• Главная
  • Архив журнала
  • Оглавление - 1(07)2012
  • Листы календаря
  • В память о мастере...
  • В память о мастере

    С.А. Беляева

    424
  • Весна. Красный камень. 1963
    Весна. Красный камень. 1963
    Н.Д. Грицюк

    У мемориального зала Николая Демьяновича Грицюка (1922 – 1976) в Новосибирском художественном музее – особый статус. Будучи неотъемлемой частью постоянной экспозиции музея, он обновляется чаще, чем другие ее разделы. Причина таких обновлений заключена не только в том, что работы этого художника, как и любые графические произведения, нуждаются в периодическом «отдыхе» от солнечного света. Меняя экспозицию зала, вводя в нее давно не выставлявшиеся произведения из запасников, сотрудники музея стремятся как можно более полно и многогранно знакомить зрителей с наследием замечательного мастера, сохранять память о нем живой и незастывшей.

    Новый вариант экспозиции мемориального зала был представлен посетителям музея 10 февраля 2012 года, в день 90-летия Н.Д. Грицюка.

    Н.Д. Грицюк – художник, любимый и почитаемый не только в Новосибирске, где он жил и работал, не только в своей стране, но и за ее пределами. Произведения, принадлежащие его кисти, всегда узнаваемы в ряду других, несмотря на разнообразие манер и приемов, потому что, как каждому истинному мастеру, Грицюку присущ свой собственный неповторимый стиль.

    Николай Демьянович окончил художественный факультет Московского текстильного института в 1951 году. В то время в институте еще сохранялась методика преподавания А.В. Куприна, и Грицюк органично воспринял ряд купринских установок. Но по-настоящему знаменательным стало знакомство с педагогом В.В. Почиталовым, бережно сохранявшим творческую индивидуальность каждого студента. В сложной системе воздействий на мировоззрение и художественные взгляды Грицюка свою роль сыграли и мирискусники, и импрессионисты, и творчество таких мастеров, как Ван Гог, Сезанн, Утрилло, Пикассо, Матисс, Рылов, Кончаловский, Лентулов, Машков. И, конечно, быстрому профессиональному росту молодого художника способствовали поразительная работоспособность, неиссякаемый интерес к жизни.

    Гурзуфская весна. 1963
    Гурзуфская весна. 1963
    Н.Д. Грицюк

    С 1953 года Грицюк начинает экспонировать свои работы на областных, республиканских и всесоюзных выставках. В 1955 году избирается членом Союза художников СССР (а позднее и Председателем Новосибирского отделения Союза художников РСФСР).

    Период работы в Ленинградском, а затем Новосибирском Домах моделей не был очень продолжительным – все большее место в жизни занимает станковая живопись. Грицюк настойчиво ищет свой путь в искусстве. Не изобретая новых тем и сюжетов, он преобразует привычные мотивы в своеобразную пластическую форму. Натура все чаще становится не самоцелью, а лишь поводом для выражения чувств и взглядов автора. Постепенно возрастает недосказанность, оставляя все больше места для фантазии зрителя. Обладая колористическим даром, способностью «мыслить линейным и цветовым ритмом», художник создает «импровизации по мотивам», «фантазии», где цвет становится главным действующим лицом, где открытая изобразительность перевоплощается в систему ассоциаций. Когда сюжет отходит на второй план, меняется и художественный язык, он все больше символизируется, живопись становится все более декоративной. Художник много экспериментирует, не останавливаясь на раз найденном удачном решении, выбирая для каждого случая наилучшую изобразительную форму.

    Новая экспозиция, открытая к 90-летнему юбилею мастера, представляет в общих чертах коллекцию произведений Н.Д. Грицюка, хранящуюся в Новосибирском художественном музее, что дает интересную возможность сравнить работы разных лет, разных стилей, из разных серий: это и реалистические листы, и декоративные, и фантазии по мотивам, и почти абстрактные композиции, построенные на ассоциациях.

    «Гурзуфская весна» и «Весна. Красный камень» (из серии «Крымская сюита», обе 1963 года) отличаются удивительной ясностью и гармоничностью. В основе их явно реальные впечатления, выбранные мотивы вполне обычны и лишены внешней броскости. Но они написаны с таким изяществом и непринужденностью, в них столько солнца и света, столько любования красотой окружающего мира, что и зритель невольно проникается чувством радости.

    Если в этих работах только появлялись элементы декоративности, то еще один крымский пейзаж, написанный гораздо позднее («Красное море», 1975), – уже чисто декоративный. Стилизованные формы, контрасты открытых цветов передают сочную красоту и яркость красок южной природы. Круглящиеся контуры деревьев, форм первого плана, решенных в холодной сине-изумрудно-серой цветовой гамме, становятся некой овальной рамой для композиционного центра – ослепительно сияющего алого моря с силуэтом парохода.

    Льют металл. 1969
    Льют металл. 1969
    Н.Д. Грицюк

    В листе «Льют металл» из серии «Кузбасс» (1969) формы так стилизованы, что в сочетании множества мелких плоскостей и пятен с трудом узнаются сталелитейный ковш, расплавленный металл, сноп искр. И угадываются они не столько благодаря рисунку, сколько благодаря цвету: буйство оттенков красно-бордовых, усиленное синими и холодновато-серыми и сгущающейся к углам темнотой, создают ощущение жара и пламени. Мелкие диагональные детали передают динамику разлетающихся в разные стороны искр.

    Еще две композиции из этой же серии - «Солнечный день» и «Конвертор», - исполненные в один год (1973), в одной технике (темпера) и в одной манере, тоже очень далеки от типичных индустриальных пейзажей. Контрастные, локальные пятна цвета, смелое сочетание форм и плоскостей, очень отдаленно напоминающих заводские постройки и механизмы, передают ощущение масштабности производства, избегая простой фиксации мест и событий.

    В представленных натюрмортах вновь проявляется колористический и декоративный дар художника. «Розы» (1975) в пышном цветении зрелой, торжествующей красоты. «Хризантемы» (1975), где игра цвета, его ритмические повторы, квадратный формат создают ощущение законченности и гармонии. Пламенеющие «Цветы в синей вазе» (1974), с богатством алых, розовых, малиновых оттенков цветов и фона, умело подчеркнутых холодными голубовато-зелеными фрагментами вазы и листьев. «Крымский натюрморт» (1975) с продуманным сочетанием разной живописной фактуры, изысканной холодной цветовой гаммой.

    Своеобразным эмоциональным и цветовым центром экспозиции стало произведение, в значительной степени передающее особенности творческой индивидуальности художника - «Дымковская фантазия» (1970). В праздничном хороводе красных, синих и белых пятен угадываются отдельные игрушки, но главное здесь - не похожесть и не узнавание, а сама атмосфера яркой зрелищности и праздничности, свойственная дымковскому промыслу. Чувство ритма и цвета, присущее художнику, позволило соединить открытые, дополнительные цвета в единое гармоничное целое, создать жизнерадостную красочную цветовую гамму.

    Творчество Н.Д. Грицюка отличается эмоциональностью, искренностью, ярко личностной трактовкой сюжета, оно не оставляет зрителя равнодушным, побуждая домысливать и сопереживать.