• Главная
  • Экспозиция
  • Иконы
  • Иконы

    03 июня 2015 4362
  • Иконы

    Ведущее место в коллекции музея принадлежит русскому искусству. Начиная рассказ о лучших вещах, уместно обратиться, прежде всего, к разделу древнерусского искусства, с которого берёт начало расцвет русской живописи.

    Древнерусское искусство представлено, в первую очередь, интересным собранием икон. Самыми ранними памятниками иконописи в коллекции являются иконы XVI века. Икона «Чудо Димитрия Солунского», датируемая первой половиной века и представляющая столичную московскую школу, настоящая жемчужина музейного собрания. В той гармонии цвета и линии, которая в ней присутствует, ещё ощущаются отзвуки великого искусства времён Андрея Рублёва и Дионисия. Несмотря на небольшой формат иконы, ей присуща монументальность композиции, и особенно выразительны гибкие линии. Пронизанный золотистым сиянием, колорит вторит общему замыслу, прославляющему героику подвига. «Богоматерь на престоле», относящаяся ко второй половине, более драматична в своём решении. Цвет выразителен и насыщен, но в образах нет той открытости и радости, которая была прежде. И это не случайно, ибо её создание падает на время царствования Ивана Грозного, эпоху напряжённого и переломного момента в истории России. Икона «Страшный суд», по всей вероятности, создана в первой половине века и по многим признакам, особенно по присутствию яркой киновари, имеет новгородское происхождение. Резная надпись на нижнем поле иконы «Ся икона старца Филиппа Колычева Соловецкого монастыря» свидетельствует о её принадлежности митрополиту Филиппу (1507-1569) , известному историческому деятелю времени Ивана Грозного, пострадавшему за обличение политики царя, что делает её с исторической точки зрения уникальной.

    Целым рядом икон представлены так называемые «Строгановские письма». Среди них выделяются«Успение Богоматери» и «Покров», немного перегруженные по композиции, но гармоничные по колориту и праздничные по настроению. К ним примыкают иконы конца XVII – начала XVIII веков, найденные сотрудниками музея в селе Чухлома Костромской области. Это интересные житийные иконы «Великомученица Параскева Пятница с житием» и «Святитель Николай Можайский с житием», а также несколько икон из праздничного чина, в которых обозначены влияния западной живописи, особенно в пейзажных мотивах. Любопытна подписная икона «Архангел Михаил, попирающий дьявола» Михайлы Фунтусова (1757). Как мастер барочного направления, он строит сложную динамичную композицию, смело используя приёмы европейской школы.

    Сибирская икона

    Особой гордостью музея является собрание икон Урала и Сибири. Они составляют наиболее привлекательную часть коллекции. Среди уральских икон выделяются принадлежащие к невьянской школе «Собор архангела Михаила» (XIX век),« Апостол и евангелист Иоанн Богослов со святым чудотворцем и бессребреником Космой на левом поле» (датирована 1813 годом), «Архангел Михаил Воевода» (первая половина XIX века).

    В ликах некоторых святых на иконах, созданных на территории Сибири, отражены местные этнические черты. Эти особенности отличают иконы «Священномученик Антипа, святитель Григорий Богослов и великомученица Екатерина» и«Святитель Николай», созданные в XVIII – начале XIX веков.

    Большинство икон создавалось безвестными народными мастерами. Им присуща своеобразная стилистика, отражающая влияние на иконописание народного искусства. На облачении Николы, например, народные мастера размещали узоры, характерные для росписей прялок. Их фон, как правило, чёрный или красный. Большими группами представлены иконы с сюжетами«Огненное восхождение Ильи», «Архангел Михаил», «Чудо Георгия о змие», «Никола», «Спас» и «Богоматерь» в различных изводах. Некоторая однотипность, им присущая, объясняется налаженным производством икон для продажи на ярмарках. Удалось установить имя одного из многочисленных местных иконописцев, работавших в Сузуне, И.В.Крестьянникова (1859-1941).

    Новосибирский государственный художественный музей : [альбом] /
    сост. и авт. вступ. ст. А. Д. Клушин. – Новосибирск, сор. 2009
    (печ. ОАО «Советская Сибирь», 2010).