1942), сохранившего в творчестве отголоски мирискуснического направления и лишь частично испытавшего влияние московской школы.

    Кружевница. 1890-е
    Кружевница. 1890-е.
    В.П. Верещагин
    Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

    Прекрасная преображенная природа предстает на декоративном, с подвижной, пульсирующей поверхностью, холсте «Павлин» (1907) Михаила Ларионова.

    Поиски красоты и гармонии приводят Виктора Борисова-Мусатова к созданию картин, воплощающих его мечты о прекрасном. Написанная в период расцвета творчества художника «Дама» (1901) отражает лирико-поэтическую направленность его искусства.

    Влияние Борисова-Мусатова испытала Екатерина Гольдингер, создавшая в «Портрете Е.М. Лебедевой» (1906) мир гармонии, где человек счастлив на лоне природы.

    В портретную галерею «лиц, дорогих нации», вошли произведения крупных и малоизвестных художников XIX – XX веков. В числе последних – Александр Смирнов («Портрет поручика лейб-гвардии Измайловского полка Д.С. Квашнина-Самарина, участника Бородинского сражения», 1816), Ксаверий Каневский («Портрет П.А. Ширинского-Шихматова», 1861), Вильгельм Карстен, оставивший в своем скромном наследии редкий живописный образ матери А.А. Половцова, крупного общественного деятеля и мецената («Портрет А.Ф. Половцовой», 1831).

    Жанрист, исторический живописец и портретист Василий Верещагин в небольшой изящной работе «Кружевница» (1890-е) продолжает традиции выдающегося русского художника В.А. Тропинина, с глубокой симпатией и сочувствием изображавшего миловидных женщин-тружениц.

    В парадном ключе решают заказные портреты Константин Маковский, запечатлевший выдающегося московского благотворителя А.Г. Кузнецова, и Александр Леонтовский («Портрет великой княгини Елизаветы Маврикиевны», 1906), привнесший в репрезентативную композицию особую теплоту и сердечность.

    Поэтика народного примитива в сочетании с традициями искусства старых мастеров проявилась в творчестве живописца Валентина Яковлева, одного из организаторов объединения «Московский салон» («Семейный портрет художника», 1911 – 1913).

    Парадной возвышенности в трактовке одухотворенных женских образов достигает Валентина Ходасевич в «Портрете сестер М.А., Л.А. и Е.А. Петровых» (1916). Моделировка формы, подсказанная кубистическими приемами, и сдержанное цветовое решение способствуют значительности и монументальности портрета.

    Выставка представляет лишь часть живописной коллекции одного из крупнейших музеев России, но она убедительно отражает основные этапы развития и направления отечественного искусства XIX – XX веков.