• Главная
  • Архив журнала
  • Оглавление - 2(04)2011
  • Выставочные залы
  • Мастер классической гравюры...
  • Мастер классической гравюры

    О.А. Черепенина

    357
  • Лист из альбома ксилографий «Петербург. Руины и Возрождение». 1923
    Лист из альбома ксилографий «Петербург. Руины и Возрождение». 1923
    П.А. Шиллинговский

    18 мая 2011 года, в Международный день музеев, в Новосибирском художественном музее открылась выставка произведений Павла Александровича Шиллинговского (1881 - 1942), посвященная 130-летию со дня рождения этого выдающегося художника. В историю русского искусства он вошел в качестве мастера офорта, литографии и гравюры на дереве. Выходец из Бессарабии, Шиллинговский окончил Одесское художественное училище, затем Академию художеств в Петербурге. Получив в 1911 году звание художника-живописца, он снова возвращается в Академию, в мастерскую В.В. Матэ – талантливейшего педагога, воспитавшего целую плеяду известных художников-графиков. Позже, в 1930-е годы, профессор Шиллинговский добился возрождения и сам возглавил графическую мастерскую Академии художеств.

    Коллекция работ Шиллинговского, принадлежащих музею, невелика, тем не менее, она включает известные его произведения. Представленные в экспозиции листы демонстрируют присущие художнику безукоризненный художественный вкус и техническое совершенство.

    Его знаменитый, ставший классическим цикл «Петербург. Руины и Возрождение» исполнен в технике ксилографии. Альбом, состоящий из 10 станковых гравюр, был издан в 1923 году. Один из 500 его экземпляров (под № 273), подписанных автором, хранившийся в Государственном Русском музее в Петербурге, в 1967 году был передан в Новосибирскую картинную галерею.

    Художник запечатлел пустынный, израненный город после интервенции. Везде приметы сурового времени: руины домов, груды щебня, фигурки людей, бредущих между развалин или разбирающих на дрова огромную баржу. Но четкие и строгие силуэты величественных петербургских зданий – Зимнего дворца, Литовского замка, Адмиралтейства, Биржи – выступают символом вечной красоты, торжествующей над войнами и стихиями. В предисловии к альбому архитектор Ф.Г. Беренштам писал: «Народные бедствия, война, волнения и пожары, вспышки, взрывы, революции оставляли всегда особенно ярко своеобразно свой след и отпечаток на больших городах, давая грандиозную подчас, а иногда хотя и маленькую, но полную ужаса и трагизма картину. Столицы древнего Египта, Греции, Рима, Германии, Англии, Франции переживали эти грозные, тяжкие моменты. Одни гибли безвозвратно, другие возрождались и расцветали вновь».

    Зимний дворец и Адмиралтейство в 1921 году. Лист из альбома ксилографий Петербург. «Руины и Возрождение». 1923
    Зимний дворец и Адмиралтейство в 1921 году. Лист из альбома ксилографий Петербург. «Руины и Возрождение». 1923
    П.А. Шиллинговский

    Тема альбома раскрывается уже на рисунке обложки: слева каменная руина, вдали Исаакиевский собор, справа строительные леса – знак скорого возрождения. Для автора Петербург не только блистательный памятник прошлого, но и город великого будущего. Ясная уравновешенность композиции, строгость рисунка, тщательная проработка деталей говорят о влиянии на Шиллинговского мастеров классической гравюры прошлых веков. В листах цикла господствуют выразительные силуэты, яркие контрасты черного и белого. Форма моделируется маленькими гибкими штрихами, обогащая тональное решение гравюр. Безукоризненная техника, некая холодная отстраненность автора от изображаемого не лишает созданный Шиллинговским образ Петербурга скрытого напряжения; за внешним оцепенением города ощутима способность к преображению, к новой жизни.

    Обладая высокой графической культурой, Шиллинговский прекрасно чувствовал особенности любой техники, к которой обращался. Размеренный, чеканный строй его гравюр сменяется на более непринужденный и легкий язык в литографиях. Лиризмом, задумчивой тишиной наполнены его листы из широко известной серии литографированных пейзажей «Пушкинские места» – «Село Михайловское», «Село Петровское» 1929 года.

    Художник много путешествовал и всегда привозил из поездок большое количество рисунков, этюдов маслом. Особенно плодотворно было его пребывание на юге – в Крыму, республиках Закавказья. Большое место в его творчестве занимает изображение гор (литография «Горный пейзаж» 1925 года). Единственное в коллекции музея живописное произведение Шиллинговского – его яркий декоративный этюд «Кахетия» 1935 года – изображает залитую солнцем улочку грузинского селения.