«Вот повести минувших лет…»

11 июля 2012
О.А. Черепенина
Призвание варяжских князей
  Призвание варяжских князей
  Ф.А. Бруни
 
 
 

В июне Новосибирский государственный художественный музей открыл состоящий из целого ряда выставок проект «Читаем классику с художником», в котором будут представлены иллюстрации известных российских художников к классическим произведениям отечественной и зарубежной литературы из фонда графики музея.

Согласно указам Президента 2012 год объявлен годом истории России. Среди памятных дат, которые торжественно отмечаются в этом году, одна из самых значительных – 1150-летие зарождения российской государственности. Именно поэтому мы начали новый цикл выставок в преддверии Дня России экспозицией «Допетровская Русь в иллюстрациях». События древней истории нашего отечества, запечатленные в шедеврах русской словесности – «Повести временных лет», «Слове о полку Игореве», «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина, «Борисе Годунове» А.С. Пушкина – предстают здесь в образах, созданных известными мастерами графики – Ф.А. Бруни, В.А. Фаворским, М.М. Мечевым.

Битва с половцами. Иллюстрация к Слову о полку Игореве
  Битва с половцами. Иллюстрация к Слову о полку Игореве
  В.А. Фаворский
 
 
 

Эмблемой юбилея зарождения российской государственности может служить офорт «Призвание варяжских князей» Ф.А. Бруни (1799 - 1875), воспитанника русской академической школы первой половины XIX века. Как и многие его современники, находясь под огромным впечатлением от только что вышедших в свет восьми томов «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина, молодой художник задумал создать большую серию гравюр на ее сюжеты. В 1839 году Общество поощрения художников издало альбом из десяти листов Бруни под названием «Очерки событий из Российской истории...»; три офорта из этого альбома входят в собрание нашего музея. Лист с изображением момента, когда послы славянских и финно-угорских племен обращаются к знатным варягам с просьбой возглавить их союз, особенно выразителен. В соответствии с принципами классицизма высокой общественной значимости сюжета здесь соответствуют строгость уравновешенной композиции, объемность мощных, атлетически сложенных фигур, подчеркнутая выразительность жестов, четкость линий.

Если иллюстрации Бруни близки к станковым произведениям, то оформление классика русской гравюры XX века В.А. Фаворского (1886 – 1964) к «Слову о полку Игореве» является блестящим примером единства литературного произведения и системы изобразительных элементов книги. Свойственный всей древнерусской литературе величавый эпический стиль передан мастером в монументализированных образах ксилографий, в построении композиции каждого разворота в форме фриза. Поэтическое эмоциональное начало «Слова», близкое фольклору, воплотилось в созданных виртуозной линией и штрихом тихих русских пейзажах, в изображении птиц и зверей на полях, в орнаментальном обрамлении страниц в духе старинных украшений с использованием красного цвета.

Крещение князя Владимира. Иллюстрация к Повести временных лет
  Крещение князя Владимира. Иллюстрация к Повести временных лет
  М.М. Мечев
 
 
 

Другие приемы находит художник, иллюстрируя «Бориса Годунова» А.С. Пушкина. При раскрытии полной драматизма темы личности в переломный момент истории он стремится, не теряя монументальной значительности каждой сцены, добиться большей психологической выразительности персонажей за счет укрупнения их лиц и фигур, уплотнения пространства.

Наш современник известный художник М.М. Мечев (род. 1929) работал над иллюстрациями к «Повести временных лет» с 1975 по 1990 год. 14 листов из этой большой серии, исполненных в технике резцовой гравюры на пластике, представлены в экспозиции выставки. Стилизуя изображения под старину, художник продолжает одну из традиционных линий русской книжной графики. Несомненно, он вдумчиво изучил древнерусские фрески, мозаики, икону, книжную миниатюру. Заимствованные у древних мастеров и переосмысленные Мечевым приемы: плоскостность, замкнутость композиции, статуарность фигур, орнаментальность – позволяют зрителю уловить торжественно-церемониальный и в то же время динамичный ритм повествования великой летописи.

Поместив рядом с гравюрами и литографиями отрывки из текстов, мы хотели не только подчеркнуть неразрывную связь слова и изображения в иллюстрациях, но и дать зрителю почувствовать под хрестоматийным налетом живой пульс национальной истории, события которой были сначала переданы великолепным ярким литературным языком, а затем воплощены в графических образах.