• Главная
  • Архив журнала
  • Оглавление - 2(08)2012
  • Поиски и открытия
  • «Юные мичуринцы» Веры Штейн...
  • «Юные мичуринцы» Веры Штейн

    Е.Г. Червова

    425
  • Школа №54 г.Новосибирск

    Наш город растет стремительно, в нем появляются новые школы и детские сады. В то же время в Новосибирске есть школы, здания которых имеют статус памятника архитектуры. По нашему мнению, не менее важно изучать необычные фасады и рельефы на постройках, которые такого статуса пока не обрели. К их числу должно быть отнесено здание школы № 54, находящейся на пересечении улиц Крылова и Мичурина. На его фасаде имеется скульптурный рельеф, в настоящее время не атрибутированный: его авторство остается не определенным, на здании нет охранной таблички. Наша цель заключается в установлении имени автора рельефа и даты его исполнения.

    По материалам музея школы, где сохранились старые фотографии и воспоминания, ее здание было построено в 1935 году. При открытии школа получила имя Ивана Владимировича Мичурина (1855 - 1935) - основоположника отечественной научной селекции плодовых и ягодных культур, биолога, селекционера, который положил начало продвижению на север южных культур: винограда, абрикоса, черешни и других. На территории школы был большой приусадебный участок, где выращивали овощи, пшеницу и диковинный в то время в Сибири виноград. Заведовал всем этим учитель биологии. Один из уникальных сортов пшеницы ребята возили в Москву на ВДНХ и получили награду.

    Содержание двух рельефных композиций, размещенных на главном фасаде школы, позволяет увидеть, что они непосредственно связаны с образом И.В. Мичурина.

    Школа №54 г.Новосибирск

    На рельефе, расположенном справа от входа, изображены дети, сажающие деревья. С двух сторон композиции дети представлены парами: слева - девочка и мальчик в галстуках (девочка держит ствол саженца, а мальчик поливает); справа – два мальчика в галстуках (один копает землю лопатой, а другой держит дерево, рядом лейка для воды и молодое посаженное деревце, на веточке которого сидит птица). В центре композиции – мужчина, окруженный детьми и наблюдающий за работой. Лица трех детей в центре обращены к нему. Перед нами образ учителя, вокруг которого школьники собрались вместе для посадки сада и внимательно слушают руководителя.

    Нами было обнаружено, что изображенный здесь учитель имеет портретное сходство с И.В. Мичуриным. Примером для сравнения может послужить картина художника А. Костенко «Мичурин с детьми» (1964), где автор представил биолога, окруженного школьниками. И.В. Мичурин держит в руке яблоко и рассказывает что-то очень интересное. Пионеры внимательно слушают ученого.

    Композиция левого рельефа на школьном фасаде повествует о том, как дети собирают богатый урожай яблок. Три больших дерева, вокруг дети. Слева – два мальчика в галстуках несут большую, тяжелую корзину яблок. На их лицах улыбки. Справа – мальчик собирает с веток яблоки, рядом собака следит за его движениями. Под деревом справа сидит малыш и в руке держит яблоко. В центре композиции – лестница у яблони. На лестнице – мальчик, собирающий плоды, его окружают девочки с наполненными корзинами яблок. Раскрывается единый сюжет. Богатство урожая подчеркнуто изображением больших корзин, полных яблок; прекрасные кроны деревьев усыпаны плодами. Главный смысл композиции – труд и радость детей, собирающих богатый урожай.

    Тема и стилистика рельефа на здании школы № 54 дают основание считать его автором выдающегося новосибирского скульптора Веру Федоровну Штейн (1881 – 1971)1, в наследии которой важное место принадлежит монументально-декоративным композициям для различных зданий города. Прежде всего, это барельеф «Танцы народов СССР» над входом в театр оперы и балета. «Этот скульптурный фриз сразу получил всеобщее признание и широкую известность, стал пьедесталом почета ваятеля. Очень требовательная к своему творчеству и к творчеству других, Вера Федоровна признавалась: «Это, пожалуй, лучшее, что я сделала»2. Во время Великой Отечественной войны В.Ф. Штейн трудилась над созданием декоративной скульптуры для фронтона здания Западно-Сибирского филиала Академии наук в Новосибирске (на улице Фрунзе), реконструированного по проекту А.Д. Крячкова и Н.Г. Васильева.

    Исследователь биографии и творчества скульптора В.М. Пивкин отмечает: «Похоже, сюжетно-символический барельеф в творчестве Штейн был одним из излюбленных жанров скульптуры», - и далее сообщает: «После войны она создает композиции «Мичуринцы» для средней школы в Новосибирске (1948)».3

    Школа №54 г.Новосибирск

    В научном архиве Новосибирского государственного художественного музея в перечне произведений В.Ф. Штейн обнаружена запись: «Барельеф «Юные мичуринцы». 1939 год. Школа им. Мичурина».

    Наконец, в каталоге седьмой областной художественной выставки 1950 года содержатся следующие сведения: «В.Ф. Штейн представила на выставку скульптурный барельеф «Юные мичуринцы», где показала юных садоводов, собирающих богатый урожай яблок».4

    Перечисленные источники подтверждают авторство В.Ф. Штейн, но предлагают различные датировки произведения. На наш взгляд, наиболее вероятно предположение о том, что рельеф на здании школы был выполнен в 1939 году, а в 1948 году при подготовке к выставке скульптор повторила и дополнила его уже в другом материале (глине).

    Рассматривая композиции на фасаде школы и рельеф, представленный на выставке 1950 года, мы можем убедиться, что перед нами – композиционные варианты единого сюжета. Персонажи барельефа «Юные мичуринцы», показанного на выставке, присутствуют и на рельефах школьного здания. Для выставки был исполнен более детальный вариант – здесь ажурно, подробно проработаны мельчайшие детали для того, чтобы рассматривать сюжет вблизи. Рельеф школы монументален и хорошо читается у входа в нее.

    Здание школы № 54 является характерным образцом архитектуры Новосибирска 1930-х годов и имеет неповторимый облик. Его необходимо сохранить, но на сегодняшний день здание нуждается в ремонте, так как находится в аварийном состоянии. Рельеф, в свою очередь, требует реставрации и сохранения. Надеемся, что общественность нашего города откликнется на эти аргументы.

    ПРИМЕЧАНИЯ

    1.

    Штейн, Вера Федоровна (05.05.1881, Петербург – 23.09.1971, Новосибирск) - скульптор, живописец, график. Училась в частной школе рисования и живописи в Петербурге (1900-1903), в Высшем художественном училище при Петербургской Академии художеств (1903 – 1905) у В.А. Беклемишева, Г.Р. Залемана, в академии Коларосси в Париже (1907-1909) у Т. Ривьера, пользовалась консультациями О. Родена. С 1933 работала в Новосибирске. Участница выставок с 1934. Член Союза советских художников с 1934. Работала в скульптурной мастерской, выполнявшей монументально-декоративные работы при строительстве НГАТОБ (барельеф "Искусство народов СССР (Танцы народов мира)" над входом в театр, 1937–1940; в соавторстве с В.А. Ковшовым). Произведения находятся в Государственном Эрмитаже, Государственном центральном музее современной истории России (Москва), Новосибирском государственном художественном музее, Новосибирском государственном краеведческом музее.

    2.

    Пивкин В. Жизнь как подвиг // Знаменитые женщины Новосибирска: Литературно-краеведческий сборник. - Новосибирск. 2002. С. 127.

    3.

    Там же. С.129.

    4.

    VII областная художественная выставка. Каталог. 1950 . Живопись, графика, скульптура. - Новосибирск. 1950. С. 7.