• Главная
  • Экспозиция
  • Русское искусство начала XX века
  • Русское искусство начала XX века

    10 июня 2015 4710
  • Русское искусство начала XX в.

    Художники «Мира искусства» (объединение «Мир искусства», возникло в Петербурге в 1898 г.) всегда ценили историческую ретроспекцию и мир театра. Первая тема в Новосибирском государственном художественном музее, представлена небольшой картиной А.Н. Бенуа «Версаль». Вторая – была главной для А.Я. Головина. В театрализованном женском образе на его полотне «Цыганка» (1911) поражает трагическая напряжённость, что не так часто наблюдается у выдающегося мастера. С другим, равнозначным А.Я. Головину, театральным художником К.А. Коровиным знакомит эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1915). Два поздних пейзажа «Париж ночью» (1938) и «Парижские огни» представляют его как блестящего мастера русского импрессионизма. Один из корифеев этой группы К.А. Сомов в миниатюрном портрете племянника Е.С. Михайлова создал своего рода собирательный образ современника с его утончённостью внутреннего мира и предчувствием будущей драмы.

    Работы З.Е. Серебряковой, младшей представительницы «Мира искусства», одна из самых привлекательных частей коллекции художественного музея. К её лучшим достижениям можно отнести, исполненную изысканной гармонии картину «На террасе в Харькове» (1919), где натурой послужили близкие люди – мать и дети. Среди графических листов – такие широко известные вещи, как «Портрет Б.А. Серебрякова, мужа художницы» (1908–?), «Солдат – сенегалец» (1928), лаконичный по цвету и энергичный по рисунку. В пейзаже «Бретань. Рынок в Пон – л’Аббе» (1934) законченность композиции сочетается с непосредственностью этюда. Художница передала свежесть цвета и красоту освещения.

    Видным участником «Мир искусства» был Н.К. Рерих. Его шестьдесят картин из коллекции музея относятся к последнему десятилетию жизни мастера. Жизнь, полная приключений, своеобразный стиль в искусстве сделали его фигуру и привлекательной, и одинокой в русской культуре XX века. Исполненные в ярком колорите с преобладанием чёткого контурного решения, его картины являются зримым воплощением самобытной философии художника. Природа во всём своём величии играет первостепенную роль в его произведениях.

    Довольно полно представлена в НГХМ живопись «Союза русских художников». Это, в основном, пейзажи и интерьеры. Среди них есть композиции С.Ю. Жуковского. Этюд к картине «Бессонная ночь» тонок по настроению. Полотно «Осень» носит программный характер: чеховские мотивы увядания старого мира дворянской культуры воплощены в нём с необыкновенной поэзией и деликатностью. Целое созвездие первоклассных пейзажистов того времени представлено яркими работами, в том числе И.П. Петровичев («Вечер при закате», 1917; «Зима. Солнечный день»), Л.В. Туржанский («Осень. Дача», 1912; «Пасмурная осень», 1911), А.Ф. Гауш («Старая дача», около 1913). Звонкий и чистый по колориту«Летний пейзаж с церковью» (1916) А.А. Рылова можно отнести к его лучшим произведениям. В ряду пейзажей выделяется большое по размерам полотно «Псков. Кремль» (1911) К.И. Горбатова. Жизнерадостная картина «Улица в Козлове» (1913) И.М. Герасимова примыкает к этой линии русского пейзажа. Написанное по следам солнечного затмения в Крыму большое и эффектное полотно А.М. Васнецова «Солнечная корона» (1914), стилистически органично вписывается в направление модерн.

    Повествующее о жизни в деревне, но лишённое какой-либо социальной оценки, сентиментальное по настроению полотно Н.П. Богданова-Бельского «Между уроками» (1903) свидетельствует об изменении приоритетов у поздних передвижников. Из нескольких картин А.Е. Архипова лучшей и типичной для его стиля является «Баба у окна» – этюд для картины 1914 года «Гости» из Государственного Русского музея. Близок к ним С.Ф. Колесников с привлекательной композицией «Крестьянин у бочки», наполненной светом: эскизный мазок пластичен и выявляет красоту обыденных вещей. Н.А. Касаткин, наоборот, склонен к отображению жизни с позиций революционно настроенной интеллигенции. В картине «После обыска» (1905) художника интересует сюжет, живопись же лишена выразительности.

    Новизну радикальных направлений в русском искусстве наиболее полно можно ощутить у художников группировки «Бубновый валет». Натюрморты П.П. Кончаловского «Овощи» (1916) и Р.Р. Фалька «Бутыль и груши» (1912) свидетельствуют об интересе этих мастеров к проблеме предметной формы и освоению принципов сезанновского стиля. В «Торговце старым платьем» (1910) Р.Р. Фальк, тем не менее, создаёт убедительный психологический образ человека. Эксперименты в области формы наиболее последовательно воплощены в картине А.В. Шевченко «Лучистая композиция. Утки » (1914), демонстрирующей направление «лучизма». В ней разложение целого на части достигло своего апогея, подведя художественные эксперименты к чистой абстракции.

    Новосибирский государственный художественный музей : [альбом] /
    сост. и авт. вступ. ст. А. Д. Клушин. – Новосибирск, сор. 2009
    (печ. ОАО «Советская Сибирь», 2010).