24 марта 2021

«Магия узоров. Орнаментальное искусство Юго-Восточной Азии»: выставка из фондов Государственного музея Востока

На выставке «Магия узоров. Орнаментальное искусство Юго-Восточной Азии» будет представлено около 150 художественных произведений XIX–XX веков из Государственного музея Востока (Москва). Выставка пройдет в рамках реализации Национального проекта «Культура».
0
«Магия узоров. Орнаментальное искусство Юго-Восточной Азии»: выставка из фондов Государственного музея Востока
Иконка календаря
24 марта 2021
открытие
Иконка календаря
20 июня 2021
закрытие
Иконка локации
ул. Свердлова 10
место проведения

Экспонаты выставки созданы народными мастерами Индонезии, Малайзии, Мьянмы (Бирмы), Лаоса, Камбоджи и Вьетнама. В экспозицию вошли те виды декоративно-прикладного искусства, в которых наиболее ярко проявилось восточное орнаментальное мышление: это текстиль, костюм, куклы, лаки, оружие и художественный металл. Украшающие их узоры буквально завораживают красотой и гармонией форм, магией скрытого в них символико-философского смысла.

Открывают выставочный проект театральные куклы Индонезии. С периода средневековья здесь получил распространение теневой театр ваянг кулит, восходящий к древним ритуалам вызова духов предков. Само название куклы — ваянг — происходит от слова «тень» или «предок». Но так как особенностью театрального действа стало то, что зрители могли сидеть с двух сторон экрана и видеть не только тени, но и куклы, то все плоские кожаные ваянги покрывались ювелирно-тонкой ажурной резьбой и расписывались яркими красками.

— На выставке представлены и куклы театра марионеток ваянг голек, близкие по стилю теневым, но вырезанные из дерева и одетые в длинные юбки с традиционными узорами, — рассказывает куратор выставки, главный научный сотрудник отдела искусства народов Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Океании Наталья Гожева. — Тут же демонстрируется чрезвычайно экспрессивная маска ведьмы Рангды, которая на острове Бали считается повелительницей демонов. Во время театральной мистерии в ней выступает актер, которому противостоит добрый маг Баронг с воинами, вооруженными кинжалами крисами — образцами этого традиционного оружия, которое является непременным атрибутом мужского костюма, зрители тоже смогут полюбоваться на выставке.

Зрителям будут представлены также изделия торевтов Камбоджи: серебряные шкатулки в виде рыбы, тыквы и фантастического существа — обезьяно-рыбы. В экспозиции находится небольшая, но интересная коллекция ювелирных изделий первой половины XX века, представляющая художественные традиции живущего в Лаосе народа хмонгов. Среди них уникальное колье в виде летучей мыши с плодом граната над головой — символ счастья и многочисленного мужского потомства.

Отдельного внимания заслуживает лаковое искусство Юго-Восточной Азии, в котором издавна используют смолу лакового дерева (Gluta usitata). Оригинальны покрытые тонкой полихромной гравировкой лаки Мьянмы. Сложный процесс их создания насчитывает от 20 до 40 этапов и занимает от полугода до двух лет. На выставке «Магия узоров» помимо бытовых изделий будут представлены сюжетные картины, которые создают в Пагане, крупнейшей лаковой школе страны. Также зрители увидят изделия в технике швейзэва (золотой листок), которая позволяет создавать эффектные золотые узоры на черном фоне, произведения Кентунга и Мандалая с рельефными, покрытыми сусальным золотом орнаментами и лаковое искусство Вьетнама, отличающееся обилием изобразительных мотивов и многозначностью символики.

Самый большой раздел выставки посвящен художественному текстилю, который не случайно называют орнаментальной сокровищницей Юго-Восточной Азии. Особенно знамениты индонезийские батики острова Ява. Искусство батикования здесь образно называют «рисованием узоров сердцем», а из батиковых тканей шьют и женские, и мужские юбки (несшитые – каин паджанги, прямые сшитые – саронги), шарфы, головные платки. На островах Бали, Суматре, Калимантане и в Малайзии для праздничной одежды используют сонгкеты, сотканные из золотых или серебряных металлических нитей. На многих островах Малайского архипелага распространены также ткани в технике иката («обвязка»). Их орнаменты имеют характерные «размытые» контуры, поскольку резервация и окраска нитей осуществляется до процесса тканья. Обилием орнаментальных мотивов отличается ручное узорное ткачество Лаоса. В нем встречаются узоры древа жизни, рисового колоса, предков и духов-охранителей, восходящие к древним анимистическим верованиям и культу предков.

— Рассматривая все эти узоры, которыми покрыто каждое экспонируемое на выставке произведение, зритель может убедиться, сколь важная роль отводится орнаменту в культуре Юго-Восточной Азии, — подчеркивает куратор выставки Наталья Гожева. — В нем эстетическое начало гармонично сочетается с многогранностью символического содержания, охватывающего все аспекты Бытия, в чем и заключается красота и магия узоров.

«Магия узоров. Орнаментальное искусство Юго-Восточной Азии»: выставка из фондов Государственного музея Востока