• Главная
  • Архив журнала
  • Оглавление - 2(04)2011
  • Личность
  • Людвиг Карлович Минерт. Архитектор, педагог, художник...
  • Людвиг Карлович Минерт. Архитектор, педагог, художник

    Д.Д. Бушма

    493
  • Автопортрет. 1948
    Автопортрет. 1948
    Л.К. Минерт
    Музей истории архитектуры Сибири имени С.Н. Баландина

    В собрании Музея истории архитектуры Сибири имени С.Н. Баландина почетное место занимают изобразительные и документальные материалы персональных архивов педагогов сибирской архитектурной школы. Свыше четырехсот предметов относится к коллекции, посвященной Людвигу Карловичу Минерту – выдающемуся сибирскому архитектору, исследователю, педагогу, живописцу. Музейные предметы датируются 1931-1995 годами. Среди них – монографии, оттиски статей, архитектурные проекты, фоторепродукции картин, эскизы, фотоархив и коллекции открыток. Насыщенный и разносторонний мемориальный фонд отражает сложную, но необыкновенно плодотворную творческую судьбу архитектора и художника.

    Людвиг Карлович Минерт родился 2 октября 1919 года на Украине, в селе Лишня Бышевского района Киевской губернии. Самым ранним документом об образовании, который получил будущий доктор архитектуры и профессор архитектурного института, стало свидетельство об окончании четырехклассной немецкой трудовой школы. За первыми «университетами» последовали дальнейшие: Киевский железнодорожный строительный техникум и Киевский инженерно-строительный институт. В августе 1941 года, вскоре после начала Великой Отечественной войны, Людвиг Минерт был эвакуирован и продолжил учебу по специальности «архитектура» в Новосибирском инженерно-строительном институте (НИСИ) имени В.В. Куйбышева.

    Судьба сложилась так, что в 1943 году студента Минерта, немца по происхождению, мобилизуют на стройки НКВД (МВД). В труднейших условиях войны силами ссыльных работников возводились стратегически важные для государства объекты. Л.К. Минерт, имевший уже неоконченное высшее образование, был на этом строительстве бригадиром, десятником. Память о годах испытаний навсегда остается с теми, кто прошел через ГУЛАГ. И все же воля к плодотворной жизни и творчеству не были сломлены в сердце Людвига Карловича. В 1947 году он был откомандирован для продолжения учебы в НИСИ имени В.В. Куйбышева.

    Титульный лист дипломного проекта Л.К. Минерта. 1950
    Титульный лист дипломного проекта Л.К. Минерта. 1950
    Музей истории архитектуры Сибири имени С.Н. Баландина

    В музее Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии (НГАХА) имеются листы из курсовых и дипломных проектов Л.К. Минерта 1943 -1950 годов (под руководством архитектора-художника В.С. Масленникова; профессора, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, доктора технических наук А.Д. Крячкова; профессора, доктора архитектуры Е.А. Ащепкова). Уже на них, в изображениях фасадов жилого дома и библиотеки для Новосибирска, можно узнать черты крупных общественных зданий, которые через несколько лет будут возведены по проектам архитектора Минерта в Улан-Удэ. Еще во время учебы в НИСИ, в 1948 - 1949 годах, Л.К. Минерт начинает работать в проектной организации «Новосибпроект». В 1950 году он получил диплом архитектора «с отличием» и был направлен на работу в «Бурмонголпроект» – ведущую проектную организацию Бурят-Монгольской АССР. Градостроительные особенности города Улан-Удэ, прошедшего за трехсотлетнюю историю путь от Удинского острога, форпоста русских первопроходцев, до развитого торгового города Верхнеудинска и республиканской столицы, станут темой успешно завершенной диссертации Л.К. Минерта на соискание степени кандидата архитектуры (1961).

    В Улан-Удэ по проектам Л.К. Минерта, индивидуальным и в соавторстве с опытными архитекторами А.Р. Вампиловым и Д.Н. Меньшиковым, построены здания Дома художника (1952 - 1953), Дома политического просвещения (1951 - 1957), городской АТС (1952 - 1955), аэровокзала (1954 - 1959), комбината «Забайкаллес» и Госкомитета телевидения и радиовещания БМАССР (1955 - 1959), республиканской больницы (1952); созданы интерьеры клубов стеклозавода, мясокомбината и авиационного завода, жилые дома. Несмотря на то, что Л.К. Минерт работал в Улан-Удэ всего около пяти лет, ему довелось принять участие в формировании облика центральной части столицы Бурятии. В наши дни на открытках и интернет-страницах с видами Улан-Удэ в первую очередь встретятся здания, либо построенные по проектам архитектора, либо пристально изученные им в историческом развитии (церкви и соборы, постройки XVIII - начала ХХ века).

    Проект здания краеведческого музея Бурят-Монгольской АССР. Улан-Удэ. 1955
    Проект здания краеведческого музея Бурят-Монгольской АССР. Улан-Удэ. 1955
    Л.К. Минерт
    Музей истории архитектуры Сибири имени С.Н. Баландина

    В 1955 году Л.К. Минерт возвращается в НИСИ имени В.В. Куйбышева на должность старшего преподавателя, а затем доцента, заведующего кафедрой рисования, и. о. профессора [6]. В 1955 – 1956 годах он участвует в ряде проектов «Сибгипрогорсельстроя» (Красноярск) [3].

    Преподавательской работе Л.К. Минерт посвятит 40 лет. Талантливый художник, Людвиг Карлович не только обучает студентов рисовать, но и сам создает более ста семидесяти живописных полотен и графических рисунков, регулярно принимает участие в выставках и сам их организует. Темы работ Людвига Минерта – красота природы, могучие сибирские пейзажи и яркие зарисовки из путешествий по Европе и Азии, дышащие историей улицы и площади Москвы и Ленинграда, молодые коммунистические стройки. Кроме того, среди фотокопий картин Л.К. Минерта в музее НГАХА сразу привлекают внимание его красочные натюрморты.

    Невероятно насыщена и плодотворна научная деятельность Л.К. Минерта. Он глубочайшим образом исследует «пионерскую» область в истории архитектуры – генезис бурятской и монгольской архитектуры, буддийской культовой архитектуры в России, делает множество публикаций по этой материально обширной, но малоизученной теме. В 1983 году выходят две его монографии «Архитектура Улан-Удэ» [4] и «Памятники архитектуры Бурятии» [5] с большим количеством иллюстраций: фотографий и рисунков, сделанных с натуры и на основе архивных материалов. В ходе работы над монографиями автор реконструирует в графике большое число памятников градостроительного искусства и архитектуры. Архитектор-градостроитель Б.И. Оглы в статье «Новая книга по истории архитектуры и градостроительству Сибири» [7], рецензирующей «Памятники…», отмечает, что «…публикацию книги можно рассматривать как настоящий подарок архитекторам, работающим над вопросами реконструкции и застройки старых городов Бурятии, а также учреждениям охраны и реставрации памятников архитектуры». Академик АН СССР А.П. Окладников в предисловии к изданию «Памятников…» подчеркивает высокий профессиональный уровень работы и указывает, что исследование Л.К. Минерта «…обобщает безмерное богатство архитектурных форм, русских и бурятских, <…> является результатом большого и увлеченного труда ее автора». Один из старейших архитекторов Улан-Удэ, А.Р. Вампилов, в своей рецензии на выход «Памятников…» в журнале «Байкал» [1] с сожалением отмечает, что «…книга вышла очень небольшим тиражом и далеко не все желающие, даже специалисты, смогли ее приобрести».

    В конце 1989 года, после выделения архитектурного факультета НИСИ в самостоятельный Новосибирский архитектурный институт, Л.К. Минерт переходит в него на должность профессора кафедры рисунка, живописи и скульптуры. В этом же году, на базе нового института, он защищает диссертацию «Архитектура Бурятии с древнейших времен и до начала ХХ века» и получает степень доктора архитектуры. Удачная защита существенно укрепляет позиции молодого сибирского архитектурного ВУЗа. В НАрхИ издаются авторские методические пособия Л.К. Минерта «Рисунок фигуры человека», «Рисунок архитектора: задачи и специфика» и другие.

    До 1995 года Людвиг Карлович продолжает работу в институте, затем переезжает в Германию к сыну [2]. Жизнь Людвига Карловича Минерта завершилась в Берлине, 10 июня 2003 года, в возрасте 83 лет.

    Экспозиция музея НГАХА, дополненная мемориальными предметами из архива супруги архитектора, Т.А. Минерт, традиционно привлекает большое внимание всех посетителей. Мастерски исполненные учебные и профессиональные архитектурные проекты, созданные в технике акварельной и тушевой отмывки, демонстрируют качество и глубину архитектурно-художественного образования в традициях сибирской архитектурной школы.

    В 2010 году Музей подготовил к изданию каталог-путеводитель, посвященный Л.К. Минерту.

    ЛИТЕРАТУРА

    1.

    Вампилов А.Р. «Архитектурная летопись Бурятии» // «Байкал», орган Союза писателей Бурятской АССР. 1984, № 6. – С. 126-127. [Музей НГАХА, ФА, инв.№ 1102, з.3, в.8, Э54].

    2.

    Заявление Минерта Л.К. на выдачу заграничного паспорта, с библиографическими данными. ~1995. 2 с. [Музей НГАХА, ФА, инв.№ 1586, з.3, в.8, Э58].

    3.

    Минерт Людвиг Карлович // Слабуха А.В. Архитекторы Приенисейской Сибири. К. ХIX – н. ХХI вв.: Иллюстрированный биографический словарь: 540 имен. - М. : Прогресс-Традиция, 2004. – С. 213-214.

    4.

    Минерт Л.К. Архитектура Улан-Удэ. - Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1983. – 248 с. [Музей НГАХА, ФА, инв. № 1106, з.3, в.8, Э31].

    5.

    Минерт Л.К. Памятники архитектуры Бурятии / предисловие А.П. Окладникова. – - Новосибирск : Наука, 1983. – С. 3-7. [Музей НГАХА, ФА, инв.№ 1107, з.3, в.8, Э30].

    6.

    Новосибирский инженерно-строительный институт имени В.В. Куйбышева: сборник / тех. ред. Г.М. Субботина. – - Новосибирск, 1968. – 191 с.

    7.

    Оглы Б.И. Новая книга по истории архитектуры и градостроительству Сибири // Известия СО АН СССР. Серия истории, филологии и философии. – 1985. Вып. 1. – С. 60-61.