• Главная
  • Архив журнала
  • Оглавление - 2(12)2013
  • Диалоги со зрителем
  • Я поведу тебя в музей...
  • Я поведу тебя в музей

    Т.Н. Тарновская

    333
  • «В воскресный день с сестрой моей
  • Мы вышли со двора.
  • - Я поведу тебя в музей! -
  • Сказала мне сестра…»
  • Эти знаменитые строчки Сергея Михалкова хорошо известны многим поколениям советских пионеров всех дружественных республик бывшего Советского Союза. И вот какой парадокс: нет уже великой державы СССР, и последние пионеры приобрели статус пенсионеров, но строчки глубоко остались в нашей памяти, душе и сердце. Щемящая ностальгия, навеянная весенним обновлением в культурной жизни нашего города, позвала посетить музей, и выбор пал на художественный.

    В залах НГХМ

    В наше школьное время были очень распространены походы в театры, кино, музеи. Но разве в том веселом «щенячьем» возрасте это оцениваешь? Да и музеев было крайне мало, разве что краеведческий. Не столь богата была наша история на открытия: революция, Ленин, да страшное наследие Великой Отечественной. Сегодня же совсем другое время, другие формы работы с посетителем, многие архивы стали открытыми, много инноваций, специально разработанных для юных граждан.

    Последние двадцать из моих сорока рабочих лет были интенсивными и продуктивными. Волею судеб повезло вплотную окунуться в музейную деятельность и в музейное дело, которое вошло в стадию нового возрождения. Но опять-таки парадокс: «изучая, возрождая и улучшая», не успеваешь увидеть, что же нового, интересного у твоих же коллег. Жизнь стала такой стремительной: море информации распыляется не только по сетям Интернет, но и вообще в пространстве. Появилось ощущение, что все поверхностно, нет глубины, а важное и необходимое для гармонии ускользает.

    Итак, в апреле - мае 2013 года мы с мужем и друзьями побывали на нескольких выставках в художественном музее, на открытиях выставок и концертах в центре изобразительных искусств и других городских площадках. И поняли, что нас это занятие совсем не утомляет, а наоборот, была бы возможность - ходили бы чаще. А главное, появилось чувство, что мы увидели и успели насладиться прекрасным искусством, получить положительные эмоции, забыть про быт и болячки, про затяжную весну и окунуться в созерцание и умиротворение. Вот она – великая сила искусства!

    В залах НГХМ

    Решила заглянуть на странички с отзывами о музее на «культурных» сайтах: а вдруг это наше частное мнение, навеянное нашей семейной атмосферой? Но нет, эти, правда, очень немногочисленные электронные записи посетителей оказались созвучны и нашему восприятию. Цитирую:

    - «…Здесь должен побывать каждый. И не просто для галочки, а осмысленно. Не так, как толпой водят туда школьников/студентов, которые только и делают, что тыкают пальцами в картины и смеются. Нет. Придти одному (с другом) и просто посмотреть, подумать... Искусство не терпит суеты, спешки, насмешек. Всякое искусство прекрасно. Картины, которые находятся здесь в экспозиции, великолепны. Каждый тут найдет зал, который придется ему по духу, есть и иконы, и зарубежное искусство, советское искусство, русское искусство XVII - XIX, начала и конца ХХ века. Уходишь оттуда как-то даже повзрослевшим немного что ли, духовно обогащенным...»

    - «…Попали в него случайно, просто прогуливались по Красному проспекту и решили зайти, дабы насладиться видами возвышенного и прекрасного. Билет очень дешевый, по-моему, в районе 100 рублей, и возможность пребывать там неограниченное время. Несколько этажей и на каждом своя тематика. Предпочтение отдаю сюрреализму, очень много картин наших художников, в том числе и современных… Интерьер музея очень красивый, белые большие колонны и деревянная мебель. В итоге с пользой провели несколько часов и узнали пару свежих имен из мира живописи и искусства. Всем советую».

    - «… В художественном музее была не раз, но, честно говоря, впечатление не очень. Само здание музея отличное, хороший ремонт, просторное; расположение - почти в центре города. Цены на билеты низкие, каждый может себе позволить. Но постоянные экспозиции скучные, висят годами. Зал икон можно посмотреть один раз, но не ходить же в него постоянно. Сейчас, например, проходит выставка «Подарки вождям. Это было недавно, это было давно», абсолютно не интересная. Современное искусство в этом музее не представлено. Хотелось бы, чтобы проходило больше фотовыставок. Радует, что вчера начала свою работу фотовыставка «Вера и дела». Думаю сходить на нее, надеюсь не разочароваться».

    Всего три отзыва, но отчасти они созвучны и нашему собственному восприятию, хотя и не во всем. Видно, что писали люди разных поколений. Мы с мужем как раз были очень довольны экспонатами, представленными на выставке «Подарки вождям» (из собрания Государственного центрального музея современной истории России, Москва). Практически каждая картина была нам знакома по детским воспоминаниям. Как будто наяву в памяти возникли иллюстрации старых школьных учебников, периодических журналов. Все предельно ясно и понятно. Молодые, здоровые «строители коммунизма» поднимают страну после военной разрухи, возрождают сельское хозяйство, воздвигают мощные промышленные объекты и города, осваивают космическое пространство. В витринах – подарки от благодарных граждан Советского Союза своим правителям. Все исполнено с великим талантом и любовью, очень масштабно. Вот искусные поделки из кости мамонта, ковер с ликом Сталина, вручную сотканный в 1949 году. Это год рождения моего мужа. И он был счастлив такой встрече, как бы ни относился к этой одиозной личности. Посещение выставки навеяло теплые воспоминания о детстве, о первых учителях, об ушедших близких людях. Таково наше наследие. И каким бы оно ни было – это наша жизнь, жизнь наших родителей.

    В залах НГХМ

    Порадовала глаз и выставка наших земляков Геннадия и Людмилы Шляга – «Две горы. Керамика. Живопись. Графика». С творчеством этих художников знакома давно, с начала 1990-х, но вот такую полную, как бы отчетную выставку, оформленную с большим вкусом и значением, было приятно увидеть в стенах художественного музея. Порадовало, что авторы полны творческих сил и замыслов. Многогранность в техниках подтверждает их талант и незаурядность. И приятно, что это наши, свои, а их искусство, в первую очередь, принадлежит новосибирцам.

    Переходя из зала в зал, попадаешь в разные эпохи, разные страны. Мировые шедевры переносят посетителя в различные уголки планеты. В отличие от так разрекламированных виртуальных теле-, Интернет- и 3D-выставок, здесь можно буквально вдохнуть запах красок, ощутить руку и замысел творца. Это не громкие слова, не пафос, это на самом деле так. Попадаешь в безвременье.

    Еще свежо воспоминание о посещении передвижной итальянской выставки «Гений да Винчи», которая в начале этого года была для многих новосибирцев открытием, демонстрацией новейших приемов и методов экспонирования в музейном пространстве, в частности, в залах Новосибирского художественного музея. А мы уже имеем возможность получить не менее сильные впечатления от созерцания спокойного, мудрого искусства народов Востока (выставка «Продолжая традиции собирательства» из коллекции Государственного музея искусства народов Востока, Москва). Здесь мы с мужем провели, пожалуй, большую часть всего времени, рассматривая предметы, представляющие традиции, культуру и искусство стран Дальнего Востока (Китая, Японии, Кореи) и стран Юго-Восточной Азии (Вьетнама, Мьянмы, Таиланда, Лаоса, Камбоджи, Индонезии). Остались за стенами музея суета, переживания, проблемы, шумный проспект с автомобильными пробками. Спокойствие, умиротворение и красота – все это прекрасный релакс, восстанавливающий и омолаживающий, заряжающий новой энергией.

    Подытоживая свой обзор, хочется отметить, что сотрудники художественного музея сохраняют в своей работе верность лучшим культурным традициям, не нарушая интеллигентной направленности в музейной деятельности. Не опускаются до суетных мероприятий на потребу «современности» по существующему ошибочному мнению о так называемом интерактиве, для привлечения публики. Все-таки классическое искусство, художественное, либо музыкальное, литературное, должно лежать в основе всех новых веяний, ибо оно незыблемо и вечно, так же как понятие Родины. Поэтому и художественный музей в своем величественном здании – классическом творении архитектурного таланта А.Д. Крячкова, олицетворяет в нашем сибирском регионе, по крайней мере, для меня, моих друзей и родных, некий оазис, островок высокой культуры и искусства.