Неизвестный автопортрет

08 апреля 2012
В.А. Варнек
Автопортрет
  Автопортрет
  А.Г. Варнек
  Собственность А.А. Варнека. Страсбург. Франция.
 
 
 

Нашего деда, Александра Николаевича Варнека (1892–1972), правнука художника-портретиста Александра Григорьевича Варнека (1782–1843), мы с братом Александром никогда не видели. Его, школьного учителя, репрессировали в 1935 году и выслали из Ленинграда вместе с семьей – женой, тремя маленькими детьми и матерью. В Деле № 23150, с которым мы смогли ознакомиться в 2004 году, написаны такие слова: «Осужден 20.03.1935 как социально опасный преступник за дворянство. В 1940 г. реабилитирован».

Отправляясь в ссылку в один из удаленных районов Башкирии, А.Н. Варнек передал в дар Русскому музею через доверенное лицо, Елизавету Ефимовну Суздальскую, те несколько работ А.Г. Варнека, которые хранились в семье. Это были автопортрет и портрет жены художника, выполненные маслом, а также пять акварелей (итальянские пейзажи). Забрать с собой в ссылку портреты предков было, конечно, немыслимо, однако один небольшой автопортрет своего прадеда Александр Николаевич все-таки захватил с собой вместе с лекциями по математике, физике и астрономии.

В 1973 году, когда деда уже не было в живых, наш отец, Алексей Александрович Варнек, разыскал свою сестру Елизавету Александровну, старшую дочь А.Н. Варнека от второго брака, которая разделила вместе с семьей все тяготы ссылки и проживала к тому времени в селе Кощаково под Казанью. Приехав на первую встречу с братом в город Конотоп, она привезла ему в подарок некоторые реликвии семьи, в том числе и портрет художника, который, по словам тети Лизы, наш дед называл автопортретом. Автопортрет этот в простой рамке долгие годы висел на стене его деревенского дома. Дальнейшие наши контакты с тетей Лизой привели к тому, что мы все больше стали интересоваться своей родословной, а также жизнью и творчеством далекого предка – художника Варнека. В результате этого в последующие годы у нас появились некоторые публикации по теме наших изысканий [1-9].

Исследователь творчества А.Г. Варнека В.С. Турчин так писал о нем в своей статье «Полузабытый мастер»: «Современники высоко оценивали значение творчества Варнека. Они сравнивали его с Кипренским, называя того и другого «русским Ван-диком» <…> Большинство же авторов журнальных статей находили особенность дарования портретиста в том, что его живопись давала эффект совершенного подражания натуре. Как никто из современных ему художников Варнек умел передавать сходство в портретах» [10].

А.Г. Варнек создал за свою жизнь большую галерею изображений современников, в том числе портреты президентов Академии художеств А.С. Строганова и А.Н. Оленина, скульптора И.П. Мартоса, историка Н.М. Карамзина, архитектора В.П. Стасова, балерины Е.И. Колосовой, поэтессы А.П. Буниной, героев Отечественной войны 1812 года генералов П.П. Коновницына и А.А. Тучкова. А еще в его наследии имеется целый ряд автопортретов. Трудно сказать, чем руководствовался художник, создавая их, но нам кажется, что не только стремлением сохранить свой облик для потомков. В.С. Турчин в своей монографии высказывает суждение о том, что Варнек писал автопортреты в какие-то поворотные мгновения в своей судьбе, оставляя своеобразные «документы самочувствия» и словно «меряя» искусством сложившийся к этому времени образ [11].

Полагая, что неизвестный ранее автопортрет Варнека может быть интересен не только потомкам художника, мы с братом решили, что я приведу его в настоящей статье. Но прежде сообщу в ней краткую информацию о других его автопортретах, позаимствованную из книги Турчина [11], каталога Государственной Третьяковской галереи (ГТГ) [12] и каталога Государственного Русского музея (ГРМ) [13]. Перечень данных автопортретов приведен ниже; цифры перед их названием соответствуют порядковому номеру произведения в списке работ художника, составленным В.С. Турчиным [11]. Комментарий к перечню автопортретов принадлежит автору настоящей публикации.

69. Автопортрет с палитрой и кистями в руке. 1805-1806

Выполнен в Италии. В ГТГ поступил из Цветковской галереи (ЦГ) в 1929 году. На выставках, в том числе за рубежом, экспонировался более десяти раз. Воспроизведен во многих изданиях, в частности, в альбоме «Русские художники от А до Я» [14]. Нельзя не заметить, однако, что в этом альбоме, переиздававшемся уже несколько раз, воспроизведено не истинное, а зеркальное изображение художника.

В словаре «Русские художники» [15] «Автопортрет с палитрой и кистями в руке» назван программным произведением нового художественного направления — романтизма, формировавшегося в Европе в первое десятилетие XIX века, выразителем которого в русской живописи наряду с Кипренским стал Варнек.

Автопортрет в бархатном берете, с рейсфедером. 1810-е
  Автопортрет в бархатном берете, с рейсфедером. 1810-е
  А.Г. Варнек
  Государственный Русский музей [Ж-5232]
 
 
 

81. Автопортрет. 1810

Холст, масло. 45X36. Государственная Третьяковская галерея [№ 24701].

В ГТГ поступил из ЦГ в 1925 году [9]. В сообщается, что «Автопортрет» был воспроизведен лишь в одном издании 1925 года и только однажды показывался на выставке в 1894 году. Турчин, тем не менее, много внимания уделяет автопортрету 1810 года, который критиком Н.Г. Тарасовым назван одним из лучших произведений Варнека [11]. Однако в каталоге ГТГ 2005 года автопортрет этот уже не значится.

159. Автопортрет в бархатном берете, с рейсфедером. 1810-е А.Г. Варнек

Находился во второй половине XIX века в собрании ученика Варнека, коллекционера Н.Д. Быкова (1812-1884). Подарен Русскому музею в 1902 году Д.И. Толстым. Воспроизводился в печатных изданиях и выставлялся в умеренной степени.

160. Автопортрет в бархатном берете, с рейсфедером. 1810-е

Холст, масло. 63,3X52,5. Государственная Третьяковская галерея [Ж-158]

Повторение-вариант портрета ГРМ (№ 159). Приобретен П.М. Третьяковым непосредственно у Быкова в 1884 году. Из пояснительной записки к портрету в каталоге ГТГ 2005 года вытекает, что он был написан в 1814 году. Это уточнение даты, указанной выше (1810-е), является весьма важным, так как в [11] сделан вывод, что данный автопортрет был написан позже автопортрета, освещенного сзади, который датирован Турчиным 1816 годом. Автор цитируемой монографии уделяет в ней большое внимание автопортрету в бархатном берете и полагает, что на нем запечатлен облик Варнека-академика, утверждающего значение своего труда художника (С.64, 65).

Портреты из ГРМ и ГТГ иногда различают по цвету берета – в первом случае он синий, а во втором – черный.

Автопортрет, освещенный сзади. 1816
  Автопортрет, освещенный сзади. 1816
  А.Г. Варнек
  Научно-исследовательский музей Российской академии художеств [Ж-212]
 
 
 

108. Автопортрет, освещенный сзади. 1816

Автопортрет находился вначале у автора, а в 1830 году был подарен им Академии художеств (АХ). Экспонировался неоднократно (последний раз в октябре 2009 года на выставке в НИМ РАХ). Указанная выше датировка принадлежит Турчину, который предположил, что данный портрет является парным портрету жены художника, исполненному им в 1816 году [11]. В [16], где автопортрет воспроизведен, указана более поздняя дата – 1824 год. Визуальная оценка возраста портретируемого дает нам основание отдать предпочтение второй из этих дат. В этом году художник стал совмещать свою работу в АХ с работой хранителя эстампов и рисунков старых мастеров в Императорском Эрмитаже. Если считать, согласно Турчину, что автопортреты художник писал в переломные моменты своей жизни, то 1824 год вполне можно отнести к таковым.

* Автопортрет. Конец 1820-х – начало 1830-х

Холст, масло. 48,7X38,6. Государственная Третьяковская галерея [9283].

Автопортрет до 1884 года находился в коллекции Быкова, в начале 1890-х оказался в ЦГ, откуда в 1927 году поступил в ГТГ.

Сведения о данном произведении имеются у Турчина и в каталоге ГТГ 2005 года [12], при этом в [11] «Автопортрет» не имеет отдельного номера и считается повторением «Автопортрета, освещенного сзади». Обращает на себя внимание большое различие дат написания оригинала (1816 по Турчину) и повторения. Компромиссной датой, снимающей это противоречие, может быть 1824 год (см. выше).

Автопортрет (?). 1820-е
  Автопортрет (?). 1820-е
  А.Г. Варнек
  Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник [№ 291]
 
 
 
Автопортрет в пожилом возрасте. 1830-е
  Автопортрет в пожилом возрасте.
1830-е
  А.Г. Варнек
  Государственный Русский музей [8389]
 
 
 

207. Автопортрет (?). 1820-е

Поступил в музей в 1921 году из экспертной комиссии при Внешторге. На подрамнике его имеется табличка с надписью «Варнекъ».

В 2005 году издательство «Белый город» выпустило в серии «Сокровища русского искусства» альбом, посвященный Рыбинскому музею-заповеднику, в котором данная работа Варнека воспроизведена под названием «Портрет неизвестного с орденом св. Владимира 4-й ст. с бантом». В сопроводительном тексте говорится: «В Портрете неизвестного личное отношение живописца к модели настолько сильно, что работа долгое время воспринималась как автопортрет. Однако А.М. Горшман обратил внимание на то, что на груди изображенного мужчины средних лет, одетого в гражданское платье, – орден св. Владимира с бантом, выдававшийся только за боевые заслуги, которых не имел автор».

Возможно, это и так, но нельзя не заметить, что «неизвестный мужчина» очень уж напоминает «известного мужчину» с «Автопортрета, освещенного сзади». Кроме того, орден св. Владимира 4-й степени у Варнека тоже был. Получил он его, побывав в сложное время в командировке в Варшаве.

218. Автопортрет в пожилом возрасте. 1830-е

Поступил в музей в 1935 году от А.Н. Варнека. Упоминается в объяснительной записке художника в Академию художеств от 18 февраля 1835 года среди произведений, исполненных в 1830-1835 годах [11]. Из записки следует, что Варнек выполнил в течение этого времени два автопортрета, однако о втором из них Турчин ничего не говорит. Можно предположить, что «Автопортрет в пожилом возрасте» был написан в 1831 году, когда А.Г. Варнеку было присвоено звание профессора 2-й степени (5 февраля 1831 года).

Замечу, что «Автопортрет в пожилом возрасте» мы с братом впервые увидели среди иллюстраций в монографии Турчина после ее выхода в свет, и он показался нам самым обычным. Совсем другое впечатление произвел на нас оригинал, когда осенью 2004 года мы впервые увидели его в запасниках ГРМ. Переведя глаза с других работ художника на его автопортрет, мы поначалу просто оторопели: на нас пристальным и словно изучающим взглядом смотрел живой человек. От Турчина, а также из других публикаций нам было известно, что в некоторых своих работах художник добивался такой передачи образа, когда человек на его портрете казался живым. А здесь мы сами стали очевидцами этого эффекта, который на иллюстрации, к сожалению, не обнаруживается. Возможно, именно так художник смотрел на свою модель, приступая к работе над новым портретом.

Автопортрет с трубкой. Конец 1820-х (?), конец 1830-х (?)
  Автопортрет с трубкой. Конец 1820-х (?), конец 1830-х (?)
  А.Г. Варнек
  Государственная Третьяковская галерея [№162]
 
 
 

210. Автопортрет с трубкой. Конец 1820-х (?), конец 1830-х (?)

Приобретен П.М. Третьяковым у Н.Д. Быкова [12]. Следует заметить, что даты написания «Автопортрета с трубкой» в [11] и [12] существенно различаются: согласно Турчину, автопортрет был написан в конце 1820-х, а в каталоге ГТГ он датируется концом 1830-х годов. Вторая из этих дат представляется более правдоподобной, но любопытно то, что обе даты не попадают в тот временной интервал, за который художник отчитывался в 1835 году. Выходит, что до «Автопортрета с трубкой» художник выполнил еще один автопортрет. Не тот ли это автопортрет, который вместе с нашим дедом находился в ссылке? Предполагаем, что это он и есть.

Ракурс модели, который художник избрал для представляемого здесь автопортрета, близок к ракурсу на «Автопортрете в пожилом возрасте». Однако небольшие различия в повороте головы портретируемого и направлении его взгляда создают у зрителя другое впечатление об изображенном человеке, на которое, несомненно, влияют его торжественный вид и награды – знак отличия за педагогические успехи (29 сентября 1813 года), знак отличия беспорочной службы за 25 лет (22 августа 1830 года), орден св. Владимира 4 степени за успешное выполнение поручения по доставке из Варшавы в Петербург художественных ценностей (27 июля 1832 года).

Приняв во внимание даты получения наград, дату написания художником Объяснительной записки в Академию, а также дату получения Варнеком очередного знака отличия беспорочной службы за 30 лет (22 августа 1835 года), можно установить временные границы исполнения неизвестного автопортрета. Нижняя граница определяется датой получения ордена (27 июля 1832 года), а верхняя – временем написания Объяснительной записки (18 февраля 1835 года). Отсюда следует, прежде всего, что представленный здесь неизвестный автопортрет был написан несколько позже «Автопортрета в пожилом возрасте» (ГРМ), но раньше «Автопортрета с трубкой» (ГТГ). Учитывая, что автопортреты художник создавал в поворотные мгновения в своей судьбе [11], можно предположить, что обсуждаемый нами автопортрет он исполнил в связи с присвоением ему звания заслуженного профессора живописи (27 сентября 1834 года).

Замечу, что на многих портретах Варнека зрачки модели находятся в уголках глаз, а взгляд направлен на зрителя. На демонстрируемом здесь автопортрете зрачки скошены влево еще сильнее, и это создает ощущение того, что художник «погрузился в себя» и глубоко задумался (взгляд в никуда). Еле заметная улыбка говорит о том, что мысли эти приятные и грустные одновременно.

Примечания


1 Варнек В.А., Варнек А.А. Художник-портретист А.Г. Варнек и его потомки. – Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2004.
2 Варнек В.А., Варнек А.А. Исследователь Арктики А.И. Варнек. – - Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2004.
3 Варнек В.А. Портретная галерея почетных членов РАН. // Наука в Сибири (еженедельник). № 14. Апрель 2005.
4 Варнек В.А. Генеалогические находки. // Наука в Сибири (еженедельник). № 11. Март 2007.
5 Варнек В.А. Художник-портретист и педагог А.Г. Варнек. – - Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2007.
6 Варнек В.А. К истории портрета И.О. Потоцкого. // Наука в Сибири (еженедельник). № 28-29. Июль 2007.
7 Варнек В.А. История портретов двух генералов. // Наука в Сибири (еженедельник). № 7-8. Февраль 2008.
8 Варнек В.А. Два портрета – две судьбы. // Наука в Сибири (еженедельник). № 27. Июль 2010.
9 Варнек В.А. Нашелся «Портрет живописца»? // Наука в Сибири (еженедельник). № 34-35. Сентябрь 2010.
10 Турчин В.С. Полузабытый мастер // Художник. 1976. №8. С. 46-49.
11 Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек, 1782-1843. – - М. : Искусство, 1985.
12 Государственная Третьяковская галерея. Живопись первой половины XIX века. Каталог собрания. Т. 3. – - М. : Сканрус, 2005.
13 Государственный Русский музей. Живопись. Первая половина XIX века (А-И) / Альманах. Вып. XIX. – - СПб. : Palace Editions, 2002.
14 Русские художники от А до Я. Альбом. – - М . : Слово / Slovo, 2003.
15 Русские художники: Энциклопедический словарь. – - СПб. : Азбука, 2000.
16 Эрмитаж. История и современность. 1764-1988. / под редакцией И.И. Никонова. – - М. : Искусство, 1990.