• Главная
  • Архив журнала
  • Оглавление - 1(07)2012
  • Выставочные залы
  • Споря с фолиантом...
  • Споря с фолиантом

    Н.И. Левченко

    592
  • Споря с фолиантом

    В I веке н.э. Плиний Старший на страницах «Естественной истории» рассказал о списке «Илиады» на пергаменте, который умещался в ореховой скорлупе. Немало рукописных миниатюрных книг создавалось в средние века.

    Самая ранняя печатная мини-книга была издана в 1468 году учеником Гуттенберга Питером Шиффером. Это «Майнцский Диуриалий», его размер – 65х94 мм. В ХV веке появляются книги-малютки венецианского издателя и типографа Альда Мануция и книги-«эльзевиры» нидерландских издателей Эльзевиров.

    В ХVIII веке маленькие книжки вошли в моду с легкой руки французской королевы Марии Антуанетты, заказавшей своему придворному типографу такую маленькую книжечку, чтобы ее можно было носить… в перчатке.

    Долгое время самой маленькой считалась книга, изданная в Италии в 1505 году. Ее размер – 6х10,5 мм. Но сейчас есть книги еще меньше. В 1971 году в Лейпциге была выпущена книжечка «Азбука в картинках» – 2,5х3 мм. Ее страницы можно перелистывать с помощью пинцета.

    Одной из первых книг-малюток в России стала изданная в 1829 году «Гостинец малым малюткам на новый год, или Собрание забавных сказок и басен». А вот издание «Искусство быть забавным в беседах» датируется 1788 годом, его единственный экземпляр находится в библиотеке Академии наук России в Санкт-Петербурге.

    Важным событием в истории российской книжной миниатюры стало издание в 1855 году «Басен» И.А. Крылова. В этой книге – 25 басен на 86 страницах, ее размер – 22х28 мм. Чтобы показать совершенство отечественного печатного искусства, директор Экспедиции заготовления государственных бумаг приказал отлить специальный микроскопический шрифт Диамант, которым была набрана эта книга. Это чудо типографского искусства.

    Особенно любил миниатюрную книгу Н.В. Гоголь. Он не любил математики, но приобрел «Математическую энциклопедию» Перевозчикова только за то, что она была издана в малом формате 93х120 мм.

    В конце ХIХ столетия в Киеве известный издатель Ф.А. Иогансон начал выпускать серию миниатюрных собраний сочинений известных русских писателей. Он первым стал публиковать миниатюру массовым тиражом.

    В начале ХХ века стало популярным вкладывать в коробку с товаром сувенир в виде миниатюрной книги или альбома.

    Всего до 1918 года в России было выпущено около 850 названий различных мини-книг.

    После революции 1917 года первая мини-книжка появилась в 1918 году в типографии Российского теософского общества «Чему мы будем учить» (издание Ордена Звезды на Востоке).

    Настоящий расцвет отечественной миниатюрной книги начался в 1960-х годах. Яркую страницу в ее историю вписало московское издательство «Книга». Его миниатюрные книги можно узнать и сейчас по пропорциональному формату, оригинальному художественному оформлению, высокому уровню полиграфического исполнения. Появились редакции миниатюрной книги в издательствах Перми, Екатеринбурга, Калининграда, Новосибирска.

    Новосибирская миниатюрная книга сразу обрела свое лицо и прочно вошла в ряды лучших мини-книг.

    «Ак-Чечек – Белый Цветок»

    В 1967 году Новосибирским книжным издательством была выпущена миниатюрная книга «Ак-Чечек – Белый Цветок». Инициаторами этого стали художественные редакторы В.П. Минко и А.Н. Тобух. Книга получила диплом на Всесоюзной выставке «Искусство книги».

    Во все последующие годы (до 1991) в Новосибирске выходили миниатюрные книги, которые были очень популярны среди коллекционеров. Их всегда отличали оригинальность, безупречность формы и содержания. Тематика изданий разнообразна: сборники стихов, сибирский фольклор, история страны и города. Особенно ценна работа издательства по выпуску русской классики.

    К оформлению таких книг привлекались известные мастера графики. Э.С. Гороховский создал иллюстрации к трем из них, в том числе и самой первой. Настоящим открытием в миниатюре стали работы новосибирского графика Е.Ф. Зайцева. Две книги: «Сибирские бывальщины» и «Сибирские побасенки» - иллюстрировал С.В. Калачев. Особой страницей в истории новосибирской миниатюры стало сотрудничество с художником из Санкт-Петербурга Э.Х. Насибулиным. Он проиллюстрировал роман в стихах «Евгений Онегин» и драму «Русалка» А.С. Пушкина. Эти рисунки сравнимы с кадрами художественного фильма, в котором отражена вся жизнь поэта и его произведений. Заметную роль в истории новосибирской книжной миниатюры сыграл художник Н.И. Домашенко. В 1984 году он выполнил иллюстрации к поэме Пушкина «Руслан и Людмила». В 1988 году - оформил книгу «Думы» К.Ф. Рылеева, которую издатели России назвали одной из книг года. Интересной стала история создания мини-книги «Ермак» (1980). Художник и знаток сибирских летописных книг В.К. Колесников сам подобрал к своим иллюстрациям тексты из Сибирской и Кунгурской летописей. Иллюстрации выполнены в технике цветной монотипии на стекле.

    До начала 1990-х годов в России выходило ежегодно не менее 100-120 названий мини-книг.

    Сейчас миниатюрной книгой занимаются издательства «ЯникО», «КармА+Т», «КЛЕО», «Шпора», «Прана», Куприянова, «Сибирский левша», публикующие коллекционные книги маленьким тиражом. Издательства «Наследие. Диалог», «Томсксувенир», «Зарницы», «Янтарный сказ» и некоторые другие выпускают миниатюрные книги тиражами до 500 -1000 экземпляров.

    Какого же размера книги относятся к миниатюрным? Коллекционеры России и стран СНГ приняли стандарт – не более 100 мм. Все остальные издания называются малоформатными. Стандарт мини-книг за рубежом - не более 75,6 мм (ширина и высота) или не более 3 дюймов.

    Известный специалист и знаток миниатюрной книги Луис Бонди писал: «Человечество всегда стремилось к крайностям: покорить высочайшие горы, достичь максимальных глубин океана, построить небоскребы, а с другой стороны – увидеть микробы, написать большой текст на вишневой косточке, изготовить кукольный домик с миниатюрной мебелью. Принято считать, что мелкие предметы изящны и красивы. По этой же причине коллекционеров привлекает миниатюрная книга» 1.

    В августе 1991 года новосибирские коллекционеры миниатюрной книги организовались в клуб миниатюристов. Председатель правления Новосибирского общества книголюбов Т.В. Пендюрина поддержала эту инициативу. С того времени прошло 20 лет, но неизменными остались встречи в клубе, сохранились его традиции. Ежемесячно, в последний четверг, его члены собираются либо в уютном кабинете председателя облсовпрофа работников культуры Новосибирской области Р.М. Волковой, либо в Городском Центре истории Новосибирской книги. «Новосибирский миниатюрист» объединил людей разных профессий и возрастов одной общей страстью – любовью к маленькой книге. Конечно, разговор на заседаниях всегда связан с книгой. Среди разнообразных начинаний клуба - творческие встречи с писателями и поэтами, художниками, переписка с коллекционерами и издателями из других городов, организация выставок миниатюрной книги.

    Миниатюрная книга

    В феврале 2012 года в Новосибирском государственном художественном музее открылась выставка «Споря с фолиантом», посвященная 20-летию клуба «Новосибирский миниатюрист». На ней представлены миниатюрные книги из коллекций членов этого объединения, а также – мини-книги и графические произведения художников-иллюстраторов Э. Гороховского, Н. Домашенко, Е. Зайцева, С. Калачева, В. Колесникова, Э. Насибулина, С. Рубцова, Л. Серкова из собрания Городского Центра истории Новосибирской книги.

    Один из участников клуба Виталий Порфирьевич Минко является создателем и художественным редактором всех миниатюрных книг, выпущенных Новосибирским книжным издательством с 1967 по 1990 годы. На выставке экспонируются эти книжные миниатюры.

    Тема коллекции Аркадия Юрьевича Гришпуна – «искусство миниатюрной книги». Это лучшие миниатюрные образцы российских издательств «ЯникО», «КармА+Т», «Знак», «КЛЕО», «Сибирский левша». Прекрасный переплет ручной работы, цветные обрезы, прорисованные вручную иллюстрации, именные и нумерованные экземпляры - все то, что делает книгу предметом мечтаний и поисков коллекционеров.

    Переводчик Ольга Анатольевна Логинова представила свое увлечение миниатюрными книгами, изданными за рубежом. Они составляют десятую часть ее коллекции. Многие из них сложны по конструкции книжного блока, с объемными иллюстрациями, необычным переплетом. Здесь преобладают книги из США. Их излюбленный жанр - цитаты и афоризмы на все случаи.

    Александр Гаврилович Мельников также давно увлечен собиранием маленьких книг. Он предоставил для выставки предметы из своей коллекции, связанные с переплетным искусством и искусством миниатюрной книги. В экспозицию вошли и миниатюрные книги, переплетенные им самим.

    Маргарита Сергеевна Исакова очень избирательно подходит к собиранию мини-книг. На выставке она продемонстрировала часть коллекции, связанную с историей нашего государства. Это миниатюрные книги, посвященные Великой Отечественной войне, В.И. Ленину, В.С. Высоцкому.

    Миниатюра из собрания Галины Александровны Стеблевой представлена книгами, которые вышли небольшими тиражами, с высоким качеством книжного дизайна, полиграфического исполнения.

    Наталья Ивановна Левченко показала на выставке русскую классическую литературу в миниатюрных изданиях, прежде всего - «Пушкиниану» разных издательств. Книги в переплетах ручной работы, нумерованные, с автографами.

    Председатель клуба «Новосибирский миниатюрист» Раиса Михайловна Волкова с годами все внимательнее подходит к выбору миниатюрных книг для своей коллекции. Любимыми для нее стали миниатюрки с произведениями классиков, а по оформлению - совсем маленькие (1-2 см), в подарочном варианте.

    Зачем издают миниатюрные книги? Это не просто забава. Каждая такая книга – история замечательных мастеров полиграфического искусства. Оформить и набрать ее, напечатать, сброшюровать, переплести – сложная, ювелирная работа. Вот почему миниатюрные книги наряду с произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства всегда привлекали коллекционеров.

    ПРИМЕЧАНИЯ

    1.

    Миниатюра. Вып. № 2. Февраль 1994. С. 8.