24 марта 2021
«Магия узоров. Орнаментальное искусство Юго-Восточной Азии»: выставка из фондов Государственного музея Востока
На выставке «Магия узоров. Орнаментальное искусство Юго-Восточной Азии» будет представлено около 150 художественных произведений XIX–XX веков из Государственного музея Востока (Москва). Выставка пройдет в рамках реализации Национального проекта «Культура».
24 марта 2021 |
|
открытие |
20 июня 2021 |
|
закрытие |
ул. Свердлова 10 |
|
место проведения |
Экспонаты выставки созданы народными мастерами Индонезии, Малайзии, Мьянмы (Бирмы), Лаоса, Камбоджи и Вьетнама. В экспозицию вошли те виды декоративно-прикладного искусства, в которых наиболее ярко проявилось восточное орнаментальное мышление: это текстиль, костюм, куклы, лаки, оружие и художественный металл. Украшающие их узоры буквально завораживают красотой и гармонией форм, магией скрытого в них символико-философского смысла.
Открывают выставочный проект театральные куклы Индонезии. С периода средневековья здесь получил распространение теневой театр ваянг кулит, восходящий к древним ритуалам вызова духов предков. Само название куклы — ваянг — происходит от слова «тень» или «предок». Но так как особенностью театрального действа стало то, что зрители могли сидеть с двух сторон экрана и видеть не только тени, но и куклы, то все плоские кожаные ваянги покрывались ювелирно-тонкой ажурной резьбой и расписывались яркими красками.
— На выставке представлены и куклы театра марионеток ваянг голек, близкие по стилю теневым, но вырезанные из дерева и одетые в длинные юбки с традиционными узорами, — рассказывает куратор выставки, главный научный сотрудник отдела искусства народов Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Океании Наталья Гожева. — Тут же демонстрируется чрезвычайно экспрессивная маска ведьмы Рангды, которая на острове Бали считается повелительницей демонов. Во время театральной мистерии в ней выступает актер, которому противостоит добрый маг Баронг с воинами, вооруженными кинжалами крисами — образцами этого традиционного оружия, которое является непременным атрибутом мужского костюма, зрители тоже смогут полюбоваться на выставке.
Зрителям будут представлены также изделия торевтов Камбоджи: серебряные шкатулки в виде рыбы, тыквы и фантастического существа — обезьяно-рыбы. В экспозиции находится небольшая, но интересная коллекция ювелирных изделий первой половины XX века, представляющая художественные традиции живущего в Лаосе народа хмонгов. Среди них уникальное колье в виде летучей мыши с плодом граната над головой — символ счастья и многочисленного мужского потомства.
Отдельного внимания заслуживает лаковое искусство Юго-Восточной Азии, в котором издавна используют смолу лакового дерева (Gluta usitata). Оригинальны покрытые тонкой полихромной гравировкой лаки Мьянмы. Сложный процесс их создания насчитывает от 20 до 40 этапов и занимает от полугода до двух лет. На выставке «Магия узоров» помимо бытовых изделий будут представлены сюжетные картины, которые создают в Пагане, крупнейшей лаковой школе страны. Также зрители увидят изделия в технике швейзэва (золотой листок), которая позволяет создавать эффектные золотые узоры на черном фоне, произведения Кентунга и Мандалая с рельефными, покрытыми сусальным золотом орнаментами и лаковое искусство Вьетнама, отличающееся обилием изобразительных мотивов и многозначностью символики.
Самый большой раздел выставки посвящен художественному текстилю, который не случайно называют орнаментальной сокровищницей Юго-Восточной Азии. Особенно знамениты индонезийские батики острова Ява. Искусство батикования здесь образно называют «рисованием узоров сердцем», а из батиковых тканей шьют и женские, и мужские юбки (несшитые – каин паджанги, прямые сшитые – саронги), шарфы, головные платки. На островах Бали, Суматре, Калимантане и в Малайзии для праздничной одежды используют сонгкеты, сотканные из золотых или серебряных металлических нитей. На многих островах Малайского архипелага распространены также ткани в технике иката («обвязка»). Их орнаменты имеют характерные «размытые» контуры, поскольку резервация и окраска нитей осуществляется до процесса тканья. Обилием орнаментальных мотивов отличается ручное узорное ткачество Лаоса. В нем встречаются узоры древа жизни, рисового колоса, предков и духов-охранителей, восходящие к древним анимистическим верованиям и культу предков.
— Рассматривая все эти узоры, которыми покрыто каждое экспонируемое на выставке произведение, зритель может убедиться, сколь важная роль отводится орнаменту в культуре Юго-Восточной Азии, — подчеркивает куратор выставки Наталья Гожева. — В нем эстетическое начало гармонично сочетается с многогранностью символического содержания, охватывающего все аспекты Бытия, в чем и заключается красота и магия узоров.