• Главная
  • Архив журнала
  • Оглавление - 1(07)2012
  • Этюды о картинах
  • «Дымковская фантазия» Николая Грицюка...
  • «Дымковская фантазия» Николая Грицюка

    К.Е. Прусов

    351
  • Дымковская фантазия. 1970
    Дымковская фантазия. 1970
    Н.Д. Грицюк

    Творческая биография Николая Демьяновича Грицюка (1922 – 1976) – мастера, яркий и своеобразный талант которого очаровывает одних зрителей и вызывает недоумение и неприятие у других - отражает все этапы становления «художника-импровизатора». Грицюк начинал с реалистических работ, а для его поздних произведений характерны фантазийность и абстрактное восприятие мира.

    Одним из источников фантазийных мотивов Н.Д. Грицюка было обращение к народному творчеству, национальным традициям, к образной системе русского искусства. «Недаром, - вспоминал И.О. Фоняков, - на стеллаже в мастерской Грицюка однажды вдруг появилась маленькая колония дымковских коников и куколок» 1. В созданных художником композициях на тему дымковской игрушки преобладает радостное, оптимистическое мироощущение, отражающее нарядную красочность предметов этого народного промысла.

    В экспозиции мемориального зала Н.Д. Грицюка в Новосибирском художественном музее можно увидеть один из вариантов «дымковских фантазий» художника, в основе которого - традиционные для дымковского промысла фигурки (водоноски, коняшки, индюки), полоски, точки, цветочные глазки их яркой орнаментальной росписи. Эта работа схожа со многими подобными композициями, однако ряд качеств отличает ее от других фантазий Грицюка на эту тему. Контрасты красного, оранжевого с синим создают «фееричный», «волшебный» колорит, говорящий о настроении мастера. Линия четко ограничивает цветовые плоскости, отделяет их от фона. Богатство и разнообразие красочных плоскостей роднят это произведение с мозаикой. Грицюк продумывает положение каждого элемента, из-за чего картина утрачивает черты эмоциональной спонтанности. Ритмическая организация «кристаллов» фантазии, в основе которой - контраст цветов и многообразие положений элементов изображения, берет на себя ведущую роль. Именно ритм привлекает глаз зрителя, удерживает его перед работой.

    Дымковские игрушки являются здесь не просто предметом изображения. Они – предмет диалога художника и времени со зрителем, который ведется на языке национальных традиций, вовлекая человека в мир русского народного творчества и веселого праздника. «Дымковская фантазия» рисует не только придуманную картину старины с элементами современной городской жизни, в ней выражается мироощущение художника ХХ века, его духовное состояние. Эта композиция отличается аллегоричностью, которая побуждает зрителя к игре собственного воображения.

    Если вы хотите получить положительные эмоции от посещения художественного музея – советуем увидеть «Дымковскую фантазию». Пусть она станет началом приятного знакомства с коллекцией музея и погрузит вас в мир сказочных фантазий, в мир притягательной старины!

    ПРИМЕЧАНИЯ

    1. И. Фоняков. Утверждение жизни / Сибирские огни. 1973, № 6.