24 сентября 2020

«Лицо улицы:
зрелищный плакат в городе»

Выставка проходит в рамках реализации Национального проекта «Культура» и представляет подлинные материалы Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
0
«Лицо улицы: <br>зрелищный плакат в городе»
Иконка календаря
24 сентября 2020
открытие
Иконка календаря
16 ноября 2020
закрытие
Иконка локации
ул. Свердлова 10
место проведения

24 сентября в Новосибирском государственном художественном музее начинает работу выставка «Лицо улицы: зрелищный плакат в городе», на которой представлены плакаты немого кино второй половины 1910-х годов и театральные плакаты 1950–1980-х годов из коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

«Изо всех созданий современного искусства я особенно люблю афиши. Их идеал: яркость, их художественный принцип: бей по голове! Никаких полутонов, никаких оттенков! Они не знают шепота, они вечно должны кричать», — полушутливо-полувсерьез писал К. И. Чуковский о художественных афишах, то есть рекламных графических листах с изображением (в 1910-е годы в обиходе закрепился термин «плакат» — так стали называть художественную афишу, отделяя ее от шрифтовой).

Оценка Чуковского справедлива по отношению к большинству плакатов любого времени, потому что передает суть их назначения — привлекать внимание. Остановить взгляд и заинтересовать — это задача, характерная для любой плакатной графики, но между разными ее видами существует и множество отличий — эстетических, композиционных, функциональных.

Выставка «Лицо улицы: зрелищный плакат в городе» проходит в рамках реализации Национального проекта «Культура».

Она основана на подлинных материалах Государственного музея истории Санкт-Петербурга и объединяет два блока с очень разным материалом — плакатами немого кино второй половины 1910-х и театральными плакатами 1950–1980-х годов. Показанные вместе, они дают возможность осознать зрелищный плакат как цельное культурное явление, при всей огромной специфике отдельных его видов.

Принципиальное свойство плаката — его демократичность. Он должен информировать и привлекать внимание прохожих. Он открыт любому взгляду и обращается к каждому, кто захочет на него посмотреть. Он вписан в городское пространство и принадлежит всем, но в то же время не принадлежит никому.

Важное следствие демократичности плаката в том, что через него в массовую визуальную культуру проникали и распространялись — зачастую в упрощенном виде — новые веяния в области искусства и графической моды.

Ранний киноплакат представляет собой ценный исторический источник, поскольку нередко является единственным вещественным свидетельством об утраченных лентах немого кино (а таковых — большинство). Он как документ хранит информацию о кинематографической культуре времени, об интересах публики и репертуаре кинотеатров. При этом художественный уровень плакатов немого кино исключительно неоднороден: с качественными и эффектными графическими листами соседствуют китчевые работы дилетантов — но только вместе они создают правдивую панораму массовой визуальной культуры начала XX века.

Среди авторов раннего киноплаката немного громких имен. Значительная часть листов анонимна. Среди профессиональных художников, бравших коммерческие заказы на киноплакаты, назовем М. Е. Вернера, В. В. Воинова, И. С. Ефимова и др. Со временем в этой сфере появились свои профессионалы — художники, для которых киноплакат стал основной работой. Среди них главной фигурой был М. С. Кальмансон — исключительно плодотворный художник, основатель и владелец первой российской мастерской киноплаката.

Советский, и прежде всего ленинградский, театральный плакат со времен хрущевской оттепели до перестройки — яркое явление графической культуры и дизайна. Горожане любили театральный плакат за удовольствие встречи с оригинальным творческим высказыванием — удовольствие от возможности удивляться, разглядывать, думать, воображать. Возможно, советский театральный плакат в его лучших образцах был самым массовым живым искусством в городской среде. Являясь по сути рекламой, созданной с утилитарными задачами, многие театральные плакаты обладают очевидной художественной ценностью.

В экспозиции «Лицо улицы: зрелищный плакат в городе» представлены работы ведущих художников ленинградской школы театрального плаката — Н. П. Акимова, И. А. Иванова, Г. А. Кузова, О. А. Биантовской, В. К. Кундышева, М. А. Гордона, Г. П. Корбут и других.

 

Выставка будет работать на Свердлова, 10 с 24 сентября до 16 ноября 2020 года.

«Лицо улицы: <br>зрелищный плакат в городе»