• Главная
  • Архив журнала
  • Оглавление - 4(10)2012
  • Коллекция
  • Прекрасная находка...
  • Прекрасная находка

    О.А. Черепенина

    319
  • Гибель Виргинии. 1791 - 1792
    Гибель Виргинии. 1791 - 1792
    Ш.М. Декурти

    Собирательская деятельность музея, благодаря которой постоянно пополняется его коллекция, мало известна широкому кругу посетителей, но для научных сотрудников именно комплектование фондов – наиболее увлекательная часть их работы, порой приносящая неожиданную радость. Таким приятным сюрпризом стал для нас визит Галины Константиновны Парыгиной, обратившийся с просьбой посмотреть несколько гравюр. В разговоре выяснилось, что листы сначала были собственностью известного петербургского архитектора Якова Давыдовича Гликина (1900 - 1987) и его жены Марины Валентиновны, после их смерти достались родственникам, которые отдали гравюры уже в довольно плачевном состоянии нынешней владелице.

    При первом же взгляде на эти листы, несмотря на въевшуюся в бумагу пыль, загнутые обветшавшие края, затеки и разрывы стало очевидно, что перед нами старинные произведения высокого художественного уровня. Проведя более тщательный осмотр и небольшое исследование по расшифровке подписей с помощью специальных словарей и каталогов, удалось установить авторов, названия и даты создания гравюр.

    Три из них исполнены в 1791 - 1792 годах известным французским гравером Шарлем Мельхиором Декурти (1753 - 1820) по живописным оригиналам Ж.Ф. Шалля и отно-сятся к серии гравюр, иллюстрирующих знаменитый роман Ж.-А. Бернардена де Сен-Пьера «Поль и Виргиния». Изданный в 1787 году роман написан в духе идей Ж. Ж. Руссо и представляет яркий образец сентиментализма. Он повествует о двух бедных, добродетельных женщинах, счастливо живущих в райском уголке первобытной природы на острове Иль-де-Франс (ныне Маврикий). Их дети, Поль и Виргиния, выросшие вместе, страстно любят друг друга, но им предстоит разлука. Виргинию, чтобы дать ей хорошее воспитание, мать отсылает к богатой родственнице во Францию. Юные влюбленные долго страдают друг без друга. Виргинию пытаются насильно выдать замуж, а затем в наказание за непослушание лишают наследства и отправляют домой. Узнав из письма о возвращении девушки, все близкие радостно спешат на берег, и на их глазах корабль вместе с Виргинией тонет в волнах внезапно налетевшего шторма.

    Роман пользовался у современников писателя исключительной популярностью. Он был переведен на несколько европейских языков, в том числе, в 1793 году – на русский. Содержание книги стало темой для целого ряда живописных полотен и нескольких серий гравюр. Особенно понравились почитателям «Поля и Виргинии» шесть раскрашенных акварелью гравюр большого формата, исполненных Ш.М. Декурти в технике акватинты.

    Поль у могилы Виргинии
    Поль у могилы Виргинии
    Ш.М. Декурти

    Оттиски этих гравюр хранятся в ряде крупных зарубежных и отечественных музеев. Благодаря счастливой случайности три листа из этой серии теперь приобретены нашим музеем. В них запечатлены наиболее печальные эпизоды этой трогательной истории: расставание Виргинии с матерью и Полем перед отплытием корабля во Францию; неподдельное горе старика-соседа и преданного слуги, нашедших на берегу тело утонувшей девушки, и сцена с изображением Поля, молящегося у могилы Виргинии.

    Гравюры, так же, как и картины Шалля, послужившие оригиналами, исполнены в стиле «романтического классицизма» конца XVIII века. Им свойственна уравновешенность композиции, четкая передача объемов, пластическая выразительность фигур. В то же время заметно стремление подчеркнуть возвышенную взволнованность чувств героев, что выражается в их патетических жестах, а также в романтических картинах природы с экзотическими деревьями, лунным светом, мятущимися облаками, бушующими волнами. Мастерски владеющий техникой акватинты, в пейзажах Декурти добивается особой точности в передаче тональных отношений.

    Четвертый лист, принесенный в музей Галиной Константиновной, принадлежит еще одному известному французскому граверу Пьеру Шарлю Кокере (1761 - 1832). В конце XVIII - начале XIX века по рисункам архитектора А. Гарбица он создал серию гравюр «Виды Парижа», один из листов которой, изображающий знаменую галерею Пале-Рояль с фигурами прогуливающихся по ней горожан, попал в наше поле зрения.

    Эти яркие цветные гравюры с занимательными сюжетами пополнили коллекцию западноевропейской печатной графики Новосибирского государственного художественного музея. После реставрации они, несомненно, займут место в экспозиции, и посетители вместе с нами порадуются прекрасной находке.