• Главная
  • Экспозиция
  • Русское искусство конца XX века
  • Русское искусство конца XX века

    10 июня 2015 3772
  • Русское искусство конца XX века

    Начиная с 1970-х годов, в отечественном искусстве наблюдается тяга к стилистичекому разнообразию. Живописное собрание музея даёт возможность убедиться в этом. Т.Г. Назаренко – одна из ярчайших фигур этого времени. «Встреча гостей в молдавском совхозе» (1974) – картина, в которой её стиль стал вполне узнаваем. Заимствования из арсенала наивного искусства – наиболее заметный приём в ней. Интересен «Пруд» (1979) Н.И. Нестеровой, в котором художница акцентирует внимание на теме одиночества и разобщённости городского человека. Замкнутый водоём, лодки без вёсел, погружённые в себя люди, – эти образы вписываются в концепцию жизни, разрабатываемую искусством того времени. В.В. Рожнёв в «Автопортрете с женой» (1976), наоборот, находит основу гармоничного бытия человека во взаимопонимании и сокровенном мире творчества. Один из лидеров тогдашнего молодёжного направления А.Г. Ситников представлен поздней работой «Эрос. Филос. Агапэ» (1995), в которой склоняется к фиксации открытых знаковых структур, близких к абстрактной символике.

    Картина И.Л. Лубенникова «Тарелка с вишнями» (1986) воспринимается как манифест нового критического направления в искусстве периода Перестройки, правда, просуществовавшего недолго. Образы обывателей под его кистью приобретают грубость очертаний, но при этом сохраняют некоторую поэзию. В более остром прочтении эпоха предстаёт в полотнах М.К. Кантора. Известная композиция «Утренний обход» (1986) полна энергии движения и драматизма ситуации. Её стиль сродни экспрессионизму и как нельзя более соответствует настроению разброда и негативного отношения к действительности в стране периода переосмысления ценностей жизни. Это наиболее яркие примеры искусства последнего периода, но музей обладает также работами З.П. Аршакуни, А.М. Бирштейн, Е.Ю. Дыбского, Н.М. Ромадина, В.Т.Сахатова, И.А. Старженецкой, Л.И.Табенкина, Т.А. Файдыш, А.Ю. Цедрика (триптих«Хлебников в Москве»). Питерская группа «Митьки» представлена несколькими бытовыми сценами Д.В. Шагина и пейзажами А.О. и О.А. Флоренских. Эти работы вместе с несколькими произведениями московских художников А. Шевченко и С. Сутягина составляют выразительную коллекцию нового реализма. Надо упомянуть имя О. Ланга, яркого мастера авангардного стиля.

    Новосибирский государственный художественный музей : [альбом] /
    сост. и авт. вступ. ст. А. Д. Клушин. – Новосибирск, сор. 2009
    (печ. ОАО «Советская Сибирь», 2010).