• Главная
  • Архив журнала
  • Оглавление - 2(08)2012
  • Выставочные залы
  • Россия. Время славы и восторга...
  • Россия. Время славы и восторга

    И.Л. Косенкова

    377
  • Ротмистр лейб-гвардии Конного полка. Бородинская битва 26 августа 1812 года
    Ротмистр лейб-гвардии Конного полка. Бородинская битва 26 августа 1812 года
    Д.Н. Мертвецов
    Собственность автора

    На выставке, развернутой в майские дни в залах художественного музея, широкому кругу новосибирских зрителей представлено новое имя – Дмитрий Николаевич Мертвецов.

    Художественный музей показал здесь уникальную коллекцию военно-исторической миниатюры, выполненную мастером в едином стиле, в масштабе один к десяти, из природных самоцветных камней в технике полихромной блокированной скульптуры. Традиции этого вида ремесла имеют глубокие, древние корни. А его декоративные, сюжетные и пластические мотивы в разных временах и странах неисчислимо разнообразны.

    Показанные на выставке произведения Д.Н. Мертвецова объединены одной темой. Они представляют собой реконструкцию русского военного костюма, обмундирования и вооружения участников известных сражений с начала семнадцатого до середины двадцатого века. Ретроспекция являет широкую историческую панораму – от Полтавской битвы до кампаний под руководством П.А. Румянцева, А.В. Суворова, М.И. Кутузова и других прославленных русских полководцев, включая трагический 1941 год.

    Фузилеры и драгуны, мушкетеры и гренадеры, ротмистры и лейтенанты в кирасах, киверах и гренадерках, гетрах, шинелях и камзолах, вооруженные шашками, саблями, мушкетами и фузеями, тесаками, копьями и штыками, выполнены из яшмы, лазурита, нефрита и других знаменитых русских самоцветов. На камне камзолов, киверов и гренадерок сверкают золото и серебро галунов и эполет, кокард и гербов. Фигурки воинов давно прошедших битв пластичны, выразительны и нарядны. В основу создания коллекции легли, с одной стороны, любовь автора к цветным камням и их обработке, а с другой - его увлеченность военной историей и глубокие знания в области униформологии – науки о военной форме.

    Выставка будет интересна любителям ювелирного и прикладного искусства. Для кого-то она станет увлекательным пособием в изучении отечественной военной истории.

    В оформлении интерьера выставочного зала использованы материалы, которые должны помочь почувствовать героическую историю русского военного прошлого. Ордена современной России стали тематическим ключом в дизайнерском решении выставочного проекта. Большая часть этих наград была введена во время Великой Отечественной войны. За названиями орденов «Дмитрия Донского», «Александра Невского», «Суворова», «Кутузова», «Святого Георгия» встают не только великие имена полководцев, но и их подвиги, их ордена и слава, их великие сражения и победы. Сражения и победы, которые были бы невозможны без героической славы и ратного труда тех безымянных гренадеров, мушкетеров, драгун и уланов, казаков и лейтенантов, которым и посвящена эта выставка.

    Торжественную ноту в общую праздничную, нарядную атмосферу выставки добавила ценнейшая коллекция орденов из Музея Сибирского военного округа.

    Рядовой мушкетер Сибирского пехотного полка. Кагульское сражение 21 июня 1770 года
    Рядовой мушкетер Сибирского пехотного полка. Кагульское сражение 21 июня 1770 года
    Д.Н. Мертвецов
    Собственность автора

    Нынешний год посвящен истории государства российского, и в этом контексте выставка оказалась удачным поводом отдать должное героическим подвигам наших предков.

    С историей русско-турецких войн связана одна из семнадцати экспонируемых статуэток - нарядная фигурка солдата в красном камзоле из яшмы, с зеленым нефритовым воротником и обшлагами. Черные башмаки с гетрами и белые штаны, шляпа с султанчиком и бантом, косичка, патрон и ранец вырезаны мастером из нефрита разных цветов. Подробности его обмундирования и вооружения выполнены и из других материалов – серебра, золота, дерева.

    Статуэтка представляет рядового мушкетера Сибирского пехотного полка. Он одет в летний вариант формы образца 1763 года. В его вооружении солдатская шпага с тесачным клинком и фузея русского производства с погонным ремнем и трехгранным игольчатым штыком. Солдат собирается разорвать зубами оболочку патрона, содержащего пороховой заряд и пулю (это называлось «скусить патрон»).

    Мушкетеры Сибирского пехотного полка 21 июля 1770 года в составе тридцативосьмитысячной русской армии под командованием генерал-аншефа П.А. Румянцева разгромили в сражении при реке Кагул турецкое войско визиря Халил-Паши численностью в девяносто пять тысяч человек. В этом сражении личный пример показал сам главнокомандующий, в решающий момент бросившийся в гущу боя со шпагой в руке и остановивший начавшую было отступать русскую пехоту. Это решило исход баталии. Воодушевленные мужеством своего начальника, солдаты отразили атаку янычар и перешли в наступление. Турки бежали, бросив весь свой лагерь и оставив на поле боя около двадцати тысяч убитых и раненых. В качестве трофея победителям досталась вся артиллерия противника – 140 орудий с боеприпасами.

    В сражении при реке Кагул подтвердилось учение П.А. Румянцева о том, что «не все успехи оружия от многочисленности войск получаются, но и малым числом ревность и усердие полководца оные приносить может».

    Кинбурн, 1 октября 1787 года. К этому героическому эпизоду из многолетней истории военных отношений России с Турцией обращает наше внимание еще одна статуэтка, вырезанная из камней-самоцветов.

    В начавшейся в 1787 году очередной войне с Турцией защите Крыма и Кинбурн-Херсонского района русское правительство придавало первостепенное значение. Кинбурнский район прикрывал доступ к Херсону, бывшему тогда кораблестроительной базой Черноморского флота. Именно поэтому дело организации обороны было поручено генерал-аншефу А.В. Суворову.

    В октябре 1787 года турецкий флот высадил десант на Кинбурнскую косу. Янычар поддерживали сотни пушек боевых кораблей. Суворов позволил туркам высадить весь десант, а затем атаковал. Сначала численно превосходящий противник потеснил русских. Но после краткой передышки русские снова ударили в штыки, да так, что выбили врага из всех окопов, которые тот успел возвести поперек косы, и сбросили остатки десанта в море. На корабли вернулась лишь ничтожная часть турецких солдат, остальные полегли на Кинбурнской косе.

    В донесении Г.А. Потемкину о проведенном сражении Суворов писал: «Победа совершенная! Поздравляю вашу светлость. Флот неприятельский умолк. В покорности моей 14 их знамен пред вашу светлость представляю».

    Истребление у стен русской крепости Кинбурн лучшей части янычарской пехоты отрезвляюще подействовало на турецких пашей и вырвало из рук Османской империи стратегическую инициативу, создав условия для освобождения от неприятеля всего северного побережья Черного моря.

    В этом бою едва не погиб сам Суворов – турецкое ядро попало в голову лошади, она рухнула, придавив генерал-аншефу ногу. Набежавшие янычары едва не зарубили его, но от турецких ятаганов полководца спас гренадер Степан Новиков. Он и подоспевшие к нему на помощь товарищи расшвыряли турок и вынесли своего командира из боя. Об этом эпизоде хорошо известно из реляций и наградных списков, которые были составлены самим Суворовым. В письме к князю Потемкину он докладывал «Я бился в передних рядах Шлиссельбургского полка. Степан Новиков, на которого сабля уже вознесена была в близости моей, обратившись на своего противника, умертвил его штыком, другого, за ним следующего, застрелил и бросился на третьего – они назад».

    Спасший полководца рядовой гренадерской роты Шлиссельбургского пехотного полка одет в так называемую «потемкинскую форму» образца 1786 года. Реформа обмундирования, проведенная в 1786 году по инициативе князя Потемкина, коснулась всех родов войск и заключалась в отмене у рядовых длинных кафтанов, камзолов с рукавами, штиблет, башмаков, пудры, буклей, кос, шляп и шпаг. Для солдат пехотных полков были введены короткие кафтаны – куртки зеленого сукна с красными лацканами, обшлагами и отложным воротником. Полы куртки короткие, подогнутые кверху, обшитые вдоль краев красным сукном. Шапка гренадера состояла из черной поярковой тульи, спереди которой были прикреплены козырь и широкая медная бляха с выбитым вензелем Екатерины II, окруженном лаврами. Сзади тульи, от одного края козырька до другого, нашивалась красная суконная опушка. С опушки свисали две закругленные лопасти из черного сукна, украшенные на концах желтыми кистями. Венчал шапку плюмаж, который мог быть самых разных цветов: желтый, белый, черный или красный. Он также мог быть шерстяным, волосяным или из перьев. Все нижние чины гренадерских рот стригли волосы коротко, в скобку, при этом отпускали усы. В амуницию входит портупея с медной пряжкой и патронная сума из лакированной кожи с круглой медной бляхой на крышке. Гренадер вооружен гренадерской саблей и ружьем с трехгранным штыком, который всегда носился примкнутым.

    Рядовой мушкетер Сибирского пехотного полка. Кагульское сражение 21 июня 1770 года
    Рядовой мушкетер Сибирского пехотного полка. Кагульское сражение 21 июня 1770 года
    Д.Н. Мертвецов
    Собственность автора

    С одним из самых жестоких и кровавых сражений русской военной истории связана миниатюра, изображающая унтер-офицера Киевского гренадерского полка.

    Шенграбен, 4 ноября 1805 года. Это сражение произошло не на русской земле и должно было помешать победному шествию армии Наполеона по Европе. Возле австрийской деревни Шенграбен русский арьергард под командованием генерала П.И. Багратиона, решая тактические позиционные задачи, преградил дорогу наполеоновскому маршалу Мюрату. Главные силы М.И. Кутузова получили время и возможность беспрепятственно отойти и соединиться с резервами и союзными войсками.

    Весь день и всю ночь кипело ожесточенное сражение. Пять тысяч русских солдат стояли насмерть, сдерживая натиск тридцатитысячного неприятельского корпуса. Особенно отличились в деле при Шенграбене Киевский гренадерский и Павлоградский гусарский полки. Выполнив свою задачу, отряд Багратиона сумел уйти от преследования и присоединился к главным силам русских. Багратион в битве при Шенграбене показал французам, на что способен он, русский генерал, и его солдаты. Из свалки боя князь вывел самую малость израненных, окровавленных людей. Кутузов, ожидавший полной гибели отряда, сказал ему: «О потерях не спрашиваю: ты жив – и слава Богу!»

    Гренадерский унтер-офицер одет в короткий мундир фрачного типа из темно-зеленого сукна, введенный в 1802 году. Отвороты фалд и погоны красные, против концов воротника пришито по шесть медных пуговиц. Погоны застегиваются на пуговицы. Галстук – с манишкой. Зимние штаны из белого сукна, сапоги – смазные, тупоносые. С 1805 года вместо гренадерских и фузелерных шапок были введены высокие шапки из черного сукна с козырьком и подбородным ремнем из черной лакированной кожи. У верхнего края шапки черный султан из конского волоса высотой почти в полметра, его верхняя часть белая с красной полоской. Ранец круглой формы из черной кожи и водоносная фляжка. Вместо патронной сумы на поясе крепится подсумок. Кроме того, унтер-офицеру полагались замшевые перчатки и камышовая трость. Он вооружен шпагой с тесачным клинком и унтер-офицерским винтовальным ружьем образца 1798 года с трехгранным штыком.

    В 1801 году солдатам были обрезаны букли и укорочены косы, а с 1802 года волосы спереди и виски выстригали под гребенку, сзади волосы завязывали в плоскую косу, которая доходила до середины воротника. Пудра применялась только во время парадов.

    На выставке и гренадер, и его форма, и его обмундирование выполнены талантливым художником из цветных камней, металла и дерева. Они радуют глаз цветом и полировкой камней, блеском золота и серебра, их виртуозной отделкой в технике резьбы, гравировки и холодной эмали.

    Вспоминая русскую военную историю, нельзя забыть ее славные страницы, связанные с Бородино. Об этом сражении, ставшем синонимом доблести и стойкости русского солдата, напоминает изысканная ювелирная фигурка, изображающая обер-офицера лейб-гвардии Конного полка.

    Сражение при Бородино 26 августа 1812 года закончилось отступлением русской армии. Но и современниками этого события, и их потомками оно ощущается как победа воинского духа и торжество патриотического чувства. Князь П.И. Багратион в своем последнем рапорте императору докладывал: «В день сей войско русское показало совершенную неустрашимость и неслыханную храбрость от генерала до солдата … День сей пребудет в предбудущие времена знаменит редким героизмом русских воинов…»

    Лейб-гвардии Конный полк отличился в Бородинском сражении во время атаки гвардейской кирасирской бригады у батареи Раевского. О конногвардейце Алексее Орлове, участвовавшем в этом бою, упоминает очевидец в своих записках: «Под Бородиным было четыре брата Орловых, все молодцы собой и силачи. Из них Алексей служил тогда ротмистром в конной гвардии. Под ним убита была лошадь, и он остался пеший среди неприятельской конницы. Обступившие его четыре польских улана дали ему несколько ран пиками, но он храбро стоял и отбивал удары палашом; изнемогая от ран, он скоро бы упал, если бы не освободили его товарищи, князья Голицыны, того же полка». Донесения командования сообщают: "…Орлова 1-го, у которого бок и голова изрублены…"

    Герой Бородинского сражения стал прообразом для миниатюры, представляющей ротмистра лейб-гвардии Конного полка, одетого в регламентированную парадную форму образца 1812 года.

    Колет из белого сукна имеет алые выпушки, отвороты фалд и воротник с золотыми гвардейскими петлицами. Штаны лосиные, ботфорты – тупоносые с накладными раструбами и железными шпорами. Обер-офицерские эполеты на обоих плечах золотого шитья. Голову защищает кожаная каска с высоким стоячим гребнем из конского волоса с медным налобником, ободком козырька и подбородным чешуйчатым ремнем. Весь металлический прибор вызолочен, налобник украшен серебряной Андреевской звездой. Защитное вооружение включает в себя черную стальную двухстороннюю кирасу, стянутую на поясе ремнями с вызолоченной пряжкой и вызолоченными же чешуями на плечах. Офицерская лядунка на шитой золотом перевязи надета через левое плечо и имеет вызолоченный приборный металл с серебряной Андреевской звездой. Оружие – кирасирский палаш с вызолоченным эфесом и серебряным темляком. Офицер дворянского происхождения, согласно регламенту, имеет короткую прическу и, в отличие от нижних чинов тяжелой кавалерии, не носит усов.

    Дмитрий Николаевич Мертвецов - потомственный геолог. Он родился в Новосибирске в 1964 году. В 1986-ом окончил Новосибирский государственный университет по специальности «Геологическая съемка. Поиск и разведка месторождений полезных ископаемых». Интерес к минералам и навыки обработки цветных камней сформировались у автора во время его обучения в университете и в его геологической профессиональной практике по окончании университета.

    Предметно камнерезной пластикой Дмитрий Николаевич стал заниматься в 2004 году. А с 2007 года это занятие стало основным в его жизни. Успех и признание к мастеру пришли сразу. Он участник и победитель региональных выставок камнерезного искусства в Иркутске уже в 2004, 2005 и 2006 годах. Некоторые предметы из представленных на данной выставке демонстрировались на III, IV и V региональных выставках в Иркутске и были по достоинству оценены коллегами. А в 2010 году Мемориальным Фондом Карла Фаберже «за выдающийся вклад в развитие российского ювелирного искусства…» Дмитрий Николаевич Мертвецов был награжден орденом Михаила Перхина. Это является фактом признания его достижений в ювелирном камнерезном искусстве избранным кругом профессиональных мастеров и художников.

    Геолог Д.Н. Мертвецов обладает знаниями серьезного ученого в области военной истории. Как геологу ему понятны тайны цветных камней, их структура, их декоративные качества. Как мастер он владеет сложным механизмом обработки камня, богатым опытом, широкими и глубокими знаниями о свойствах камней - физических, химических, декоративных.

    Это счастливое сочетание позволяет отнести Дмитрия Николаевича Мертвецова к выдающимся современным художникам в области камнерезного искусства и считать выставку его произведений в Новосибирском художественном музее ярким и радостным событием культурной жизни нашего города.