Новый музей

12 апреля 2011
В.О. Назанский
Новый музей современного искусства
  Новый музей современного искусства
 
 
 

3 июня 2010 года в Санкт-Петербурге, в исторической части города, на 6-ой линии Васильевского острова, дом 29, открылся Новый музей современного искусства. Музей создан на основе частной коллекции Аслана Чехоева. В отличие от большинства частных коллекций собрание Чехоева строится не на локальном опыте и субъективных пристрастиях, а на понимании общей картины развития искусства нашего времени. Первые картины Чехоев приобрел много лет назад, еще будучи совсем молодым человеком. Затем, в период работы в Москве, а потом и в Петербурге, сложились его представления о современном художественном процессе, уточнились коллекционерские приоритеты. Личное знакомство со многими художниками - от живых классиков до молодежи, - общение с ведущими искусствоведами и арт-критиками помогли ориентироваться в пространстве современного искусства. Произведения в коллекцию приобретаются в мастерских художников, в галереях, на аукционах, включая известные лондонские Сотбис, Кристи, Макдугл. По мере формирования коллекция переросла приватный масштаб. Два года назад был взят курс на открытие публичного музея. Под музей были отведены три этажа здания 1870-х годов рядом с метро Василеостровское. Затем пришла очередь строителей, архитекторов, дизайнеров. В результате получилось музейное пространство, оборудованное по последнему слову техники. Здесь и система поддержания температурно-влажностного режима, и акцентный свет, и подвижные модули, позволяющие менять геометрию выставочного пространства. Но главное - сама коллекция и экспозиция, охватившая два этажа здания. В экспозиции - произведения классиков нонконформистского искусства советского периода (Л. Кропивницкий, В. Немухин, Л. Мастеркова, О. Рабин, Д. Краснопевцев, В. Янкилевский, В. Пивоваров, М. Шварцман, Э. Штейнберг, О. Целков, В. Яковлев, А. Зверев и другие) и современное российское искусство (АЕС+Ф, О. Кулик, А. Осмоловский, Л. Ротарь, Д. Гутов, А. Беляев-Гинтовт, В. Пушницкий, Г. Майофис и другие). Каждый из художников уже вошел в историю, представлен во многих музейных собраниях в Москве и за рубежом, но, как правило, не в Петербурге. Именно поэтому Новый музей займет свою нишу в культурной жизни северной столицы. Его коллекция не дублирует, а дополняет другие музейные собрания города. В Питере пока только здесь представлена ретроспекция современного российского искусства от его зарождения в 1950-х годах до наших дней. Современное искусство проходит, в основном, мимо музеев, а при сложившемся уровне цен его музеефикация становится все более проблематичной. В этом контексте трудно переоценить значение Нового музея – первого публичного частного музея современного искусства в Петербурге. В планах музея - экспозиционная, научная, выставочная деятельность, музейная педагогика. При нем предполагается открытие детской художественной студии и арт-клуба. Небольшой, но энергичный коллектив подготовил к открытию издание объемного музейного альбома.

Крест. 1961
  Крест. 1961
  Е. Михнов-Войтенко
  Новый музей современного искусства. Санкт-Петербург
 
 
 

С 15 октября по 5 декабря 2010 года, в дополнение постоянной экспозиции, в музее состоялась первая фондовая выставка «Блуждающие множества», представляющая произведения уже ушедшего из жизни талантливого петербургского художника-нонконформиста Евгения Михнова-Войтенко. Открытие выставки сопровождалось презентацией одноименной книги.

В коллекции Чехоева – монографическое собрание работ художника. Евгений Михнов-Войтенко – классик неофициального ленинградского искусства, абстракционист, уверенный в том, что он создает «конкреции», мастер, сумевший довести до совершенства искусство спонтанного жеста, легендарный, противоречивый, неповторимый художник. Его жизнь – часть культурной истории города. Его творчество известно и неизвестно одновременно. Несмотря на определенное количество - преимущественно посмертных - выставок, включая выставку в Русском музее, несмотря на пять книг, ему посвященных, существенные разделы его творчества неизвестны широкому зрителю, есть целый ряд значительных работ, которые, спустя пятьдесят лет после создания, экспонируются и публикуются впервые. И выставка, и издание – межмузейный проект, в котором кроме Нового музея приняли участие Государственный Русский музей и московский Музей актуального искусства ART4.RU. Работы с правом публикации были предоставлены также из коллекции сестры художника - Людмилы Хозиковой, из коллекций Николая Ботка, Александра Резникова, Екатерины Андреевой. Но в основе - собрание Нового музея. Впервые были показаны крупноформатные живописные работы рубежа 1950 - 1960-х годов, экспрессионистические нитроэмали, воздушные абстрактные композиции тушью из циклов «Касания», «Стояния», «Хоралы», «Люди-свечи». Были представлены произведения и из уже более известных серий «Тюбик», «Квадраты». Хронологически выставка охватывала все три десятилетия творчества художника от конца 1950-х до конца 1980-х годов. Творчество Михнова-Войтенко, разворачивалось в неблагоприятной среде, в атмосфере непонимания и неприятия, но созданные десятилетия назад работы и сейчас поражают энергией, удивительной свободой и культурой.

В будущем возможны выставки и в других городах. Музей открыт для сотрудничества.