• Главная
  • Архив журнала
  • Оглавление - 3(05)2011
  • Выставочные залы
  • Мастера сибирского искусства ХХ века: К.Я. Баранов...
  • Мастера сибирского искусства ХХ века: К.Я. Баранов

    С.П. Голикова

    390
  • Прокатный цех. 1932
    Прокатный цех. 1932
    К.Я. Баранов

    Среди разнообразных фондовых выставок, которые Новосибирский государственный художественный музей предлагает своим посетителям, выделяется серия небольших экспозиций «Мастера сибирского искусства ХХ века». Она знакомит зрителей с хранящимся в музейном собрании наследием тех художников края, работы которых были хорошо известны современникам, но, по различным причинам, оказались почти забытыми в наши дни.

    Вслед за прошедшими ранее выставками произведений С.Л. Белоголового, Н.Н. Нагорской, А.Г. Заковряшина в августе 2011 года открылась экспозиция, посвященная творчеству Константина Яковлевича Баранова (1910 – 1985) - одного из самых талантливых графиков, работавших в Сибири в 1930-е годы. Произведения этого автора не только привлекают внимание к его неординарной творческой личности, но и отражают характерные черты региональной художественной культуры названного времени, позволяют представить стилистические возможности линогравюры – одной из наиболее популярных гравировальных техник этих лет.

    Лишь одно десятилетие долгой творческой жизни К.Я. Баранова связано с Новосибирском. Он приехал сюда в 1930 году, завершив занятия в художественной студии И.Л. Копылова в Иркутске. Оказавшись в активной профессиональной среде тогдашнего Новосибирска, молодой художник получил возможность развивать свое дарование в станковой, книжной и журнальной графике, участвовать в значительных выставках. Годы, проведенные в нашем городе, стали временем становления и совершенствования его мастерства в искусстве линогравюры, способной воспроизводить напряженные контрасты темного и светлого, показывать мелкие детали или, напротив, подчеркивать выразительность обобщенных силуэтных форм. Испытав влияние выдающихся графиков первой половины ХХ века В.А. Фаворского, А.И. Кравченко, П.Н. Староносова, К.Я Баранов стремительно осваивает художественный язык гравюры на линолеуме и достигает в своих произведениях виртуозности энергичных линий, увлекательной зрелищности, взволнованной эмоциональности образов.

    Оленьи упряжки. Иллюстрация к «Северным сказкам» М. Ошарова. 1935
    Оленьи упряжки. Иллюстрация к «Северным сказкам» М. Ошарова. 1935
    К.Я. Баранов

    В работах К.Я. Баранова нашли яркое воплощение две магистральные темы сибирского искусства 1930-х годов – этнографическая и индустриальная. Интерес к культуре коренных народов края, возникший у художника еще в иркутской студии, зрело и глубоко проявился в иллюстрациях к «Песням Алтая» И. Ерошина и – в особенности – к «Северным сказкам» М. Ошарова. Гравюры, исполненные для этой книги, отличаются красотой тонкого, гибкого штриха, своеобразием сложных композиций, передающих цельный, поэтический взгляд на устройство мира, присущий фольклору исконных жителей сибирского Севера. За эти иллюстрации Баранов был удостоен второй премии на Всесоюзной выставке гравюр художников районной печати в 1937 году.

    Еще одной работой, принесшей ему эту награду, стала линогравюра «Панорама Кузнецкого металлургического завода», посвященная, как и многие другие произведения художника, труду кузбасских шахтеров и металлургов. В таких листах свойственное эпохе представление о современной жизни выражается в насыщенных, полных движения композициях, в динамичных ракурсах, в смелом сопоставлении разномасштабных изображений.

    С 1940 года К.Я. Баранов жил в Алма-Ате. Его произведения зрелых лет обретают лаконичность и ясную простоту гравировальной манеры; в трактовку привычных сюжетов входят новые лирические интонации.